Формы организации спортивной тренировки в вузе
В практике подготовки спортсменов в вузе следует выделить три основные формы организации спортивной тренировки в спортивном отделении: учебно-тренировочные занятия в секциях и командах, участие в спортивных соревнованиях и самостоятельные тренировочные занятия спортсмена.
Учебно-тренировочные занятия в секциях и командах проводятся по постоянному расписанию и при педагогическом руководстве тренера-преподавателя. Студенты в зависимости от уровня спортивной подготовки занимаются в учебно-тренировочных группах спортивного отделения: в группах III-II разрядов занятия проводятся 2-3 раза в неделю с объёмом до 250 часов в год, I разряд – кандидатов в мастера спорта – 3-4 раза с объёмом до 350 часов.
При групповом обучении с большим эффектом используется труд педагога, и что очень важно, эмоциональная обстановка на занятиях способствует более успешному освоению новых навыков.
Тот факт, что ученики при групповых занятиях не могут постоянно быть под наблюдением преподавателя, заставляет их более сознательно относиться к выполняемым упражнениям и заниматься самостоятельно. Но внимание педагога за занимающимися необходимо для предотвращения заучивания неправильных движений, элементов техники и т.д.
При групповых занятиях нужно больше уделять внимания отстающим занимающимся, чтобы подтянуть их в освоении изучаемых упражнений к основному ядру группы.
Немалого внимания требуют и хорошо успевающие, нельзя задерживать рост их мастерства, наоборот, нужно поощрять быстрое овладение материалом, т.к. это будет способствовать ещё большим успехам способных учеников.
На групповых занятиях важное значение имеет правильное расположение группы и место преподавателя во время объяснения и показа, а также во время выполнения упражнений. При объяснении и показе группу лучше всю располагать в шеренгу плотным строем, что обеспечит лучшую слышимость и одинаковую точку наблюдения за показом, т.е. в профиль (перпендикулярно направлению движения). Преподаватель выбирает для себя место так, чтобы держать в поле зрения всю группу и хорошо видеть движения занимающихся.
Участие в спортивных соревнованиях стимулирует учебно-тренировочный процесс, воспитывает у спортсмена морально-волевые качества, черты самостоятельности и ответственности.
Самостоятельные тренировочные занятия спортсмены проводят индивидуально или в составе небольшой группы.
Существует 4 формы самостоятельных занятий:
ежедневная утренняя гимнастика (пробежка, кросс и т.д.);
ежедневная физкультпауза;
самостоятельные занятия спортом (не реже, чем 2-3 раза в неделю);
попутная тренировка.
Возможности использования попутной тренировки в повседневной жизни обширны.
Главное – темп, характер и время выполнения трудовых физических действий.
Самотренировка организуется в свободное время по индивидуальному плану и проводится обычно без непосредственного участия тренера, он лишь помогает в их планировании, построении, анализе и оценке.
В группах спортивного отделения можно выделить три характерные для вуза варианта динамики спортивного мастерства студентов, которые связаны с исходным уровнем результатов, мотивацией, здоровьем, социально-бытовыми условиями, возможностями успешного сочетания учебного и тренировочного процесса и др.
Снижение уровня спортивного мастерства.
Обычно оно наблюдается у небольшой группы студентов (10-20%), которые по разным причинам (болезнь, плохая успеваемость и т.д.) не могут эффективно тренироваться. Такие студенты отчисляются из секций и переводятся в учебные группы физического воспитания.
Поддержание уровня спортивного мастерства.
В данном случае 50-60% студентов демонстрируют исходный уровень спортивного мастерства на протяжении всего периода обучения в университете, успешно сочетая учебный и тренировочный процесс.
Повышение уровня спортивного мастерства.
20-30% студентов спортивного отделения повышают свои спортивные результаты за период обучения, выполняя более высокие квалификационные нормативы.
