Словарь терминов и понятий
Адаптация – приспособление живого организма к постоянно изменяющимся условиям существования во внешней среде, выработанное в процессе эволюционного и индивидуального развития.
Аденозинтрифосфорная кислота (АТФ) – макроэргическое вещество, в котором потенцирована энергия, выделяющаяся при ферментативном расщеплении и используемая для нужд клетки.
Аксон – длинный отросток нервной клетки, проводящий нервный импульс от тела клетки к другой структуре, расположенной в центральной нервной системе или на периферии.
Актин – белок мышечной ткани, участвующий во взаимодействии с другим белком мышц – миозином в мышечной сокращении.
Альвеолы – гроздевидные образования, расположенные на стенке дыхательной бронхиолы, альвеолярного хода или альвеолярного мешочка, через который происходит газообмен между кровью в легочных капиллярах и воздухом в полости альвеолы легкого.
Альвеолярный воздух – объем воздуха, содержащийся в альвеолах, который представляет собой сумму резервного и остаточного объемов воздуха и обеспечивает газообмен между альвеолами и кровью.
Артериальное давление – гидродинамическое давление крови в сосудах, обусловленное работой сердца и сопротивлением стенок сосудов.
Анаэробная выносливость – компонент специальной выносливости, способность выполнять работу преимущественно за счет анаэробных источников энергообеспечения (в условиях недостатка кислорода).
Аэробная выносливость – компонент общей и специальной выносливости, способность выполнять работу за счет аэробных источников энергообеспечения (за счет использования кислорода).
АТФ (аденезинтрифосфат) – первичный энергоисточник, обеспечивающий мышечное сокращение.
Выносливость – способность противостоять утомлению, поддерживать необходимый уровень интенсивности работы в заданное время, выполнять нужный объем работы за меньшее время.
Газообмен в легких – процесс обогащения венозной крови кислородом и отдачи избыточного содержания углекислого газа.
Газообмен в тканях – процесс массопереноса кислорода из крови капилляров большого круга кровообращения в клетки и углекислого газа из клеток в кровь.
Гибкость – свойство опорно-двигательного аппарата, большая степень подвижности его звеньев относительно друг друга, что обусловливается амплитудой движения в суставе, которая, в свою очередь, зависит от строения сустава, суставной капсулы, связок, от силы и эластичности мышц и т.д.
Гиподинамия – состояние пониженной двигательной активности, обусловленное общей мышечной слабостью в результате заболевания или пребывания в условиях пониженной гравитации, невесомости, постельного режима и т.п.
Гипокинезия – ограничение количества и объема движений, обусловленное образом жизни, особенностями профессиональной деятельности, постельным режимом в период заболевания и сопровождающееся в ряде случаев гиподинамией.
Гипоталамус – отдел промежуточного мозга, расположенный ниже зрительного бугра, в котором находятся центры регуляции эндокринной системы, вегетативных функций.
Гликоген – главный быстромобилизуемый резервный углевод (полисахарид), один из субстратов для образования энергии. Находится в мышцах и печени организма.
Гликолиз – анаэробный ферментативный процесс расщепления углеводов с накоплением энергии в АТФ (глюкозы, гликогена) до молочной кислоты, обеспечивающей клетку энергией; в условиях недостаточного снабжения кислородом накапливается лактат.
Глюкоза – углевод из группы моносахаридов, один из основных источников энергии в организме.
Гомеостаз – совокупность приспособительных реакций организма животного и человека, направленных на поддержание относительного постоянства его внутренней среды.
Гормоны – биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции или специализированными клетками, поступающие непосредственно во внутреннюю среду и вызывающие специфические изменения обмена веществ, структуры и функции органов и тканей.
Диастола – ритмически повторяющееся расслабление мышцы сердца, наступающее вслед за ее сокращением, при этом полости сердца расширяются и наполняются кровью.
Диастолическое давление – давление крови в сосудах во время диастолы сердца (минимальное давление).
