Введение
Основной целью физического воспитания в вузе является формирование физической культуры студента. Для достижения поставленной цели физическое воспитание в высшей школе должно решить следующие основные задачи:
образовательная – передача студентам знаний по основам теории и методике физической культуры;
развивающая – закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств;
воспитательная – воспитание личностных качеств студента.
В этой связи учебный процесс по физическому воспитанию студентов I курса Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) состоит из занятий двух видов: теоретических и практических (методико-практических, учебно-тренировочных, контрольных).
Теоретические учебные занятия по физической культуре организованы в форме аудиторного теоретического курса. Тематическое содержание курса, с одной стороны, соответствует рекомендациям Государственного образовательного стандарта для высших учебных заведений по данной дисциплине. С другой – конкретизировано с точки зрения практической значимости для студентов при самостоятельном использовании средств физической культуры с целью сохранения индивидуального здоровья, развития и совершенствования физических качеств.
Теоретический курс предполагает прохождение студентами материала по следующим шести различным разделам (см. таблицу):
№ п/п | Содержание | Количество часов |
1 | Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов | 2 |
2 | Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья | 2 |
3 | Биологические основы физической культуры | 2 |
4 | Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. Самоконтроль занимающихся физической культурой и спортом | 2 |
5 | Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физического воспитания | 2 |
6 | Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности | 2 |
В общей сложности на решение теоретической части образовательной задачи отводится до 8 часов в I и II семестрах (всего 16 часов в год). Занятия проводятся в форме аудиторных лекций. Лекторами выступают высококвалифицированные преподаватели кафедры, прошедшие специальное обучение. В содержании лекций присутствует как обязательный материал, так и вариативный.
Итоговый контроль знаний, полученных студентами на теоретических занятиях, проходит в форме тестирования по их окончании во II семестре (возможен семестровый вариант). Тестирование проводится письменно на отдельном занятии. Всего студенту предстоит ответить на 15 контрольных вопросов, соответствующих ключевым положениям содержания разделов теоретического материала. По результатам теста лектор делает оценку полученных студентом знаний. Если уровень знаний достаточен (процент правильных ответов соответствует установленной норме), студент получает «зачет» по теоретическому разделу дисциплины «Физическая культура», если нет – студент имеет право на дополнительную подготовку и пересдачу теста.
- Оглавление
- Словарь терминов и понятий
- Введение
- Лекция №1 Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студента
- 1.1. Роль физической культуры в жизни общества
- 1.2. Основные понятия теории физической культуры
- 1.3. Компоненты физической культуры
- 1.4. Физическое воспитание студента в высшем учебном заведении
- Контрольные вопрос к лекции № 1
- Лекция №2 Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья
- 2.1. Физиологическая основа здоровья
- 2.2. Здоровый образ жизни и его элементы
- Режим труда и отдыха;
- 2.2.1. Режим труда и отдыха
- 2.2.2. Гигиена умственного труда
- 2.2.3. Организация сна
- 2.2.4. Организация режима питания
- 2.2.5. Организация двигательной активности
- 2.2.6. Личная гигиена и закаливание
- 2.2.7. Психофизическая регуляция организма
- Контрольные вопросы к лекции № 2
- Лекция №3 Биологические основы Физической Культуры
- 3.1. Организм человека как двигательная функциональная система (дфс)
- 3.1.1. Роль задающей подсистемы в движении человека
- 3.1.2. Роль обеспечивающей подсистемы в движении человека
- 3.1.3. Роль исполнительной подсистемы в движении человека
- Функциональные показатели двигательных единиц различного типа
- Классификация нагрузок, направленных на развитие циклических способностей мышечных волокон де
- 3.2. Источники сокращения мышечного волокна
- Показатели аэробного и анаэробного ресинтеза атф в организме человека
- Контрольные вопросы к лекции № 3
- Лекция №4 Основы методики самостоятельных занятий Физическими Упражнениями. Самоконтроль занимающихся
- 4.1. Актуальность самостоятельных занятий физическими упражнениями
- 4.2. Основные этапы при выборе методики самостоятельных занятий
- 4.3. Программы двигательной активности
- Программы двигательной активности
- 4.4. Самоконтроль занимающихся Физической Культурой и спортом
- 4.4.1. Виды контроля
- 4.4.2. Субъективные показатели самоконтроля
- 4.4.3. Объективные показатели самоконтроля
- Страница дневника
- Определение величины нагрузки для организма занимающегося (объективные показатели)
- 4.4.4. Методы определения уровня функционального состояния организма занимающегося
- Контрольные вопросы к лекции № 4
- Лекция №5 Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физического воспитания
- 5.1. Основные понятия, виды спорта, структура спортивной классификации
- 5.2. Этапы выбора вида спорта для систематических занятий физическими упражнениями
- 5.3. Характеристика основных видов спорта
- 5.3.1. Футбол
- 5.3.2. Баскетбол
- 5.3.3. Волейбол
- 5.3.4. Легкая атлетика
- 5.3.5. Единоборства
- 5.3.6. Настольный теннис
- 5.3.7. Атлетическая гимнастика
- 5.3.8. Аэробика
- 5.3.9. Лыжные гонки
- 5.3.10. Плавание
- Контрольные вопросы к лекции № 5
- Лекция №6 Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности
- 6.1. Взаимосвязь умственной и физической работоспособности
- 6.2. Изменения умственной, физической и психической работоспособности в ходе учебного процесса
- 6.3. Использование средств физической культуры в регулировании работоспособности студента
- Контрольные вопросы к лекции № 6
- Методические приемы ведения лекций для преподавателей
- Характеристика элементов зож
- Влияние вида спорта на организм человека
- Библиографический список
- Лариса Геннадьевна Забелина Александр Петрович Кизько Елена Александровна Кизько
- Физическая культура
- Теоретический курс
- Конспект лекций