Если для студентов первых двух групп объём учебно-тренировочной работы, предусмотренный программой, вполне достаточен, то для студентов, стремящихся улучшить спортивные результаты, следует искать другие возможности повышения спортивного мастерства: самостоятельные и дополнительные тренировки, более эффективные средства и методы общей и специальной физической подготовки, более эффективные средства восстановления (массаж, самомассаж, сауна и т.д.).
Построение и структура учебно-тренировочного занятия.
В физическом воспитании тренировочные занятия строятся по общепринятой структуре, состоящей из четырёх частей:
вводной,
подготовительной,
основной,
заключительной.
Вводная часть занятия направлена на решение организационных вопросов, создание психологического настроя занимающимся, объяснение задач. Её длительность – 3-10 минут.
Подготовительная часть состоит из двух частей: общей и специальной разминки.
Общая разминка применяется для разогревания организма, подготовки сердечнососудистой и дыхательной систем к активной физической работе. Специальная разминка направлена на совершенствование нервно-координационных способностей, повышение работоспособности всех органов и систем и состоит из специфических, специально-подготовительных упражнений.
Специальная разминка готовит организм к той физической нагрузке, которая будет выполняться в основной части занятия.
Основная часть занятий направлена на разучивание техники движений и развитие физических качеств. На основную часть занятия отводится до 70% времени.
Обучение движению подразделяется на три этапа: ознакомительный, формирование двигательного умения, формирование двигательного навыка.
При изучении движения используется:
целостный метод разучивания,
метод разучивания по частям,
метод обучения с помощью подводящих упражнений.
На втором этапе обучения происходит формирование двигательного умения.
Третий этап обучения направлен на формирование двигательного навыка, его совершенствование.
Заключительная часть обеспечивает снижение функциональной деятельности организма. Проводятся малоинтенсивные упражнениям на расслабление мышц, а также дыхательные упражнения. Происходит анализ занятия и деятельности занимающихся, даются задания для самостоятельной работы.
Основные пути достижения необходимой структуры
подготовленности занимающихся
Факторы, влияющие на спортивный результат – это талант спортсмена и спортивная подготовка.
Высокие результаты достигаются интенсификацией учебно-тренировочного процесса. Спортивный успех – это талант – помноженный на труд, труд до самоотречения, до самопожертвования. Действительно, нагрузка ведущих спортсменов мира в подготовительном периоде у бегунов доходит до 500 км в месяц. Спортивная подготовка осуществляется в основном в трёх взаимосвязанных направлениях:
в воспитании,
обучении,
развитии.
Воспитание – педагогический процесс целеустремлённого воздействия на психическую сферу спортсмена в целях привития необходимых качеств, высокой нравственности, трудолюбия, настойчивости, воли, упорства и т.д.
Обучение – процесс, обеспечивающий образование двигательных навыков, приобретение теоретических знаний, овладение техникой и тактикой, развитие ловкости и точности движений, умения проявлять силу, быстроту и выносливость, проводить восстановительные мероприятия, самомассаж, самоконтроль и участие в соревнованиях.
Развитие – процесс направленного воздействия на органы и системы спортсмена с целью укрепления и повышения их функциональных возможностей. Под влиянием тренировки в организме спортсмена происходят морфологические, физиологические и биохимические изменения (увеличивается жизненная ёмкость лёгких, масса сердечной мышцы, улучшается эластичность мышечной ткани и связок, повышаются функциональные возможности анаэробных механизмов и т.д.).
Спортивная тренировка направлена на достижение наивысших результатов в избранном виде спорта.
Достигнуть высот спортивного мастерства можно только в процессе круглогодичной тренировки, осуществляемой на протяжении многих лет.
Спортивная подготовка включает в себя следующие основные разделы:
теоретическая подготовка,
техническая подготовка,
тактическая подготовка,
морально-волевая и психологическая подготовка,
физическая подготовка.
Теоретическая подготовка – это знания по теории и методике спортивной тренировки, в области гигиены, физиологии, биохимии, биологии и т.д.