Диффузия – проникновение молекул одного вещества в другое при их непосредственном соприкосновении или через полупроницаемую мембрану.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – максимальный объем воздуха, выдыхаемого после максимального вдоха; важный критерий функциональных способностей и физического развития организма.
Железы внутренней секреции – органы (гипофиз, надпочечники, околощитовидные, половые железы, щитовидная железа, поджелудочная железа), выделяющие непосредственно в кровь или в лимфу вырабатываемые ими физиологически активные вещества (гормоны). Во взаимодействии с нервной системой регулируют все функции организма.
Иннервация – осуществляемая нервами связь центральной нервной системы с различными органами и тканями организма.
Интенсивность нагрузки – величина прилагаемых усилий, напряженность физиологических функций, концентрация работы во времени. Один из показателей тренировочного процесса.
Капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды, пронизывающие органы и ткани организма и замыкающие круг кровообращения. Через их стенки совершается обмен веществ и респираторных газов между кровью и клетками тканей.
Кислотно-щелочное равновесие – постоянное отношение между кислотными и щелочными эквивалентами крови (рН). рН артериальной крови – 4,40, венозной – 7,37.
Композиция мышц – соотношение быстрых и медленных мышечных волокон в составе определенных мышц человека и животных. Во многом определяет задатки для специализации в отдельных видах спорта.
Лактат – молочная кислота или ее соль. Концентрация лактата в работающих мышцах и в крови – важный показатель интенсивности тренировочной нагрузки и степени восстановления после нее.
Линейная скорость кровотока – путь, пройденный частицей крови по сосудистому руслу за единицу времени.
Малый круг кровообращения – замкнутая часть сосудистой системы, которая обеспечивает газообмен в легких; начинается легочной артерией, выходящей из правого желудочка, и заканчивается легочными венами, впадающими в левое предсердие.
Меланхолик – один из четырех основных типов темпераментов. Спортсмен-меланхолик характеризуется слабым типом нервной системы, низким уровнем психической активности, быстрой утомляемостью к внешним раздражителям, высокой тревожностью и склонностью к состоянию стартовой апатии, нестабильностью результатов, предпочтением индивидуальных видов спорта, не связанных с единоборством и командной борьбой.
Мембрана – тонкие пограничные структуры, расположенные на поверхности клеток и внутриклеточных структур, обеспечивающие проницаемость клеток и внутриклеточных структур для различных веществ, ионов, транспорта продуктов обмена, биоэлектрических явлений.
Миозин – белок мышечных волокон; обладает каталитической активностью, расщепляет аденозинтрифосфорную кислоту с освобождением энергии, которая используется при мышечном сокращении.
Молочная кислота – важный промежуточный продукт обмена веществ, конечный продукт анаэробного обмена; при интенсивной мышечной работе содержание молочной кислоты в крови резко возрастает.
Мотив – осознаваемая, а иногда и неосознаваемая причина (побуждение), лежащее в основе выбора спортивной специализации, выполнения тренировочной работы, участия в соревнованиях, поступков.
Мотивация – совокупность мотивов, определяющих активность и целенаправленность тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена.
Моторика – совокупность двигательных способностей человека, связанных с определенным видом спорта.
Мышечное волокно – структурно-функциональная единица мышечной ткани (мышечная клетка), обладающая способностью к напряжению и сокращению.
Мышечное сокращение – последовательная совокупность электрических и биохимических процессов в мышечном волокне, вызывающая изменение длины, диаметра или напряжения мышцы.
Навык – выполнение целенаправленных действий, доведенных до автоматизма в результате сознательного многократного повторения одних и тех же движений или решения типовых задач в производственной, спортивной или учебной деятельности.
Насос натрий-калиевый – ферментативный механизм, расположенный в мембране живой клетки, осуществляющий активный транспорт ионов калия внутрь клетки и ионов натрия из клетки наружу против концентрационного градиента. Открыт Ходжкиным и Хаксли.
