2.1. Особенности формирования нервной системы
Масса головного мозга к 6-7 годам достигает 1200-1300г., приближаясь к массе взрослого человека. И по внешнему виду мозг ребенка почти не отличается от мозга взрослого. Однако внутреннее его строение и функциональные возможности имеют большие отличия. Сочетание процессов возбуждения и торможения определяют работу головного мозга. Для высшей нервной деятельности ребенка характерно преобладание возбудительного процесса над тормозным и неустойчивость основных процессов нервной системы, которая особенно остро проявляется в трудный период адаптации к новым условиям (нарушение сна, повышенная возбудимость, чрезмерная подвижность, суетливость, отвлекаемость и т.д.).
Приобретение и упрочение знаний, умений, навыков и должных норм поведения связано с функциональным состоянием высшей нервной деятельности, в основе которой лежит образование условных рефлексов.
Чем совершеннее кора больших полушарий, тем более тонкие и сложные рефлексы могут быть сформированы. В дошкольном возрасте рефлексы образуются не только на реально существующие раздражители (первая сигнальная система – анализаторы), но и на их речевые символы (вторая сигнальная система).
Длительное применение в определенной последовательности внешних раздражителей приводит к образованию динамического стереотипа, т.е. устойчивой системы ответных реакций.
Динамические стереотипы вырабатываются у ребенка в процессе обучения и воспитания.
Тем не менее следует осторожно тренировать нервную систему ребенка с целью изменения (т.е. совершенствования) установившегося стереотипа. Так, учитывая особенности развития движений ребенка на втором году жизни, следует в физкультурные занятия после овладения детьми обычной ходьбой ввести усложненную ходьбу (по дорожке, доске и др.).
В результате происходит совершенствование навыка не только при выполнении упражнения, но и в повседневной жизни.
Усвоение учебного материала и его закрепление облегчается при одновременном участии нескольких анализаторов – слухового, зрительного, тактильного. Этим определяется рациональная методика проведения учебного процесса, основанная на использовании пособий, игрушек, игр в сочетании с образным, четким объяснением.
Образование условных рефлексов зависит от состояния здоровья ребенка. При любом, даже незначительном заболевании нарушается возбудимость, повышается истощаемость нервных клеток коры головного мозга.
Новые условные связи формируются с трудом, и для их выработки требуются раздражители с большим числом повторений.
Имеющиеся, но еще не достигшие достаточной устойчивости связи нарушаются, и ребенок теряет приобретенный ранее, но незакрепленный навык.
Мощным стимулом для развития ЦНС, высшей нервной деятельности является богатство и разнообразие информации, поступающей в кору головного мозга благодаря специфической функции органов чувств (анализаторов), в числе которых особую роль в дошкольном возрасте играют зрительный, слуховой, двигательный и тактильный.
Зрительный анализатор.
Зрительный анализатор осуществляет восприятие и анализ зрительных ощущений. В его состав входят: глаз, зрительный нерв и зрительные зоны головного мозга, расположенные в затылочной части.
Изменчивость всех элементов глаза и формирование его оптической системы происходит параллельно с ростом и развитием всего организма. Это длительный процесс, особенно интенсивно протекающий от 1 года до 5 лет жизни ребенка. В этом возрасте значительно увеличивается размер и преломляющая сила глаза. Постепенно развивается острота зрения (способность глаза воспринимать на расстоянии форму, очертания, размеры предметов), достигающая возможного минимума к 5 годам.
Первые годы жизни ребенок может различать и называть цвета, определять простые геометрические формы, в 5-7 лет читать сначала крупные, а затем и мелкие буквы, писать и рисовать. В этом возрасте у ребенка заканчивается формирование совместного зрения двумя глазами, обеспечивающего пространственное восприятие предметов.
В течении всего дошкольного возраста, в связи с продолжающимся развитием организма, устойчивость его к внешним воздействиям недостаточна.
Слуховой анализатор.
Слуховой анализатор, как и зрительный, обеспечивает поступление информации в кору головного мозга. С функцией этого анализатора связано становление речи.
Человеческое ухо способно воспринимать звуки разной интенсивности, но для нормального функционирования слухового анализатора уровень шума не должен превышать 55 децибел (120 дцб – стоя рядом с турбиной реактивного самолета, 110 дцб – порог болевой чувствительности человека).
Интенсивность шума в дошкольных учреждениях нередко выходит за пределы нормы. Общаясь друг с другом дети, как правило, стремятся говорить громко. Взрослые не всегда воспитывают у дошкольников умение разговаривать не напрягая голосовые связки, нередко они и сами стараются перекричать детей (громкая речь от 70 до 80 децибел).
Поэтому дополнительная шумовая нагрузка к общему фону не должна превышать диапазона обычной разговорной речи.
Особенности строения уха дошкольника создают предпосылки для его воспаления – отита, особенно при заболеваниях носоглотки. Провоцирующий фактор возникновения отита – охлаждение ребенка, которое понижает сопротивляемость тканей.
Таким образом, для профилактики заболеваний уха существенное значение приобретают тепловой комфорт и закаливание ребенка.
Двигательный анализатор.
Двигательный анализатор – участвует в формировании и совершенствовании самых разнообразных двигательных навыков, начиная с сидения, стояния, перемещения в пространстве и кончая сложнокоординированными движениями, такими, как сохранение равновесия, выполнение графических действий, точное речепроизношение и др.
Функция двигательного анализатора тесно связана с деятельностью опорно-двигательного аппарата.
