57. Тенденции развития мирового туризма. Современные трансформации мировой индустрии туризма.
На сегодняшний день международный туризм выполняет функцию трансформатора прежде закрытых обществ в открытые общества, в которых контакты между жителями разных стран делаются обыденной действительностью, тем самым удовлетворяя потребность людей в обменах и встречах с другими культурами.
В условиях мировой экономики и усиления процессов глобализации экономического, политического, культурного и социального пространств международный туризм становится одной из высокодоходных и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства и важными сегментом мирового рынка. В сфере туризма занято свыше 250млн. человек, т. е. каждый десятый работник в мире.
Обмен услугами международного туризма между странами является частью международной торговли. При этом туристские услуги в международном товарообороте выступают как невидимый товар. Характерной особенностью и существенным достоинством туристских услуг как товара является то, что для их производства не требуется больших затрат, если применять для этого существующую в стране материально-техническую базу. Иностранные туристы пользуются услугами предприятий туристской индустрии страны пребывания. Кроме того, они потребляют и (или) покупают и вывозят в качестве сувениров и подарков определенное количество товаров, что также обеспечивает стране пребывания значительные валютные поступления.
Так, по данным Всемирной Туристской Организации и Всемирной торговой организации, туризм занимает четвертое место в мировом экспорте товаров и услуг (оборот отрасли 560 млрд. долларов США, или 7,4% рынка), уступая только экспорту химических продуктов, автомобильной продукции, топлива. Средние темпы роста туризма в 1950-2006 гг. составили 7,6% в год, что в 2 раза выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом.
Международный туризм является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли. В экономике отельной страны он выполняет ряд важных функций:
является источником валютных поступлений и средством для обеспечения занятости населения;
расширяет вклад в платежный баланс;
способствует диверсификации экономики, оказывая стимулирующее воздействие на отрасли, обслуживающие сферу туризма;
повышает привлекательность страны как сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества;
создает стимулы для притока в национальную экономику иностранного капитала.
Во многих странах международный туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, является источником валютных поступлений и активизации внешнеторгового баланса.
Уже в 1960-70-х годах ООН и ЮНЕСКО рассматривали развитие туризма как «чудодейственный шанс» для решения острейших социально-экономических проблем развивающихся стран (PC). Поставляя на международный рынок возобновляющиеся туристские ресурсы PC смогли быстро получить нужную им твердую валюту, создать новые рабочие места, модернизировать свою экономику. С помощью международного туризма, таким образом, осуществляется процесс перемещения потребления.
В развитии мирового туризма в начале третьего тысячелетия прогнозируются следующие основные тенденции:
интенсивное развитие получат логический, экономический, культурно-познавательный, деловой, тематический, приключенческий туризм и круизы;
жесткая конкуренция потребует от туристской индустрии повышения качества предоставляемых услуг;
на рынке будет наблюдаться поляризация предпочтений потребителей;
активнее других будут путешествовать две категории населения: люди пожилого возраста и молодежь;
интенсивное развитие информационных технологий может привести к уменьшению традиционных каналов сбыта туристского продукта;
экономически активное население все больше будет предпочитать индивидуальный туризм;
расходы на путешествия в семейном бюджете будут увеличиваться быстрее, чем другие статьи расходов;
все большее значение в формировании рыночной привлекательности туристского продукта будут приобретать дополнительные услуги и так называемые поездки без забот;
глобализация мировой экономики приведет к ускорению создания в индустрии туризма корпораций, альянсов и других форм объединений, к концентрации инвестиций, слиянию и кооперации участников туристского рынка.
Таким образом, туризм в третьем тысячелетии станет важным фактором развития человечества в целом и мировой экономики в частности.
- 1. Основные понятия: техника, технология, технология процессов, информационная технология.
- 2. Технологическая инфраструктура питания туристов.
- 3. Технология и её связь с техникой.
- 4. Инфраструктура развлечений туристов
- 5. Виды технологий.
- 6. Управление организацией индустрии туризма путем достижения конкурентных преимуществ.
- Ресурсы туристской организации, составляющие основу ее конкурентного преимущества
- 7. Конкурентная среда туристского предприятия. Развитие туристского предприятия в конкурентной среде.
