logo
lekcii_tmfv_fiz / lekcii_tmfv_fiz

2. Построение и основы методики ппфп

ППФП, как и специальная, строится на основе и в единстве с общей физической подготовкой. Содержание ОФП и частично ППФП в учебных заведениях определено государственными программами по физическому воспитанию.

В настоящее время выделяют ряд основных показателей, которые являются наиболее информативными и значимыми для построения конкретных методик и технологий ППФП. К ним относят:

- типичные трудовые действия, операции;

- типичные ошибки;

- основные и вспомогательные рабочие движения, рабочая поза;

- двигательная активность, физическая нагрузка и ее направленность;

- характер психической и психофизической нагрузки;

- климатические, метеорологические и санитарно-гигиенические производственные условия;

- профессиональные вредности и заболевания;

- ключевые профессионально значимые физические качества, двигательные умения и навыки;

- ключевые профессионально значимые психофизические функции;

- ключевые профессионально значимые психические качества и способности, деловые и другие личностные свойства.

Затраты времени в часах на ППФП зависят от сложности и объема профессиональных требований.

Принципиальная особенность ППФП заключается в ее направленности на достижение в процессе обучения и воспитания непосредственно прикладных результатов для избранной профессиональной деятельности. Такая направленность находит конкретное выражение в специфическом содержании и методике ППФП.

Научное обоснование специфического содержания и методов ППФП может быть дано с позиций учения об адаптации организма человека и теории переноса тренированности.

Воздействие труда на человека вызывает в его организме определенные приспособительные изменения, т.е. адаптационные процессы носят специализированный характер. Вследствие этого требуется строго адекватный подбор средств и методов ППФП, чтобы ее влияние проходило в направлении естественного хода адаптации организма человека к конкретному виду труда. Поэтому в качестве средств ППФП надо выбрать те из них, которые дают прямой или наибольший перенос эффекта упражнений. Именно степенью положительного переноса сформированных умений, навыков и развитых психических и физических качеств на трудовую деятельность определяется, в конечном счете, практическая эффективность ППФП.

Физическая подготовка, организуемая вне связи со спецификой труда, может не только не способствовать освоению профессии, но в ряде случаев и затруднять в силу отрицательного переноса формирования профессионально важных качеств и навыков. Учет этого факта имеет принципиальное значение, в частности, для обоснования необходимости специальной физической подготовки применительно к требованиям профессии.

Совершенствование физических качеств и сопряженных способностей, функций органов и систем организма, имеющих ключевое значение для той или иной профессии, обеспечивается прикладно-специализированной подготовкой, включающей средства и методы, адекватные особенностям избранной профессиональной деятельности (см. таблицу).

Иллюстрации прямого прикладного переноса двигательных и сопряженных умений и навыков (по В.П.Полянскому, 1999)

Двигательные навыки

Виды упражнений,

Спорта

Профессии

Действия под водой

Плавание, подводный спорт

Водолаз

Вождение автотранспорта

Авто- и мотоспорт

Водитель

Координационно-сложные действия на высоте

Альпинизм, гимнастика

Монтажник-высотник

Вращательные движения

Акробатика, прыжки на батуте

Летчик, космонавт

Оперирование с картами, схемами

Спортивное ориентирование

Штурман, инженер

Использование оружия

Стрельба, биатлон

Военнослужащий, охотник

Рукопашная схватка

Бокс, все виды борьбы

Милиционер, военнослужащий, сотрудник службы безопасности