logo search
lekcii

3. Структура процесса обучения и особенности его этапов

Процесс обучения отдельному двигательному действию имеет следующие этапы (ступени):

1. Первоначальное изучение, в процессе которого формируется умение выполнять действие в его основном варианте.

2. Углубленное разучивание, в результате которого вырабатывается умение выполнять действие с необходимой четкостью.

3. Закрепление и дальнейшее совершенствование действия, что связано с возникновением двигательного навыка, а также умений использовать его в различных условиях.

С учетом указанных особенностей формирования начального двигательного умения на первом этапе обучения ставятся задачи:

1. Сформулировать целостное представление о двигательном акте, основанное на понимании его сути.

2. Пополнить двигательный опыт занимающихся студентов теми элементами, которые нужны для освоения нового действия.

3. Добиться выполнения действия целиком.

4. Устранить ненужные движения, излишнее мышечное напряжение.

Дидактические задачи на втором этапе обучения:

  1. Углубить понимание закономерностей изучаемых движений;

  2. Добиться освоения и уточнения диалектики изучаемого действия;

3. Добиться четкого, свободного и слитного выполнения двигательного действия в целом.

Частные задачи третьего этапа обучения:

1. Закрепить освоенную технику двигательного действия наряду с дальнейшим уточнением ее деталей;

  1. Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники;

  2. Обеспечить целесообразное применение усвоенного действия в различных внешних условиях и в соединениях с другими действиями;

  3. Обеспечить совершенное владение двигательным действием при максимальных физических усилиях.

Одна из наиболее характерных черт процесса обучения на третьем этапе, как видно из сказанного – органическое слияние его с процессом воспитания физических качеств.