Оптимальная величина нагрузки – нагрузка, величина, интенсивность, длительность или логическая сложность которой обусловливает максимальную эффективность деятельности на заданный период.
Потенциал действия – разность потенциалов между наружной и внутренней поверхностями клеточной мембраны, возникающая под действием раздражителя пороговой и надпороговой величины, связанная с пассивным движением ионов натрия в клетку (приводящим к деполяризации мембраны) и являющаяся одним из проявлений ее физиологического покоя.
Потенциал покоя – разность потенциалов между наружной и внутренней поверхностью клеточной мембраны в покое (поляризация), связанная с пассивным движением ионов калия из клетки, являющаяся одним из проявлений ее физиологического покоя.
Приспособительные реакции – реакции живых организмов на изменения внешней и внутренней среды, приводящие к уравновешиванию организмов со средой и обеспечивающие сохранение оптимального уровня их основных жизненных процессов.
Производительность анаэробная – способность организма производить необходимое количество энергии для обеспечения интенсивной мышечной работы за счет процессов, происходящих без участия кислорода (преимущественно гликолиза).
Производительность аэробная – способность организма производить необходимое количество энергии для обеспечения продолжительной и интенсивной мышечной работы за счет процессов окисления жиров и углеводов с использованием кислорода.
Самоконтроль – самонаблюдение спортсмена за состоянием своего здоровья, физической подготовленности и физического развития в процессе спортивной тренировки.
Сангвиник – один из четырех основных типов темперамента. Спортсмен-сангвиник характеризуется подвижной нервной системой, высокой психической активностью, работоспособностью, общительностью, быстротой и живостью движений, стабильностью результата, состоянием боевой готовности перед соревнованием, предпочитает виды спорта, требующие подвижности, активности, смелости.
Синапс – область контакта нервных клеток друг с другом и отростков нейронов с иннервируемыми ими тканями.
Систола – ритмически происходящее сокращение сердечной мышцы.
Систолический объем крови – количество крови, выталкиваемое желудочками сердца в течение систолы.
Систолическое давление крови – давление крови на стенки артерий в различных отделах кровеносной системы в момент выброса крови из левого желудочка.
Спортивный разряд – критерий специальной подготовленности спортсмена, уровень его спортивного мастерства.
Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Диагностика некоторых сложившихся способностей проводится с помощью тестов. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями «талант» и «гениальность».
Способности физические – относительно устойчивые врожденные и приобретенные функциональные особенности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательного действия.
Суперкомпенсация – функционирование систем, органов и тканей организма на уровне выше исходного в восстановительном периоде после одной или серии физических нагрузок; один из феноменов, определяющих постепенное повышение тренированности.
Темперамент – особенности психической деятельности, имеющие физиологической основой определенные типологические особенности нервной системы: сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов.
Тетаническое сокращение (тетанус) – длительное сокращение скелетных мышц под влиянием серии ритмических раздражителей, следующих с интервалом, меньшим времени одиночного мышечного сокращения.
Флегматик – один из четырех основных типов темпераментов. Спортсмен-флегматик характеризуется инертной нервной системой, низким уровнем психической активности, спокойствием, медлительностью и приспособляемостью, настойчивостью и упорством, стабильными соревновательными результатами, состоянием боевой готовности, предпочитает виды спорта с небыстрыми, спокойными, однообразными упражнениями.
Функциональные способности – диагностическое понятие, отражающее способность (или неспособность) организма (органа, системы) к выполнению данной нагрузки, т.е. это конкретно реализованная часть генетически заложенных в организм человека функциональных возможностей.
Холерик – один из четырех основных типов темпераментов. Спортсмен-холерик характеризуется неуравновешенностью нервной системы, высокой психической активностью, энергичностью действий, бурными эмоциями, эффективностью, порывистостью, резкостью, быстрым темпом движений, недостаточной стабильностью результатов и склонностью к предстартовой лихорадке, предпочитает высокоэмоциональные виды спорта, интенсивные и темповые движения.
