3. Олимпийские игры
Самые авторитетные и представительные международные соревнования – Олимпийские игры (летние и зимние).
Они берут свое начало с 776 г. до н. э. и были проведены в честь заключения перемирия между Элладой и Спартой. В тот период спортивные соревнования в Греции организовывались в различных местах, но самыми почетными были Олимпийские игры, проводимые в Олимпии на берегу реки Алфей.
Древние Олимпийские игры проводились до 394 г. н. э., и всего их было проведено 293. Игры устраивались один раз в четыре года. Первоначально игры включали бега на один стадий (192,27 м). Один стадий был равен длине дорожки, которую, по преданию, определял сам Геракл в 600 своих ступней. В последующем программа игр расширялась и в нее были включены бег на 24 стадия, борьба, пятиборье «пентатлон» (бег на один стадий, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба), кулачный бой, гонки на колесницах и др. Участвовать в играх могли только свободнорожденные греки; рабы и женщины, а также иностранцы к соревнованиям не допускались. По условиям, установленным для участников, они должны были, готовясь к играм, тренироваться 10 месяцев вне Олимпии, а затем 1-2 месяца в Олимпии под наблюдением специально назначенных для этого) лланодиков – жрецов храма Зевса Олимпийского, которому и посвящались игры.
На время проведения игр в Греции объявлялся священный мир, который строго соблюдался греческими городами-полисами.
У древних греков была хорошая традиция: выбивать имена победителей на мраморных колоннах, установленных вдоль реки Алфей. Поэтому нам стала известна дата первых Олимпийских игр и имя первого победителя – его звали Корэб, он был поваром из Элиды.
Олимпийские игры современности возникли в конце XIX века, большую роль в этом сыграл французский педагог и общественный деятель Пьер де Кубертен (1863-1937), который в 1889 г выступил с идеей возрождения Олимпийских игр. 23 июня 1894 года, спустя ровно 1500 лет после запрета Олимпийских игр, по его инициативе был созван Международный спортивный конгресс. Конгресс принял решение о возрождении игр и о создании Международного олимпийского комитета (МОК). Президентом МОК был избран Пьер де Кубертен (1895-1925 гт).
«Олимпийские идеи означают дружбу народов, взаимопонимание и мир» – писал Пьер де Кубертен. В олимпийской хартии заложены эти идеи, она провозглашает: «Цели олимпийского движения заключаются в содействии развитию тех прекрасных физических и моральных качеств, которые приобретаются в соревнованиях на дружеских полях любительского спор-1а и объединении молодежи мира раз в четыре года на великом спортивном празднике, создавая тем самым международное доверие и добрую волю и способствуя созданию лучшего и более спокойного мира...».
Олимпийская клятва гласит: «От имени всех спортсменов я обещаю, что будем участвовать в этих Олимпийских играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу имени и чести своих команд».
Первые Олимпийские игры нашего времени состоялись в 1896 г. в Афинах, на родине древних Олимпийских игр. На первых играх было 13 стран, которые состязались по 9 видам спорта. На II играх было уже 20 стран и состязались по 18 видам спорта. В знак заслуг Пьера де Кубертена Не Олимпийские игры проводились в Париже в 1900 г. Впервые в них участвовали женщины.
Впервые команда России из 5 человек участвовала в IV Олимпийских играх в Лондоне в 1908 г. На VI Олимпийские игры в Стокгольм в 1912г. царская Россия направила команду численностью 169 человек.
В 1951 году в СССР создается Национальный Олимпийский комитет (НОК), который признается МОК. На VI Олимпийские игры в Хельсинки (Финляндия) в 1952 г. впервые были направлены советские спортсмены. В общекомандном зачете наши спортсмены поделили 1 и 2 места с командой США и с тех пор стали успешно выступать на Олимпийских играх.
ХХП-е Олимпийские игры проводились в Москве в 1980 году. Начиная с 80-х годов в международном Олимпийском движении широкие масштабы приобретает коммерциализация спорта (Олимпийские игры в 1976 году принесли Монреалю убытки в млрд. долларов, а игры 80-х и 90-х годов оказались прибыльными). В 1974 году МОК принял «Положение о любительстве», разрешающее спортсменам получать финансовую помощь, а по сути разрешающее профессионализацию Олимпийского спорта.
В корне изменилось одно из основополагающих требований Олимпийской хартии о том, что участниками игр могут быть только спортсмены-любители. В настоящее время разделение спортсменов на любителей и профессионалов с точки зрения допуска к Олимпийским играм практически отсутствует.
Зимние Олимпийские игры начинают свою историю с 1924 года. Однако первые соревнования проведенные по зимним видам спорта в 1924 г. в Шамони (Франция), еще не назывались Олимпийскими, а именовались международной спортивной неделей. Вопрос о зимних Олимпийских играх вновь обсуждался на сессии МОК в 1925 году, где они получили официальное призвание.
Советские спортсмены начали выступать на зимних Олимпийских играх с 1956 г. на VII зимних играх в Кортино д' Ампеццо (Италия). Первую золотую медаль для нашей страны завоевала тогда ленинградская студентка Любовь Козырева, выигравшая лыжную гонку на 10 км.
