4.1. Актуальность самостоятельных занятий физическими упражнениями
Успехи медицины огромны: разрабатываются новые эффективные лекарственные средства, методы диагностики и лечения различных заболеваний. Ранее специалисты считали, что прогресс медицины в условиях индустриального общества излечит все болезни, люди будут доживать до биологической старости, пределы которой оцениваются в 120...150 лет. Демографические статистики послевоенного времени подтверждали возрастание продолжительности жизни во всех высокоразвитых странах до 70 и более лет. Однако к концу 50-х гг. XX века смертность перестала снижаться, а в конце 60-х гг. стала возрастать среди мужчин сначала пенсионного, а затем – зрелого возраста. Такая же тенденция наблюдалась и среди женского населения с некоторой задержкой во времени.
По мнению специалистов, основными причинами ухудшения состояния здоровья населения являются, в первую очередь, условия жизни современного цивилизованного общества и в первую очередь гиподинамия, обусловленная механизацией труда, развитием транспорта и т.д. В то же время положительный эффект от применения лекарственных средств проявляется только в том случае, если системы организма человека еще успешно управляются собственными регуляторами. Поэтому при тяжелых стадиях заболевания, когда разрушается множество функций и страдают сами регуляторные системы, лечение оказывается безрезультатным. Жизнь показывает, что даже самые выдающиеся достижения современной медицины не могут принципиально повлиять на процесс улучшения здоровья, работоспособности, т. е. на физическую деградацию человека, если он сам не приложит активных усилий для поддержания своих физических способностей на должном уровне.
Обучение в вузе – сложный и достаточно длительный процесс. Повышенные умственные нагрузки, вынужденное пребывание в статической позе в среднем до 8…10 ч в день, новая социальная группа, новый режим труда и т. д. предъявляют высокие требования к здоровью студента-первокурсника, к его психическому и физическому состоянию.
Вместе с тем подавляющее большинство студентов-первокурсников не отличаются хорошим здоровьем. Так, специально проведенные исследования показали, что до 50 % выпускников школ имеют различные степени нарушения опорно-двигательного аппарата, у 25 % наблюдается ухудшение зрения, у 30 % нарушена работа органов пищеварения.
К сожалению, общая картина состояния здоровья студентов не улучшается и в период обучения в вузе. Так, приблизительно 23 % студентов к 4 курсу переходят в подготовительную или специальную медицинскую группу здоровья, количество заболеваний к 4 курсу увеличивается в среднем в 2 раза. При этом на младших курсах преобладают острые респираторные и вегето-сосудистые заболевания, на старших курсах – заболевания, вызванные длительным воздействием психоэмоциональных стрессов: гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка и неврозы.
Среди факторов, определяющих негативную динамику физического состояния студентов, специалисты выделяют две группы: объективные и субъективные.
К объективным факторам относятся:
значительная учебная нагрузка;
психические перенапряжения, связанные с процессом обучения в вузе;
преобладание статики в деятельности студентов в течение дня;
низкий уровень двигательной активности в течение дня.
К субъективным факторам относят наличие вредных привычек (курение, переедание, алкоголизм, наркоманию и т.д.).
Между тем исследованиями установлена достоверная связь, с одной стороны, между здоровьем и эффективностью учебного процесса (чем выше заболеваемость, тем ниже качество учебного процесса), с другой – между здоровьем и двигательной активностью. Двигательная активность повышает общий уровень функциональных способностей и иммунитета организма занимающихся.
Таким образом, объем двигательной активности опосредованно влияет на качество и эффективность учебного процесса.
По мнению специалистов, для поддержания на должном уровне работоспособности юношам и девушкам студенческого возраста необходимо заниматься ФУ не менее 6...8 часов в неделю. Установлено, что студенты 1 и 2 курсов вуза на обязательных двухразовых занятиях ФК могут получить не более 50 % необходимого объема двигательной активности. Студенты же 3 и 4 курсов имеют меньшие возможности, а 5-го – лишены такой возможности полностью. Отсюда следует вывод: для студента, желающего иметь здоровье и высокую умственную работоспособность, один выход – самостоятельная систематическая организация занятий ФУ. Для этого необходимо знать основы методики самостоятельных занятий.
