logo search
lekcii_tmfv_fiz / lekcii_tmfv_fiz

4. Формы организации занятий по ппфп

В профтехучилищах, специальных и высших учебных заведениях преимущественно используются следующие формы:

1) Академические учебные занятия. Различают комплексные и специализированные. Специализированные уроки направлены на решение прикладных задач (обучение прикладным навыкам, совершенствование их, углубленное развитие отдельных качеств и функций). Комплексные уроки могут быть двух типов:

а) включающие в свое содержание средства общей и профессионально-прикладной физической подготовки;

б) включающие только средства ППФП из различных ее разделов.

По типовому признаку уроки с профессиональной направленностью делятся на вводные, контрольные, смешанные.

Вводные уроки проводятся в начале года, полугодия. Основное содержание их составляет новый материал и материал для повторения с целью восстановления утраченных во время каникул важнейших профессиональных качеств, навыков, функций.

Контрольные уроки проводятся для сдачи нормативных требований, зачетов.

Смешанные содержат две или более дидактические цели. Основное содержание уроков направлено на закрепление нового и совершенствование пройденного по профессионально-прикладной подготовке.

Урок физического воспитания с профессиональной направленностью состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной. Физические упражнения с профессиональной направленностью включаются во все части. При этом преподавателю необходимо разъяснять и подчеркивать прикладную сущность упражнений. Например, при совершенствовании прыжка в длину способом «согнув ноги» на дальность и точность указать, что это способствует укреплению мышц стопы, совершенствует координацию движений, чувство пространственной ориентировки, глазомер, т.е. тех качеств и свойств, которые имеют важное значение при освоении профессии «металлист-станочник».

2. Производственная гимнастика. Включает в себя вводную гимнастику, физкультурную паузу и физкультминуту. Может ежедневно компенсировать от 15-20% суточного объема двигательной активности.

Вводная гимнастика проводится перед началом работы и способствует улучшению жизнедеятельности организма и сокращению периода «врабатывания». Она обеспечивает быстрое «вхождение» в ритм рабочего процесса. Изучение процесса врабатывания показало, что этот период длится около часа, а после – выполнение комплекса сокращается вдвое. В состав комплекса входит 6-8 упражнений. Продолжительность – 5-7 минут. По своему содержанию физические упражнения должны быть сходны по структуре, темпу и ритму с профессиональными трудовыми движениями, т.к. при этом происходит усвоение повышенных скоростей физиологических процессов.

В комплекс вводной гимнастики включают упражнения общего и специального воздействия на функции, которые непосредственно участвуют в работе. С этой целью используются упражнения для мышц плечевого пояса, пояса нижних конечностей, туловища, дыхательные упражнения, имеющие сходство с рабочими движениями и их темпом.

Физкультурная пауза выполняется в период рабочей смены с целью достижения срочного активного отдыха и повышения работоспособности. Число и периодичность физкультурных пауз зависит от особенностей трудового процесса, прежде всего, от его напряженности. Проводится при появлении первых признаков утомления. Обычно первую из физкультпауз проводят через 2,5-3 часа после начала работы, а последующую – через 1,5-2 часа после обеда. Комплекс состоит из 5-7 упражнений.

Согласно закономерностям активного отдыха, часть упражнений носит подчеркнуто контрастный характер по отношению к трудовым действиям. В заключительной части паузы должны быть представлены упражнения, настраивающие на трудовые движения.

Физкультурная минута является сокращенной формой физкультурной паузы. Продолжительность – от 1 до 3 минут. В состав входят 2-3 физических упражнения. Применение физкультминуты позволяет расслабить работающие мышечные группы, усилить деятельность сердечно-сосудистой системы, устранить застойные явления в слабонагруженных звеньях тела, т.е. дать кратковременный отдых организму. В среднем в режиме рабочего дня они выполняются от 2 до 5 раз, независимо от других форм производственной гимнастики.

3. Спортивно-прикладные соревнования. Являются высокодейственной формой ППФП. Это связано с максимальными психофизическими нагрузками, характерными для них, возможностью совершенствования прикладных умений и навыков и проверки их в экстремальных ситуациях, приближенным к типичным условиям профессиональной деятельности. Предмет соревнований в ряде случаев могут составлять действия, характерные для того или иного вида труда (например, соревнования по видам пожарно-прикладного спорта у пожарных, по водно-моторному и парусному спорту у рулевых водного транспорта), но чаще действия, требуемые особыми внешними условиями профессиональной деятельности.

4. Утренняя гимнастика с профессионально-прикладной направленностью. Зарядка проводится ежедневно, как правило, на открытом воздухе с элементами тренировки, включая беговые упражнения на выносливость, кроссовые пробежки в конце зарядки.

В комплексы утренней гимнастики включаются как упражнения общеразвивающего характера, так и специальные – для повышения устойчивости вестибулярных реакций, увеличения подвижности в лучезапястном суставе, на координацию движений, на силу различных мышечных групп.

Элементы ППФП должны составлять не менее 30% от общего времени отводимого на зарядку с обязательным использованием элементов закаливания. Продолжительность зарядки – 15-20 минут, включая водные процедуры и обтирание, что ежедневно компенсирует около 20% суточного объема двигательной активности.

Смену комплексов упражнений утренней гимнастики следует осуществлять не реже 1 раза в месяц.

5. Самостоятельные тренировочные занятия по заданию преподавателя(домашние задания). Позволяют совершенствовать качества и функции, необходимые при овладении тем или иным видом труда, закреплять слабоосвоенные умения и навыки программного материала по физической культуре. С системой домашних заданий учащихся знакомят в начале учебного года. Рекомендуется выполнять их не реже двух раз в неделю со средней продолжительностью не менее 20-30 минут. В зависимости от сложности домашних заданий учащихся ознакамливают с ними в начале или конце урока. Если в комплексе содержатся новые упражнения, новые, трудные для выполнения, элементы, преподаватель перед началом урока должен показать и объяснить их, а наиболее трудные отработать в процессе занятий. Если же комплексы домашних заданий не содержат элементов новизны и трудности, их можно давать в конце урока. В течение одного полугодия комплексы домашних заданий меняют около трех раз. Отличительной особенностью комплексов каждого полугодия является то, что в зависимости от характера учебного материала преобладают те или иные группы упражнений.

Для повышения эффективности контроля за выполнением домашних заданий используют: наблюдения за учащимися на уроках физической культуры, индивидуальные беседы, опросы перед началом урока, фронтальные проверки (учащиеся поочередно выполняют одно упражнение из комплекса домашних заданий).

Лекция 15