4. Формы организации занятий по ппфп
В профтехучилищах, специальных и высших учебных заведениях преимущественно используются следующие формы:
1) Академические учебные занятия. Различают комплексные и специализированные. Специализированные уроки направлены на решение прикладных задач (обучение прикладным навыкам, совершенствование их, углубленное развитие отдельных качеств и функций). Комплексные уроки могут быть двух типов:
а) включающие в свое содержание средства общей и профессионально-прикладной физической подготовки;
б) включающие только средства ППФП из различных ее разделов.
По типовому признаку уроки с профессиональной направленностью делятся на вводные, контрольные, смешанные.
Вводные уроки проводятся в начале года, полугодия. Основное содержание их составляет новый материал и материал для повторения с целью восстановления утраченных во время каникул важнейших профессиональных качеств, навыков, функций.
Контрольные уроки проводятся для сдачи нормативных требований, зачетов.
Смешанные содержат две или более дидактические цели. Основное содержание уроков направлено на закрепление нового и совершенствование пройденного по профессионально-прикладной подготовке.
Урок физического воспитания с профессиональной направленностью состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной. Физические упражнения с профессиональной направленностью включаются во все части. При этом преподавателю необходимо разъяснять и подчеркивать прикладную сущность упражнений. Например, при совершенствовании прыжка в длину способом «согнув ноги» на дальность и точность указать, что это способствует укреплению мышц стопы, совершенствует координацию движений, чувство пространственной ориентировки, глазомер, т.е. тех качеств и свойств, которые имеют важное значение при освоении профессии «металлист-станочник».
2. Производственная гимнастика. Включает в себя вводную гимнастику, физкультурную паузу и физкультминуту. Может ежедневно компенсировать от 15-20% суточного объема двигательной активности.
Вводная гимнастика проводится перед началом работы и способствует улучшению жизнедеятельности организма и сокращению периода «врабатывания». Она обеспечивает быстрое «вхождение» в ритм рабочего процесса. Изучение процесса врабатывания показало, что этот период длится около часа, а после – выполнение комплекса сокращается вдвое. В состав комплекса входит 6-8 упражнений. Продолжительность – 5-7 минут. По своему содержанию физические упражнения должны быть сходны по структуре, темпу и ритму с профессиональными трудовыми движениями, т.к. при этом происходит усвоение повышенных скоростей физиологических процессов.
В комплекс вводной гимнастики включают упражнения общего и специального воздействия на функции, которые непосредственно участвуют в работе. С этой целью используются упражнения для мышц плечевого пояса, пояса нижних конечностей, туловища, дыхательные упражнения, имеющие сходство с рабочими движениями и их темпом.
Физкультурная пауза выполняется в период рабочей смены с целью достижения срочного активного отдыха и повышения работоспособности. Число и периодичность физкультурных пауз зависит от особенностей трудового процесса, прежде всего, от его напряженности. Проводится при появлении первых признаков утомления. Обычно первую из физкультпауз проводят через 2,5-3 часа после начала работы, а последующую – через 1,5-2 часа после обеда. Комплекс состоит из 5-7 упражнений.
Согласно закономерностям активного отдыха, часть упражнений носит подчеркнуто контрастный характер по отношению к трудовым действиям. В заключительной части паузы должны быть представлены упражнения, настраивающие на трудовые движения.
Физкультурная минута является сокращенной формой физкультурной паузы. Продолжительность – от 1 до 3 минут. В состав входят 2-3 физических упражнения. Применение физкультминуты позволяет расслабить работающие мышечные группы, усилить деятельность сердечно-сосудистой системы, устранить застойные явления в слабонагруженных звеньях тела, т.е. дать кратковременный отдых организму. В среднем в режиме рабочего дня они выполняются от 2 до 5 раз, независимо от других форм производственной гимнастики.
3. Спортивно-прикладные соревнования. Являются высокодейственной формой ППФП. Это связано с максимальными психофизическими нагрузками, характерными для них, возможностью совершенствования прикладных умений и навыков и проверки их в экстремальных ситуациях, приближенным к типичным условиям профессиональной деятельности. Предмет соревнований в ряде случаев могут составлять действия, характерные для того или иного вида труда (например, соревнования по видам пожарно-прикладного спорта у пожарных, по водно-моторному и парусному спорту у рулевых водного транспорта), но чаще действия, требуемые особыми внешними условиями профессиональной деятельности.