- 8. Признаки технологии
- 9. Технология процессов и информационные технологии
- 10. Управление организацией индустрии туризма путем достижения конкурентных преимуществ. Технология как конкурентное преимущество.
- 11. Место техники в оказании услуг социально-культурного сервиса и туризма. Использование технических средств в оказании социально-культурных и туристских услуг.
- 12. Понятие «туристская отрасль»
- 13. Общая характеристика региональной отраслевой структуры социально-культурного сервиса и туризма. Использование технических средств в оказании социально-культурных и туристских услуг.
- 14. Технология в сфере услуг. Области применения технологий в социально-культурном сервисе и туризме.
- 15. Влияние развития технологий на создание новых услуг.
- 17. Основные статистические определения в туризме
- 18. Влияние технологических нововведений на эффективность туристского бизнеса. Стратегии развития бизнеса на базе новых технологий.
- 19. Современные прикладные программы автоматизации работы туристского офиса.
- 21. Современные проблемы в развитии скСиТ.
- 22. Автоматизация туроператорской деятельности.
- 23. Автоматизация деятельности туристских агентств. Автоматизация взаимоотношений с туроператорами. Ведение клиентской базы.
- Ведение клиентской базы и работа с ней
- 24. Социально-экономические изменения в обществе как фактор развития социально-культурного сервиса и туризма.
- 25. Современные проблемы в развитии скСиТ.
- 26. Системы автоматизированного учета в туризме. Автоматизация анализа данных и получение статистики. Автоматизация внутреннего документооборота. Мультимедийные справочники и каталоги.
- 27. Проблемы внедрения программного обеспечения.
- 28. Структура управления туристской отраслью в Мурманской области.
- 29. Общественные организации и объединения участников регионального туристского рынка.
- 30. Техническое и технологическое обеспечение гостиниц.
- 31. Автоматизированные системы управления гостиницей (асу): назначение, функциональные возможности.
- 32. Общая характеристика участников туристского рынка региона.
- 33. Современное состояние инфраструктуры туризма в регионе.
- Гостиницы и другие средства размещения
- Объекты питания и развлекательные учреждения
- 34. Сравнительная характеристика основных систем управления гостиничным комплексом.
- 35. Техническое и технологическое оснащение ресторана.
- 36. Перспективные направления развития туризма в регионе.
- 37. Индустрия туризма как отрасль национальной экономики.
- 38. Комплексная автоматизация ресторанного бизнеса.
- 39. Информационная функция Интернет. Использование Интернет для формирования, продвижения и реализации турпродукта.
- 40. Современный туристский рынок и перспективы его развития.
- 41. Туристские фирмы: туроператоры и турагенты
- 42. Системы поиска и бронирования туров. Современные поисковые системы по турам.
- 43. Сайты туристских компаний. Технологические решения в привлечении и обслуживании клиентов.
- 44. Взаимодействие участников туристского рынка.
- 45. Место туристской фирмы в цепочке «производитель - потребитель»
- 46. Специфика рынка Интернет-продаж в туризме
- 47. Туристическая информационно-поисковая система «туры-ру»
- 48. Движение туристских услуг на туристском рынке. Посреднические варианты реализации туристских услуг.
- 49. Общая характеристика составляющих туристской индустрии.
- 50. Суть электронной коммерции. Интернет-технологии электронной коммерции. Развитие электронного рынка туризма. Crm-системы.
- 51. Технологии защищенной связи и защиты данных в электронной коммерции. Системы электронных платежей, электронные деньги.
- 52. Понятие инфраструктуры туризма. Значение развития инфраструктуры туризма.
- 53. Производственная составляющая инфраструктуры туризма.
- 54. Суть электронной коммерции. Интернет-технологии электронной коммерции. Развитие электронного рынка туризма. Crm-системы.
- 55. Организация управления туристским комплексом в России.
- 56. Технологическая инфраструктура размещения туристов.
- 57. Тенденции развития мирового туризма. Современные трансформации мировой индустрии туризма.
- 58. Потенциальные возможности компьютерных технологий. Исследования и разработки в развитии мирового туристского бизнеса.
- 59. Перспективы развития технологических решений для турбизнеса.
- 60. Единое туристское информационное пространство.