Таким образом, спорт это составная часть физической культуры, специфической особенностью которого является собственно-соревновательная деятельность и подготовка к ней со стремлением занимающихся к достижению высоких спортивных результатов.
- Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
- 1. Основные понятия и определения:
- 2. Физическая культура личности Мотивационно-ценностный компонент (мцк)
- Система мотивов
- Уровни проявления фк личности
- 3. Основы организации физического воспитания в вузе
- Контрольные вопросы:
- Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры
- Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
- 2. Анатомно-морфологиз. Функциональные системы организма
- Костная система и ее функции
- Мышечная система и ее функции
- Кровь как физиологическая система, жидкая ткань и орган
- Сердечно-сосудистая система
- Дыхательная система
- Система пищеварения и выделения
- Нервная система
- Рецепторы и анализаторы
- Эндокринная система
- Внешняя среда и её воздействие на организм и жизнедеятельность человека
- Природные социально-экологические факторы и их воздействие на организм
- Функциональная активность человека
- Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека
- Гипокинезия и гиподинамия
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья
- 1. Здоровый образ жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья Основные понятия
- Здоровье человека как ценность. Факторы, определяющие здоровый образ жизни.
- Режим труда и отдыха
- Закаливание организма
- Гигиенические основы здорового образа жизни
- Профилактика вредных привычек
- Рациональное питание
- Контрольные вопросы
- Тема 4.Психофизиологическиеосновы учебного труда и интеллектуальной деятельности студентов
- Введение. Основные понятия
- Динамика работоспособности в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов
- Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме
- 3. Основные причины изменения состояния студентов в учебном году и факторы, ее определяющие
- 4. Заболеваемость в период учебы в вузе и ее профилактика
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Умственная работоспособность и повышение ее эффективности средствами физической культуры и спорта
- 1. Двигательная активность в современном обществе
- 2. Особенности умственного труда Характеристика умственного труда
- Восстановление умственной работоспособности
- Условия эффективной умственной работоспособности
- 3. Физическая культура и умственная работоспособность Влияние движений на организм
- Взаимосвязь мышечной активности и умственной деятельности
- Объем двигательной активности
- Средства повышения двигательной активности
- Физические упражнения общефизического воздействия
- Физические упражнения специально-направленного воздействия (сфп)
- 4. Требования, предъявляемые работодателями к работникам: бакалаврам и специалистам по поводу их физического состояния.
- Контрольные вопросы:
- Тема 6. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
- 1. Методические принципы физического воспитания
- Формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к общей цели и конкретным задачам занятий.
- 2. Основы обучения движениям
- 3. Структура процесса обучения и особенности его этапов
- 4. Основы совершенствования физических качеств Физическая подготовка
- Методические принципы спортивной тренировки
- 5. Физические (двигательные) качества
- Развитие силы
- Основы методики развития силы
- Характеристика основных методических направлений развития силы
- Метод повторных усилий
- Метод максимальных усилий
- Метод динамических усилий
- Метод изометрических усилий
- Развитие быстроты
- Методика развития быстроты движения
- Развитие выносливости
- Основы методики развития выносливости
- Развитие ловкости
- Развитие гибкости
- Формирование психических качеств в процессе физического воспитания
- Общая физическая подготовка
- Структура целостного процесса спортивной тренировки и её отдельных сторон
- Методические основы целостного построения тренировочного занятия, особенности проведения его отдельных частей
- Структура отдельного тренировочного занятия
- Контрольные вопросы:
- Тема 7. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
- Контрольные вопросы:
- Тема 8. Индивидуальный выбор видов спорта или системы физических упражнений
- 1. Спорт. Индивидуальный выбор спорта или система физических упражнений Основные понятия
- Спорт. Многообразие видов спорта
- Классификация видов спорта
- Системы физических упражнений
- 2. Краткая характеристика некоторых видов спорта в университете Баскетбол
- Волейбол
- Настольный теннис
- Мини-футбол
- Легкая атлетика
- Лыжный спорт Способы передвижения на лыжах
- 3. Олимпийские игры
- Контрольные вопросы:
- Тема 9. Особенности занятий избранным видом спорта: лёгкая атлетика Введение
- Лёгкая атлетика – королева спорта
- Историческая справка
- Формы организации спортивной тренировки в вузе
- Контрольные вопросы:
- Тема 10. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
- Учебные занятия:
- Правила проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями:
- Контрольные вопросы:
- Тема 11. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов
- 1. Понятие и значение ппфп
- 2. Структура ппфп
- Ппфп в процессе учебы в университете
- 3. Факторы, определяющие содержание ппфп
- 4. Направленность ппфп (общие и специальные требования) Общие требования
- 5. Производственная гимнастика
- Формы занятий производственной гимнастикой:
- Влияние производственной гимнастики на работоспособность
- Контрольные вопросы:
- Тема 12. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра Введение
- 1. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) будущих специалистов
- 2. Социально-экономические факторы, определяющие необходимость и общую направленность ппфп
- 3. Организация, формы и средства ппфп в учебном процессе вуза
- Контрольные вопросы:
- Литература
- Содержание