Техническая подготовка – это овладение рациональной техникой выполнения физического упражнения с учётом индивидуальных особенностей занимающегося.
Тактическая подготовка – искусство ведения спортивного поединка с соперником, используя основы спортивной тактики, изучая возможности спортивных соперников, развивая тактическое мышление.
Морально-волевая и психологическая подготовка – воспитание воли, мужественного характера, высокой нравственности, психических качеств, психической и психофизической устойчивости.
Физическая подготовка заключается в развитии физических качеств, направленных на повышение функциональной готовности организма, улучшение физического развития.
Контроль за эффективностью учебно-тренировочных занятий.
Педагогический контроль за ходом подготовки спортсменов осуществляется в следующих направлениях:
Фиксация фактического выполнения индивидуального плана по объёму, интенсивности, координационной сложности упражнений и т.д.
Ежедневное определение состояния спортсмена (работоспособность, восстановление, настроение) на основе данных самоконтроля, наблюдений тренера.
Определение уровня отдельных компонентов подготовленности легкоатлета.
Для этого используются контрольные упражнения в процессе учебно-тренировочных занятий.
научный контроль за состоянием легкоатлета, за изменениями функций его органов и систем, определение максимального потребления кислорода, устойчивости вестибулярного аппарата, состава крови. Научный контроль под силу только на тренировочных сборах.
врачебный контроль осуществляется перед началом годичной тренировки и в её процессе проводится текущий. Данные врачебного контроля позволяют судить о состоянии здоровья, работоспособности и функциональных изменениях.
ежедневный самоконтроль легкоатлета.
Легкоатлет обязан ежедневно вести личный спортивный дневник. В нём записывается содержание тренировки, указывая объём и интенсивность, режим дня, гигиена. Очень важно регулярно записывать результаты выполнения контрольных упражнений, показывающих динамику развития физических качеств.
анализ динамики показателей и регулирование нагрузки.
Этот раздел управления тренировочным процессом осуществляет тренер, для этого устанавливается уровень показателей в норме. Для анализа динамики показателей необходимо измерять частоту пульса, кистевую динамометрию (состояние возбудимости Ц.Н,С. и её работоспособности ), контроль за весом тела, различать желание тренироваться по степеням и по направленности.
режим легкоатлета.
Невозможно достигнуть высоких спортивных результатов, не соблюдая строго гигиенического режима. После тренировки необходим душ, раз в неделю после тренировки с небольшой нагрузкой следует парная баня, желательно и сухой пар. Важное значение имеет регулярный массаж, обязателен ежедневный самомассаж. В процессе тренировки полезно принимать кратковременные солнечные ванны, очень важно уметь отдыхать. С тренировкой тесно связан вопрос питания, полный комплекс витаминов и нормальный водно-солевой обмен. Курение и алкогольные напитки не совместимы со спортом.
- Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
- 1. Основные понятия и определения:
- 2. Физическая культура личности Мотивационно-ценностный компонент (мцк)
- Система мотивов
- Уровни проявления фк личности
- 3. Основы организации физического воспитания в вузе
- Контрольные вопросы:
- Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры
- Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
- 2. Анатомно-морфологиз. Функциональные системы организма
- Костная система и ее функции
- Мышечная система и ее функции
- Кровь как физиологическая система, жидкая ткань и орган
- Сердечно-сосудистая система
- Дыхательная система
- Система пищеварения и выделения
- Нервная система
- Рецепторы и анализаторы
- Эндокринная система
- Внешняя среда и её воздействие на организм и жизнедеятельность человека
- Природные социально-экологические факторы и их воздействие на организм
- Функциональная активность человека
- Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека
- Гипокинезия и гиподинамия
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья
- 1. Здоровый образ жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья Основные понятия
- Здоровье человека как ценность. Факторы, определяющие здоровый образ жизни.