4. Утренняя гимнастика с профессионально-прикладной направленностью. Зарядка проводится ежедневно, как правило, на открытом воздухе с элементами тренировки, включая беговые упражнения на выносливость, кроссовые пробежки в конце зарядки.
В комплексы утренней гимнастики включаются как упражнения общеразвивающего характера, так и специальные – для повышения устойчивости вестибулярных реакций, увеличения подвижности в лучезапястном суставе, на координацию движений, на силу различных мышечных групп.
Элементы ППФП должны составлять не менее 30% от общего времени отводимого на зарядку с обязательным использованием элементов закаливания. Продолжительность зарядки – 15-20 минут, включая водные процедуры и обтирание, что ежедневно компенсирует около 20% суточного объема двигательной активности.
Смену комплексов упражнений утренней гимнастики следует осуществлять не реже 1 раза в месяц.
5. Самостоятельные тренировочные занятия по заданию преподавателя(домашние задания). Позволяют совершенствовать качества и функции, необходимые при овладении тем или иным видом труда, закреплять слабоосвоенные умения и навыки программного материала по физической культуре. С системой домашних заданий учащихся знакомят в начале учебного года. Рекомендуется выполнять их не реже двух раз в неделю со средней продолжительностью не менее 20-30 минут. В зависимости от сложности домашних заданий учащихся ознакамливают с ними в начале или конце урока. Если в комплексе содержатся новые упражнения, новые, трудные для выполнения, элементы, преподаватель перед началом урока должен показать и объяснить их, а наиболее трудные отработать в процессе занятий. Если же комплексы домашних заданий не содержат элементов новизны и трудности, их можно давать в конце урока. В течение одного полугодия комплексы домашних заданий меняют около трех раз. Отличительной особенностью комплексов каждого полугодия является то, что в зависимости от характера учебного материала преобладают те или иные группы упражнений.
Для повышения эффективности контроля за выполнением домашних заданий используют: наблюдения за учащимися на уроках физической культуры, индивидуальные беседы, опросы перед началом урока, фронтальные проверки (учащиеся поочередно выполняют одно упражнение из комплекса домашних заданий).
Лекция 15
- В.Г. Шпак, а.А. Синютич
- Содержание
- Предисловие
- Лекция 1 Теория и методика физического воспитания как научная и учебная дисциплина
- 1.Предмет изучения и преподавания
- 2.Ведущие понятия тмфв
- 3.Источники и этапы развития тмфв
- 4.Место теории физического воспитания в системе научных знаний о физическом воспитании
- 5.Методы исследования в тмфв
- Лекция 2 система физического воспитания
- Общественно-самодеятельная форма организации и руководства направлено на массовый охват физическим воспитанием на самодеятельных началах всех возрастных контингентов населения.
- Средства физического воспитания
- 6.Физические упражнения – основное средство физического воспитания
- 7.О значении оздоровительных сил природной среды и гигиенических факторов как средств физического воспитания
- Методы обучения
- 1.Понятие метод, его назначение и использование
- 2. Требования к выбору методов
- 3. Классификация методов
- 4. Словесные методы
- 5. Наглядные методы обучения
- 6. Практические методы обучения (метод строго регламентированного упражнения и метод частично регламентированного упражнения)
- Методы, способствующие развитию двигательных качеств
- I. Методы строго регламентированного упражнения
- II. Методы частично регламентированного упражнения
- Принципы обучения
- 1. Принцип сознательности и активности
- 2. Принцип наглядности
- 3. Принцип систематичности и последовательности (доступности)
- 4. Принцип индивидуализации
- 5. Принцип постепенности
- Двигательные умения и навыки
- 1. Определение понятия навык. Разновидности навыков
- 2.Формирование навыка
- 3. Деавтоматизация навыка
- 4. Перенос двигательных навыков
- 5. Образование двигательного навыка
- I. Основная направленность образования двигательного навыка.
