logo
lekcii_tmfv_fiz / lekcii_tmfv_fiz

1. Общие требования к оценке успеваемости учащихся по физической культуре

К учащимся в школе должны предъяв­ляться требования, объективно отражающие индивидуальный уровень умений и навыков, развитие двигательных способностей на конкретном этапе обучения. Что касается знаний, то их уровень не зависит от физиче­ских способностей и половых особенностей школьников, и требования к их оцениванию предъявляются единые для всех.

Учебная деятельность по физической культуре является самой мно­гообразной из всех дисциплин школьного учебного плана, поскольку свя­зана с усвоением знаний, формированием двигательных навыков, повыше­нием уровня функциональных возможностей и развитием на их основе двигательных способностей. Результатами этих видов деятельности явля­ются новые знания, соответствующие физкультурному пространству, спортивные, трудовые и бытовые двигательные навыки, высокий уровень физического развития и физической подготовленности, крепкое здоровье, развитие интеллекта, приобщение к регулярным занятиям физической культурой.

В соответствии с Законом «Об образовании в Республике Беларусь» (в редакции Закона от 19 марта 2002 г. № 95-3), Правилами аттестации, пе­ревода, организации выпускных экзаменов и выпуска учащихся учрежде­ний, обеспечивающих получение общего среднего образования (в редак­ции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 1 ноября 2002 г. № 49), в учреждениях, обеспечивающих получение обще­го среднего образования, проводится аттестация обучающихся в целях оп­ределения уровня усвоения учебного материала за определенный период обучения.

С 2003 — 2004 учебного года устанавливаются текущая, промежуточ­ная и итоговая аттестации учащихся. Аттестация может осуществляться в устной, письменной и практической формах.

Аттестация по учебному предмету «Физическая культура» осущест­вляется в соответствии с нормами оценки результатов учебной деятельно­сти учащихся, которые оцениваются в баллах по 10-балльной системе -7 (семь), 8 (восемь), 9 (девять), 10 (десять). Отметка «0» выставляется при отсутствии результатов учебной деятельности учащегося на момент атте­стации.

Оценочная деятельность заключается в определении степени выпол­нения (решения) учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения, а также на основании сопоставления реальных результатов их учебной деятельности с требованиями учебных программ и образователь­ных стандартов.

Количественным показателем оценки результатов учебной деятель­ности учащихся является отметка. Отметка — это результат процесса оце­нивания, его условно-формальное (знаковое) выражение в баллах.

10-балльную систему оценки результатов учебной деятельности учащихся образуют взаимосвязанные и взаимообусловленные виды, фор­мы, методы контроля, с помощью которых в соответствии с установлен­ными правилами, требованиями и нормами определяются результаты учебной деятельности учащихся и осуществляется их аттестация.

Основными функциями 10-балльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся являются:

- образовательная, ориентирующая педагога на использование раз­нообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, со­действующих продвижению учащихся к достижению более высоких уров­ней усвоения учебного материала;

- стимулирующая, заключающаяся в установлении динамики дос­тижений учащихся в усвоении знаний, характера познавательной деятель­ности и развитии индивидуальных качеств и свойств личности на всех эта­пах учебной деятельности;

- диагностическая, обеспечивающая анализ, оперативно-функциональное регулирование и коррекцию образовательного процесса и учебной деятельности;

- контролирующая, выражающаяся в определении уровня усвоения учебного материала при различных видах контроля и аттестации учащихся;

- социальная, проявляющаяся в дифференцированном подходе к осуществлению контроля и оценке результатов учебной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных возможностей и потребностей в соответствии с социальным заказом общества и государства.

Выставляемая педагогом оценка должна быть объективной, исклю­чающей личные симпатии или антипатии по отношению к учащемуся и, в то же время, учитывающей индивидуальные особенности его психофизи­ческого развития.

Объективность оценки во многом зависит от адекватности установ­ленных учителем критериев (требований), основанных на программно-нормативных документах, к двигательным и интеллектуальным возможно­стям учащихся, их возрасту, полу. Отметка по физической культуре, с одной стороны, характеризует успехи и неудачи ученика по различным ви­дам учебной деятельности, а, с другой, должна отражать все виды учебной деятельности.

Освоение учащимися начальной школы программного материала по физической культуре требует реализации принципа межпредметных свя­зей, т. е. согласования с учебным материалом других образовательных об­ластей, например: «Человек и мир», «Технология» и др. Такое межпред­метное содержание материала должно обсуждаться учителем физической культуры начальных классов, что оказывает более эффективное влияние на образование школьников, формирование у них целостности представлений об изучаемых явлениях.