logo
Физ-ра

1.4. Физическое воспитание студента в высшем учебном заведении

Основные задачи, которые ставит перед собой высшее учебное заведение, – это, с одной стороны, дать студенту качественное профессиональное образование, а с другой – сохранить и укрепить его здоровье, а также подготовить функционально к будущей профессиональной деятельности.

Вполне естественно, что в решении задач укрепления здоровья и прикладной физической подготовки ведущая роль отводится ФК и такому ее компоненту, как ФВ.

Основная цель ФВ в вузе – формирование физической культуры личности студента.

В свою очередь физическая культура личности – это образованность, физическая подготовленность и совершенство личности, отраженные в здоровом образе жизни.

Именно на формирование физической культуры личности студента и направлен педагогический процесс ФВ в вузе.

Для достижения поставленной цели ФВ решает три основные задачи:

При этом основные средства, которые использует преподаватель для формирования ФК студента, – это:

Если преподаватель посвятит несколько занятий развитию физических качеств, то он будет заниматься физической подготовкой студента.

Физическая подготовка может носить как общий характер (общая физическая подготовка), так и направленный на определенный вид деятельности (специальная физическая подготовка).

В результате физической подготовки занимающийся приобретает некий уровень физической подготовленности.

В свою очередь физическая подготовленность – это определенный уровень сформированности двигательных умений и навыков, а также достигнутый уровень развития физических качеств и работоспособности.

В частности, профессионально-прикладная подготовка направлена на формирование у студентов важных и необходимых в будущей профессии двигательных навыков и физических качеств. Для решения этой задачи со студентами проводятся специальные занятия, где разбирается будущая профессия, ее особенности с точки зрения функциональной составляющей. Рассматриваются профессиональная физическая подготовка и профилактика возможных профессиональных заболеваний.

Физическая подготовленность определяется по результатам выполнения специальных (двигательных) тестов (например: сила – подтягивание, быстрота – бег 100 м, выносливость – бег 12 мин и т.д.).

Вполне естественно, что для формирования ФК личности студента недостаточно только рационально организовать педагогический процесс, весьма важна физкультурная деятельность самого студента. Формирования ФК личности не произойдет, если сам студент не будет заинтересован в конечном результате, поэтому физкультурная деятельность студента играет одну из первостепенных ролей. Как невозможно без запоминания получить знания, так и невозможно без выполнения упражнений развить двигательные способности и качества личности.

Побудительной силой любого вида деятельности считается мотив. Человек делает что-либо только тогда, когда заинтересован в этом. Отсюда, для того чтобы студент стал осознанно вести физкультурную деятельность, необходим мотив, побуждающий его к этому.

Существует несколько мотивов, подталкивающих студентов к занятиям ФК. Они различны, зависят от возраста, пола, социального положения, условий жизни и т. д. Среди общепринятых мотивов выделяют следующие:

Каждый студент может остановить свой выбор как минимум на одном мотиве. Однако статистика показывает, что в обыденной жизни студент этот выбор делает редко, так более чем у 50 % студентов полностью отсутствует физкультурная активность в свободное время. И основная тому причина – обычная лень человека, нежелание или неспособность «сделать над собой усилие», «преодолеть себя».

В литературе существует несколько критериев, по которым можно судить о конечном результате – сформированности ФК личности. Согласно этим критериям выделяют несколько уровней проявления ФК личности.

Предноминальный уровень складывается стихийно. У студентов отсутствует потребность в познавательной активности. Отрицается важность ФК в процессе становления личности будущего специалиста. Проявляется негативное отношение к занятиям ФК. Студенты этого уровня пассивны, сферу внеучебной физкультурной деятельности отвергают.

Номинальный уровень характеризуется безразличным отношением студентов к ФК и спонтанным ее использованием под влиянием товарищей или эмоционального впечатления от спортивного зрелища. Знания ограничены, смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья. Практические умения ограничены простейшими элементами. Иногда, как правило, по просьбе педагога, студенты данного уровня могут принимать участие в физкультурно-спортивной деятельности. После окончания вуза не заботятся о своем здоровье и физическом состоянии.

Потенциальный уровень характеризуется положительным, осознанным отношением студентов к ФК. ФК рассматривается как средство самосовершенствования. Студенты этого уровня имеют необходимые знания, умения и навыки, позволяющие грамотно выполнять физкультурно-спортивную деятельность, но под контролем педагога. Большое значение придают эмоциональному общению и самовыражению в процессе занятий. Проявляют активность в общественной физкультурной деятельности в случае, если к ним обращается с просьбой педагог или актив общественности. После окончания вуза проявляют физкультурно-спортивную активность, лишь попадая в благоприятные условия.

Творческий уровень характерен для студентов, которые убеждены в значимости и необходимости использования ФК для развития и реализации возможностей личности. Эти студенты характеризуются основательностью знаний, умений и навыков. Они способны самостоятельно и творчески использовать средства ФК для физического самосовершенствования и организации здорового образа жизни. Внедряют ФК не только в профессиональную деятельность, но и в семейную жизнь.