2.2.1. Режим труда и отдыха
Режим дня – целесообразный распорядок деятельности человека, повторяющийся изо дня в день.
Физиологическая основа:
учитывает суточные периоды повышения и понижения работоспособности;
формирует динамический стереотип (определенную последовательность процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий, предыдущая деятельность является «толчком» к последующей).
Влияние на организм:
улучшаются приспособительные способности (организм быстрее и легче переключается на новый вид деятельности), что повышает качество учебы и работы.
Режим использования (организация рационального режима дня должна проводиться с учетом):
расписания учебной и трудовой деятельности;
оптимального использования имеющихся условий;
индивидуальных особенностей;
биоритмов.
Биоритмы – счетчики времени, согласно которым организм периодически и в определенных параметрах изменяет свою жизнедеятельность. Биоритмы – это эволюционно выработанные адаптационные изменения в физиологических функциях организма в зависимости от природных явлений.
В научной литературе выделяют следующие закономерности физиологического повышения и понижения работоспособности в течение суток (рис. 1):
периоды повышения: 5–6, 11–12, 17–18, 23–24 часов;
периоды понижения: 2–3, 8–9, 14–15, 20–21 часов.
Рис. 1. Динамика работоспособности в течение суток
У большинства людей наименьшая биоэлектрическая активность головного мозга фиксируется в 2…4 часа ночи. Кроме того, суточные биоритмы отражаются на работе системы пищеварения, желез внутренней секреции, на составе крови, на обмене веществ. Так, самая низкая температура тела у человека наблюдается ранним утром, самая высокая в 17–18 ч.
Суточные ритмы отличаются высокой стабильностью. Зная рассмотренные закономерности, человек может правильнее построить свой режим дня. Однако следует также учитывать, что далеко не у всех людей суточные биоритмы проходят в одинаковых временных параметрах. У «сов», например, протекание психических процессов улучшается к вечеру. Появляется желание заниматься. Утром же они никак не могут «раскачаться», хочется подольше поспать. «Жаворонки» же любят пораньше лечь спать. Зато рано утром они уже на ногах и готовы к активной умственной работе. С помощью волевых усилий человек в состоянии постепенно несколько перестроить свои суточные биоритмы. Это необходимо при изменении смены учебы, перемене временного пояса.
Таким образом, успех в учебной и профессиональной деятельности человека во многом зависит от построения и соблюдения рационального режима дня.
Примерный распорядок дня студентов, занимающихся в 1-ю смену:
7.00 – 7.05 Подъем, уборка постели.
7.05 – 7.15 Утренняя гимнастика.
7.15 – 7.20 Умывание, закаливающие процедуры.
7.20 – 7.45 Завтрак.
7.45 – 8.20 Ходьба пешком в институт.
8.30 – 14.00 Учебные занятия.
14.00 – 15.00 Обед, прогулка на свежем воздухе.
15.00 – 15.30 Послеобеденный отдых.
15.30 – 16.30 Самоподготовка.
16.30 – 18.30 Занятия ФУ в спортивной секции или самостоятельно.
18.30 – 19.30 Ужин, отдых.
19.30 – 21.00 Самоподготовка.
21.00 – 22.50 Прогулка, культурно-развлекательная программа.
23.00 – Отбой.
- Оглавление
- Словарь терминов и понятий
- Введение
- Лекция №1 Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студента
- 1.1. Роль физической культуры в жизни общества
- 1.2. Основные понятия теории физической культуры
- 1.3. Компоненты физической культуры
- 1.4. Физическое воспитание студента в высшем учебном заведении
- Контрольные вопрос к лекции № 1
- Лекция №2 Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья
- 2.1. Физиологическая основа здоровья
- 2.2. Здоровый образ жизни и его элементы
- Режим труда и отдыха;
- 2.2.1. Режим труда и отдыха
- 2.2.2. Гигиена умственного труда
- 2.2.3. Организация сна
- 2.2.4. Организация режима питания
- 2.2.5. Организация двигательной активности
- 2.2.6. Личная гигиена и закаливание
- 2.2.7. Психофизическая регуляция организма
- Контрольные вопросы к лекции № 2
- Лекция №3 Биологические основы Физической Культуры
- 3.1. Организм человека как двигательная функциональная система (дфс)
- 3.1.1. Роль задающей подсистемы в движении человека
- 3.1.2. Роль обеспечивающей подсистемы в движении человека
- 3.1.3. Роль исполнительной подсистемы в движении человека
- Функциональные показатели двигательных единиц различного типа
- Классификация нагрузок, направленных на развитие циклических способностей мышечных волокон де
- 3.2. Источники сокращения мышечного волокна
- Показатели аэробного и анаэробного ресинтеза атф в организме человека
- Контрольные вопросы к лекции № 3
- Лекция №4 Основы методики самостоятельных занятий Физическими Упражнениями. Самоконтроль занимающихся
- 4.1. Актуальность самостоятельных занятий физическими упражнениями
- 4.2. Основные этапы при выборе методики самостоятельных занятий
- 4.3. Программы двигательной активности
- Программы двигательной активности
- 4.4. Самоконтроль занимающихся Физической Культурой и спортом
- 4.4.1. Виды контроля
- 4.4.2. Субъективные показатели самоконтроля
- 4.4.3. Объективные показатели самоконтроля
- Страница дневника
- Определение величины нагрузки для организма занимающегося (объективные показатели)
- 4.4.4. Методы определения уровня функционального состояния организма занимающегося
- Контрольные вопросы к лекции № 4
- Лекция №5 Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физического воспитания
- 5.1. Основные понятия, виды спорта, структура спортивной классификации
- 5.2. Этапы выбора вида спорта для систематических занятий физическими упражнениями
- 5.3. Характеристика основных видов спорта
- 5.3.1. Футбол
- 5.3.2. Баскетбол
- 5.3.3. Волейбол
- 5.3.4. Легкая атлетика
- 5.3.5. Единоборства
- 5.3.6. Настольный теннис
- 5.3.7. Атлетическая гимнастика
- 5.3.8. Аэробика
- 5.3.9. Лыжные гонки
- 5.3.10. Плавание
- Контрольные вопросы к лекции № 5
- Лекция №6 Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности
- 6.1. Взаимосвязь умственной и физической работоспособности
- 6.2. Изменения умственной, физической и психической работоспособности в ходе учебного процесса
- 6.3. Использование средств физической культуры в регулировании работоспособности студента
- Контрольные вопросы к лекции № 6
- Методические приемы ведения лекций для преподавателей
- Характеристика элементов зож
- Влияние вида спорта на организм человека
- Библиографический список
- Лариса Геннадьевна Забелина Александр Петрович Кизько Елена Александровна Кизько
- Физическая культура
- Теоретический курс
- Конспект лекций