- В.Г. Шпак, а.А. Синютич
- Содержание
- Предисловие
- Лекция 1 Теория и методика физического воспитания как научная и учебная дисциплина
- 1.Предмет изучения и преподавания
- 2.Ведущие понятия тмфв
- 3.Источники и этапы развития тмфв
- 4.Место теории физического воспитания в системе научных знаний о физическом воспитании
- 5.Методы исследования в тмфв
- Лекция 2 система физического воспитания
- Общественно-самодеятельная форма организации и руководства направлено на массовый охват физическим воспитанием на самодеятельных началах всех возрастных контингентов населения.
- Средства физического воспитания
- 6.Физические упражнения – основное средство физического воспитания
- 7.О значении оздоровительных сил природной среды и гигиенических факторов как средств физического воспитания
- Методы обучения
- 1.Понятие метод, его назначение и использование
- 2. Требования к выбору методов
- 3. Классификация методов
- 4. Словесные методы
- 5. Наглядные методы обучения
- 6. Практические методы обучения (метод строго регламентированного упражнения и метод частично регламентированного упражнения)
- Методы, способствующие развитию двигательных качеств
- I. Методы строго регламентированного упражнения
- II. Методы частично регламентированного упражнения
- Принципы обучения
- 1. Принцип сознательности и активности
- 2. Принцип наглядности
- 3. Принцип систематичности и последовательности (доступности)
- 4. Принцип индивидуализации
- 5. Принцип постепенности
- Двигательные умения и навыки
- 1. Определение понятия навык. Разновидности навыков
- 2.Формирование навыка
- 3. Деавтоматизация навыка
- 4. Перенос двигательных навыков
- 5. Образование двигательного навыка
- I. Основная направленность образования двигательного навыка.
- II. Схема образования условного двигательного рефлекса (навыка), состоит из звеньев:
- IV. Условные раздражители при образовании двигательного навыка.
- V. Деятельность анализаторов при образовании двигательного навыка.
- VI. Последовательность образования навыка (физиологические фазы двигательного навыка).
- 6. Структура обучения двигательным действиям
- Переход знания в представления, умения, навыки
- Двигательный навыкВысокая быстрота, стабильный итог, высокая устойчивость, прочное запоминание, автоматизированность, подсознательный контроль действий. Лекция 7 физические качества человека
- 2. Быстрота
- 3. Выносливость
- 4. Гибкость
- 5. Ловкость
- Физическое и психическое развитиЕ ребенка (от рождения до 6 лет)
- 1. Общие, наиболее характерные закономерности физического развития детского организма
- 2. Особенности развития и совершенствования функций различных органов и систем организма ребенка
- 2.1. Особенности формирования нервной системы
- 2.2. Особенности формирования опорно-двигательного аппарата
- 2.3. Особенности развития дыхательной и сердечно-сосудистой системы
- 3. Закономерности психического развития детей дошкольного возраста
- 4. Онтогенез моторики в различные возрастные периоды
- Последовательность овладения основными движениями у детей младенческого возраста
- Формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях
- 1.Общая характеристика форм организации физического воспитания дошкольников
- 2.Физкультурные занятия
- 3.Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня
- 4.Работа по физическому воспитанию в повседневной жизни
- Формы организации физического воспитания школьников
- 1.Общая характеристика форм организации физического воспитания школьников
- 2.Урок физической культуры
- Типы уроков
- 3.Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня
- Физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах
- Ежедневные физкультурные занятия на воздухе (в группе продленного дня [спортивный час])
- 4.Внеклассная работа по физическому воспитанию
- Планирование процесса физического воспитания
- Распределение учебного материала в четвертном учебном плане.
- Учет успеваемости учащихся
- 1. Общие требования к оценке успеваемости учащихся по физической культуре
- 2. Критерии учета успеваемости
- 3.Оценка знаний
- Десятибалльная шкала оценки учебной деятельности учащихся Требования к знаниям
- 4.Оценка техники физического упражнения
- Десятибалльная шкала оценки учебной деятельности учащихся Требования к двигательным умениям и навыкам
- 5.Оценка физической подготовленности
- Физическое воспитание детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья
- Профессионально-прикладная физическая подготовка
- 1. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки
- 2. Построение и основы методики ппфп
- 3. Средства ппфп
- 4. Формы организации занятий по ппфп
- Физическое воспитание в профессионально-технических училищах
- 1. Значение, цель, задачи физического воспитания в пту
- 2. Программа по физическому воспитанию для учащихся пту
- 3.Организация занятий по физическому воспитанию в пту
- 4. Требования к учету успеваемости в пту
- 5. Физическое воспитание учащихся имеющих отклонения в состоянии здоровья
- Физическое воспитание в высших учебных заведениях
- 1. Значение, цель и задачи физического воспитания студентов
- 2. Программа физического воспитания студентов
- 3. Формы организации занятий по физическому воспитанию в вузе
- 4. Методические основы физического воспитания в вузе
- 5. Основные направления работы по физическому воспитанию в вузе
- 6. Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях
- Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности
- 1. Значение и задачи физического воспитания в основной период трудовой деятельности
- 2. Физическая культура в рамках трудового процесса
- 3. Физическая культура на производстве вне рамок труда
- 4. Физическая культура в быту трудящихся
- Физическое воспитание в пожилом и старшем возрасте
- 1. Старение и задачи направленного физического воспитания в пожилом и старшем возрасте
- 2. Характерные средства
- 3. Формы организации занятий
- 4. Методические основы занятий
- Физическая подготовка в вооруженных силах
- 1. Значение, цель, задачи физической подготовки в вооруженных силах
- 2. Специальная направленность физической подготовки в различных видах вооруженных сил
- 3. Формы физической подготовки военнослужащих