- Оглавление
- Словарь терминов и понятий
- Введение
- Лекция №1 Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студента
- 1.1. Роль физической культуры в жизни общества
- 1.2. Основные понятия теории физической культуры
- 1.3. Компоненты физической культуры
- 1.4. Физическое воспитание студента в высшем учебном заведении
- Контрольные вопрос к лекции № 1
- Лекция №2 Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья
- 2.1. Физиологическая основа здоровья
- 2.2. Здоровый образ жизни и его элементы
- Режим труда и отдыха;
- 2.2.1. Режим труда и отдыха
- 2.2.2. Гигиена умственного труда
- 2.2.3. Организация сна
- 2.2.4. Организация режима питания
- 2.2.5. Организация двигательной активности
- 2.2.6. Личная гигиена и закаливание
- 2.2.7. Психофизическая регуляция организма
- Контрольные вопросы к лекции № 2
- Лекция №3 Биологические основы Физической Культуры
- 3.1. Организм человека как двигательная функциональная система (дфс)
- 3.1.1. Роль задающей подсистемы в движении человека
- 3.1.2. Роль обеспечивающей подсистемы в движении человека
- 3.1.3. Роль исполнительной подсистемы в движении человека
- Функциональные показатели двигательных единиц различного типа
- Классификация нагрузок, направленных на развитие циклических способностей мышечных волокон де
- 3.2. Источники сокращения мышечного волокна
- Показатели аэробного и анаэробного ресинтеза атф в организме человека
- Контрольные вопросы к лекции № 3
- Лекция №4 Основы методики самостоятельных занятий Физическими Упражнениями. Самоконтроль занимающихся
- 4.1. Актуальность самостоятельных занятий физическими упражнениями
- 4.2. Основные этапы при выборе методики самостоятельных занятий
- 4.3. Программы двигательной активности
- Программы двигательной активности
- 4.4. Самоконтроль занимающихся Физической Культурой и спортом
- 4.4.1. Виды контроля
- 4.4.2. Субъективные показатели самоконтроля
- 4.4.3. Объективные показатели самоконтроля
- Страница дневника
- Определение величины нагрузки для организма занимающегося (объективные показатели)
- 4.4.4. Методы определения уровня функционального состояния организма занимающегося
- Контрольные вопросы к лекции № 4
- Лекция №5 Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физического воспитания
- 5.1. Основные понятия, виды спорта, структура спортивной классификации
- 5.2. Этапы выбора вида спорта для систематических занятий физическими упражнениями
- 5.3. Характеристика основных видов спорта
- 5.3.1. Футбол
- 5.3.2. Баскетбол
- 5.3.3. Волейбол
- 5.3.4. Легкая атлетика
- 5.3.5. Единоборства
- 5.3.6. Настольный теннис
- 5.3.7. Атлетическая гимнастика
- 5.3.8. Аэробика
- 5.3.9. Лыжные гонки
- 5.3.10. Плавание
- Контрольные вопросы к лекции № 5
- Лекция №6 Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности
- 6.1. Взаимосвязь умственной и физической работоспособности
- 6.2. Изменения умственной, физической и психической работоспособности в ходе учебного процесса
- 6.3. Использование средств физической культуры в регулировании работоспособности студента
- Контрольные вопросы к лекции № 6
- Методические приемы ведения лекций для преподавателей
- Характеристика элементов зож
- Влияние вида спорта на организм человека
- Библиографический список
- Лариса Геннадьевна Забелина Александр Петрович Кизько Елена Александровна Кизько
- Физическая культура
- Теоретический курс
- Конспект лекций