- II. Схема образования условного двигательного рефлекса (навыка), состоит из звеньев:
- IV. Условные раздражители при образовании двигательного навыка.
- V. Деятельность анализаторов при образовании двигательного навыка.
- VI. Последовательность образования навыка (физиологические фазы двигательного навыка).
- 6. Структура обучения двигательным действиям
- Переход знания в представления, умения, навыки
- Двигательный навыкВысокая быстрота, стабильный итог, высокая устойчивость, прочное запоминание, автоматизированность, подсознательный контроль действий. Лекция 7 физические качества человека
- 2. Быстрота
- 3. Выносливость
- 4. Гибкость
- 5. Ловкость
- Физическое и психическое развитиЕ ребенка (от рождения до 6 лет)
- 1. Общие, наиболее характерные закономерности физического развития детского организма
- 2. Особенности развития и совершенствования функций различных органов и систем организма ребенка
- 2.1. Особенности формирования нервной системы
- 2.2. Особенности формирования опорно-двигательного аппарата
- 2.3. Особенности развития дыхательной и сердечно-сосудистой системы
- 3. Закономерности психического развития детей дошкольного возраста
- 4. Онтогенез моторики в различные возрастные периоды
- Последовательность овладения основными движениями у детей младенческого возраста
- Формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях
- 1.Общая характеристика форм организации физического воспитания дошкольников
- 2.Физкультурные занятия
- 3.Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня
- 4.Работа по физическому воспитанию в повседневной жизни
- Формы организации физического воспитания школьников
- 1.Общая характеристика форм организации физического воспитания школьников
- 2.Урок физической культуры
- Типы уроков
- 3.Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня
- Физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах
- Ежедневные физкультурные занятия на воздухе (в группе продленного дня [спортивный час])
- 4.Внеклассная работа по физическому воспитанию
- Планирование процесса физического воспитания
- Распределение учебного материала в четвертном учебном плане.
- Учет успеваемости учащихся
- 1. Общие требования к оценке успеваемости учащихся по физической культуре
- 2. Критерии учета успеваемости
- 3.Оценка знаний
- Десятибалльная шкала оценки учебной деятельности учащихся Требования к знаниям
- 4.Оценка техники физического упражнения
- Десятибалльная шкала оценки учебной деятельности учащихся Требования к двигательным умениям и навыкам
- 5.Оценка физической подготовленности
- Физическое воспитание детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья
- Профессионально-прикладная физическая подготовка
- 1. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки
- 2. Построение и основы методики ппфп
- 3. Средства ппфп
- 4. Формы организации занятий по ппфп
- Физическое воспитание в профессионально-технических училищах
- 1. Значение, цель, задачи физического воспитания в пту
- 2. Программа по физическому воспитанию для учащихся пту
- 3.Организация занятий по физическому воспитанию в пту
- 4. Требования к учету успеваемости в пту
- 5. Физическое воспитание учащихся имеющих отклонения в состоянии здоровья
- Физическое воспитание в высших учебных заведениях
- 1. Значение, цель и задачи физического воспитания студентов
- 2. Программа физического воспитания студентов
- 3. Формы организации занятий по физическому воспитанию в вузе
- 4. Методические основы физического воспитания в вузе
- 5. Основные направления работы по физическому воспитанию в вузе
- 6. Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях
- Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности
- 1. Значение и задачи физического воспитания в основной период трудовой деятельности
- 2. Физическая культура в рамках трудового процесса
- 3. Физическая культура на производстве вне рамок труда
- 4. Физическая культура в быту трудящихся
- Физическое воспитание в пожилом и старшем возрасте
- 1. Старение и задачи направленного физического воспитания в пожилом и старшем возрасте
- 2. Характерные средства
- 3. Формы организации занятий
- 4. Методические основы занятий
- Физическая подготовка в вооруженных силах
- 1. Значение, цель, задачи физической подготовки в вооруженных силах
- 2. Специальная направленность физической подготовки в различных видах вооруженных сил
- 3. Формы физической подготовки военнослужащих