Эндокринные железы – железы внутренней секреции, т.е. не имеющие выводных протоков и отделяющие секрет (гормоны) непосредственно в кровь и лимфу
Эритроциты – безъядерные клетки крови, содержащие гемоглобин. Переносят кислород от легких к тканям и углекислый газ от тканей к легким. Образуются в костном мозге.
- Оглавление
- Словарь терминов и понятий
- Введение
- Лекция №1 Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студента
- 1.1. Роль физической культуры в жизни общества
- 1.2. Основные понятия теории физической культуры
- 1.3. Компоненты физической культуры
- 1.4. Физическое воспитание студента в высшем учебном заведении
- Контрольные вопрос к лекции № 1
- Лекция №2 Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья
- 2.1. Физиологическая основа здоровья
- 2.2. Здоровый образ жизни и его элементы
- Режим труда и отдыха;
- 2.2.1. Режим труда и отдыха
- 2.2.2. Гигиена умственного труда
- 2.2.3. Организация сна
- 2.2.4. Организация режима питания
- 2.2.5. Организация двигательной активности
- 2.2.6. Личная гигиена и закаливание
- 2.2.7. Психофизическая регуляция организма
- Контрольные вопросы к лекции № 2
- Лекция №3 Биологические основы Физической Культуры
- 3.1. Организм человека как двигательная функциональная система (дфс)
- 3.1.1. Роль задающей подсистемы в движении человека
- 3.1.2. Роль обеспечивающей подсистемы в движении человека
- 3.1.3. Роль исполнительной подсистемы в движении человека
- Функциональные показатели двигательных единиц различного типа
- Классификация нагрузок, направленных на развитие циклических способностей мышечных волокон де
- 3.2. Источники сокращения мышечного волокна
- Показатели аэробного и анаэробного ресинтеза атф в организме человека
- Контрольные вопросы к лекции № 3
- Лекция №4 Основы методики самостоятельных занятий Физическими Упражнениями. Самоконтроль занимающихся
- 4.1. Актуальность самостоятельных занятий физическими упражнениями
- 4.2. Основные этапы при выборе методики самостоятельных занятий
- 4.3. Программы двигательной активности
- Программы двигательной активности
- 4.4. Самоконтроль занимающихся Физической Культурой и спортом
- 4.4.1. Виды контроля
- 4.4.2. Субъективные показатели самоконтроля
- 4.4.3. Объективные показатели самоконтроля
- Страница дневника
- Определение величины нагрузки для организма занимающегося (объективные показатели)
- 4.4.4. Методы определения уровня функционального состояния организма занимающегося
- Контрольные вопросы к лекции № 4
- Лекция №5 Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физического воспитания
- 5.1. Основные понятия, виды спорта, структура спортивной классификации
- 5.2. Этапы выбора вида спорта для систематических занятий физическими упражнениями
- 5.3. Характеристика основных видов спорта
- 5.3.1. Футбол
- 5.3.2. Баскетбол
- 5.3.3. Волейбол
- 5.3.4. Легкая атлетика
- 5.3.5. Единоборства
- 5.3.6. Настольный теннис
- 5.3.7. Атлетическая гимнастика
- 5.3.8. Аэробика
- 5.3.9. Лыжные гонки
- 5.3.10. Плавание
- Контрольные вопросы к лекции № 5
- Лекция №6 Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности
- 6.1. Взаимосвязь умственной и физической работоспособности
- 6.2. Изменения умственной, физической и психической работоспособности в ходе учебного процесса
- 6.3. Использование средств физической культуры в регулировании работоспособности студента
- Контрольные вопросы к лекции № 6
- Методические приемы ведения лекций для преподавателей
- Характеристика элементов зож
- Влияние вида спорта на организм человека
- Библиографический список
- Лариса Геннадьевна Забелина Александр Петрович Кизько Елена Александровна Кизько
- Физическая культура
- Теоретический курс
- Конспект лекций