- Режим труда и отдыха
- Закаливание организма
- Гигиенические основы здорового образа жизни
- Профилактика вредных привычек
- Рациональное питание
- Контрольные вопросы
- Тема 4.Психофизиологическиеосновы учебного труда и интеллектуальной деятельности студентов
- Введение. Основные понятия
- Динамика работоспособности в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов
- Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме
- 3. Основные причины изменения состояния студентов в учебном году и факторы, ее определяющие
- 4. Заболеваемость в период учебы в вузе и ее профилактика
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Умственная работоспособность и повышение ее эффективности средствами физической культуры и спорта
- 1. Двигательная активность в современном обществе
- 2. Особенности умственного труда Характеристика умственного труда
- Восстановление умственной работоспособности
- Условия эффективной умственной работоспособности
- 3. Физическая культура и умственная работоспособность Влияние движений на организм
- Взаимосвязь мышечной активности и умственной деятельности
- Объем двигательной активности
- Средства повышения двигательной активности
- Физические упражнения общефизического воздействия
- Физические упражнения специально-направленного воздействия (сфп)
- 4. Требования, предъявляемые работодателями к работникам: бакалаврам и специалистам по поводу их физического состояния.
- Контрольные вопросы:
- Тема 6. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
- 1. Методические принципы физического воспитания
- Формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к общей цели и конкретным задачам занятий.
- 2. Основы обучения движениям
- 3. Структура процесса обучения и особенности его этапов
- 4. Основы совершенствования физических качеств Физическая подготовка
- Методические принципы спортивной тренировки
- 5. Физические (двигательные) качества
- Развитие силы
- Основы методики развития силы
- Характеристика основных методических направлений развития силы
- Метод повторных усилий
- Метод максимальных усилий
- Метод динамических усилий
- Метод изометрических усилий
- Развитие быстроты
- Методика развития быстроты движения
- Развитие выносливости
- Основы методики развития выносливости
- Развитие ловкости
- Развитие гибкости
- Формирование психических качеств в процессе физического воспитания
- Общая физическая подготовка
- Структура целостного процесса спортивной тренировки и её отдельных сторон
- Методические основы целостного построения тренировочного занятия, особенности проведения его отдельных частей
- Структура отдельного тренировочного занятия
- Контрольные вопросы:
- Тема 7. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
- Контрольные вопросы:
- Тема 8. Индивидуальный выбор видов спорта или системы физических упражнений
- 1. Спорт. Индивидуальный выбор спорта или система физических упражнений Основные понятия
- Спорт. Многообразие видов спорта
- Классификация видов спорта
- Системы физических упражнений
- 2. Краткая характеристика некоторых видов спорта в университете Баскетбол
- Волейбол
- Настольный теннис
- Мини-футбол
- Легкая атлетика
- Лыжный спорт Способы передвижения на лыжах
- 3. Олимпийские игры
- Контрольные вопросы:
- Тема 9. Особенности занятий избранным видом спорта: лёгкая атлетика Введение
- Лёгкая атлетика – королева спорта
- Историческая справка
- Формы организации спортивной тренировки в вузе
- Контрольные вопросы:
- Тема 10. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
- Учебные занятия:
- Правила проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями:
- Контрольные вопросы:
- Тема 11. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов
- 1. Понятие и значение ппфп
- 2. Структура ппфп
- Ппфп в процессе учебы в университете
- 3. Факторы, определяющие содержание ппфп
- 4. Направленность ппфп (общие и специальные требования) Общие требования
- 5. Производственная гимнастика
- Формы занятий производственной гимнастикой:
- Влияние производственной гимнастики на работоспособность
- Контрольные вопросы:
- Тема 12. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра Введение
- 1. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) будущих специалистов
- 2. Социально-экономические факторы, определяющие необходимость и общую направленность ппфп
- 3. Организация, формы и средства ппфп в учебном процессе вуза
- Контрольные вопросы:
- Литература
- Содержание