4. Гибкость
Под гибкостью понимают морфо-функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев.
Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой.
Различают активную и пассивную гибкость.
Активная гибкость - это гибкость, проявляемая в результате собственных мышечных усилий.
Пассивная гибкость - выявляется путем приложения к движущейся части тела внешних сил (тяжести, усилий партнера и т.д.).
Гибкость зависит от эластичности мышц и связок. Эластичные свойства мышц могут в значительной мере меняется под влиянием факторов ЦНС (эмоциональность - увеличивает гибкость). Существенное значение в ограничении подвижности имеет возбуждение (стремление и сокращению) растягиваемых мышц, имеющее охранительную природу.
Степень проявления гибкости зависит от внешней температуры среды: при повышении tоС гибкость увеличивается.
На гибкость влияет и суточная периодизация. Так в утренние часы гибкость значительно снижается, а с 10 до 11 и с 15 до 16 часов выявлены наибольшие величины гибкости.
Неблагоприятные условия, ведущие к ухудшению гибкости, можно компенсировать разогреванием с помощью разминки.
Гибкость существенно изменяется под влиянием утомления, причем показатели активной гибкости уменьшаются, а пассивной увеличиваются.
Средствами развития гибкости являются упражнения на растягивание, т.е. упражнения с увеличенной амплитудой движений.
Данные упражнения делятся на две группы:
1. Активные упражнения.
а) однофазные и пружинистые
б) маховые и фиксированные
в) с отягощениями и без отягощений.
2. Пассивные упражнения.
- В.Г. Шпак, а.А. Синютич
- Содержание
- Предисловие
- Лекция 1 Теория и методика физического воспитания как научная и учебная дисциплина
- 1.Предмет изучения и преподавания
- 2.Ведущие понятия тмфв
- 3.Источники и этапы развития тмфв
- 4.Место теории физического воспитания в системе научных знаний о физическом воспитании
- 5.Методы исследования в тмфв
- Лекция 2 система физического воспитания
- Общественно-самодеятельная форма организации и руководства направлено на массовый охват физическим воспитанием на самодеятельных началах всех возрастных контингентов населения.
- Средства физического воспитания
- 6.Физические упражнения – основное средство физического воспитания
- 7.О значении оздоровительных сил природной среды и гигиенических факторов как средств физического воспитания
- Методы обучения
- 1.Понятие метод, его назначение и использование
- 2. Требования к выбору методов
- 3. Классификация методов
- 4. Словесные методы
- 5. Наглядные методы обучения
- 6. Практические методы обучения (метод строго регламентированного упражнения и метод частично регламентированного упражнения)
- Методы, способствующие развитию двигательных качеств
- I. Методы строго регламентированного упражнения
- II. Методы частично регламентированного упражнения
- Принципы обучения
- 1. Принцип сознательности и активности
- 2. Принцип наглядности
- 3. Принцип систематичности и последовательности (доступности)
- 4. Принцип индивидуализации
- 5. Принцип постепенности
- Двигательные умения и навыки
- 1. Определение понятия навык. Разновидности навыков
- 2.Формирование навыка
- 3. Деавтоматизация навыка
- 4. Перенос двигательных навыков
- 5. Образование двигательного навыка
- I. Основная направленность образования двигательного навыка.
- II. Схема образования условного двигательного рефлекса (навыка), состоит из звеньев:
- IV. Условные раздражители при образовании двигательного навыка.
- V. Деятельность анализаторов при образовании двигательного навыка.
- VI. Последовательность образования навыка (физиологические фазы двигательного навыка).
- 6. Структура обучения двигательным действиям
- Переход знания в представления, умения, навыки
- Двигательный навыкВысокая быстрота, стабильный итог, высокая устойчивость, прочное запоминание, автоматизированность, подсознательный контроль действий. Лекция 7 физические качества человека
- 2. Быстрота
- 3. Выносливость
- 4. Гибкость
- 5. Ловкость
- Физическое и психическое развитиЕ ребенка (от рождения до 6 лет)
- 1. Общие, наиболее характерные закономерности физического развития детского организма
- 2. Особенности развития и совершенствования функций различных органов и систем организма ребенка
- 2.1. Особенности формирования нервной системы
- 2.2. Особенности формирования опорно-двигательного аппарата
- 2.3. Особенности развития дыхательной и сердечно-сосудистой системы
- 3. Закономерности психического развития детей дошкольного возраста
- 4. Онтогенез моторики в различные возрастные периоды
- Последовательность овладения основными движениями у детей младенческого возраста
- Формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях
- 1.Общая характеристика форм организации физического воспитания дошкольников
- 2.Физкультурные занятия
- 3.Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня
- 4.Работа по физическому воспитанию в повседневной жизни
- Формы организации физического воспитания школьников
- 1.Общая характеристика форм организации физического воспитания школьников
- 2.Урок физической культуры
- Типы уроков
- 3.Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня
- Физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах
- Ежедневные физкультурные занятия на воздухе (в группе продленного дня [спортивный час])
- 4.Внеклассная работа по физическому воспитанию
- Планирование процесса физического воспитания
- Распределение учебного материала в четвертном учебном плане.
- Учет успеваемости учащихся
- 1. Общие требования к оценке успеваемости учащихся по физической культуре
- 2. Критерии учета успеваемости
- 3.Оценка знаний
- Десятибалльная шкала оценки учебной деятельности учащихся Требования к знаниям
- 4.Оценка техники физического упражнения
- Десятибалльная шкала оценки учебной деятельности учащихся Требования к двигательным умениям и навыкам
- 5.Оценка физической подготовленности
- Физическое воспитание детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья
- Профессионально-прикладная физическая подготовка
- 1. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки
- 2. Построение и основы методики ппфп
- 3. Средства ппфп
- 4. Формы организации занятий по ппфп
- Физическое воспитание в профессионально-технических училищах
- 1. Значение, цель, задачи физического воспитания в пту
- 2. Программа по физическому воспитанию для учащихся пту
- 3.Организация занятий по физическому воспитанию в пту
- 4. Требования к учету успеваемости в пту
- 5. Физическое воспитание учащихся имеющих отклонения в состоянии здоровья
- Физическое воспитание в высших учебных заведениях
- 1. Значение, цель и задачи физического воспитания студентов
- 2. Программа физического воспитания студентов
- 3. Формы организации занятий по физическому воспитанию в вузе
- 4. Методические основы физического воспитания в вузе
- 5. Основные направления работы по физическому воспитанию в вузе
- 6. Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях
- Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности
- 1. Значение и задачи физического воспитания в основной период трудовой деятельности
- 2. Физическая культура в рамках трудового процесса
- 3. Физическая культура на производстве вне рамок труда
- 4. Физическая культура в быту трудящихся
- Физическое воспитание в пожилом и старшем возрасте
- 1. Старение и задачи направленного физического воспитания в пожилом и старшем возрасте
- 2. Характерные средства
- 3. Формы организации занятий
- 4. Методические основы занятий
- Физическая подготовка в вооруженных силах
- 1. Значение, цель, задачи физической подготовки в вооруженных силах
- 2. Специальная направленность физической подготовки в различных видах вооруженных сил
- 3. Формы физической подготовки военнослужащих