1.4. Физическое воспитание студента в высшем учебном заведении
Основные задачи, которые ставит перед собой высшее учебное заведение, – это, с одной стороны, дать студенту качественное профессиональное образование, а с другой – сохранить и укрепить его здоровье, а также подготовить функционально к будущей профессиональной деятельности.
Вполне естественно, что в решении задач укрепления здоровья и прикладной физической подготовки ведущая роль отводится ФК и такому ее компоненту, как ФВ.
Основная цель ФВ в вузе – формирование физической культуры личности студента.
В свою очередь физическая культура личности – это образованность, физическая подготовленность и совершенство личности, отраженные в здоровом образе жизни.
Именно на формирование физической культуры личности студента и направлен педагогический процесс ФВ в вузе.
Для достижения поставленной цели ФВ решает три основные задачи:
образовательную – передача студенту знаний по ФК;
развивающую – формирование у студентов необходимых двигательных умений и навыков, а также развитие их двигательных способностей (силы, быстроты, выносливости и т.д.);
воспитательную – воспитание личностных качеств (силы воли, терпения, ответственности и т.д.).
При этом основные средства, которые использует преподаватель для формирования ФК студента, – это:
лекция, диалог, беседа;
физические упражнения;
естественные силы природы (солнце, воздух и вода).
Если преподаватель посвятит несколько занятий развитию физических качеств, то он будет заниматься физической подготовкой студента.
Физическая подготовка может носить как общий характер (общая физическая подготовка), так и направленный на определенный вид деятельности (специальная физическая подготовка).
В результате физической подготовки занимающийся приобретает некий уровень физической подготовленности.
В свою очередь физическая подготовленность – это определенный уровень сформированности двигательных умений и навыков, а также достигнутый уровень развития физических качеств и работоспособности.
В частности, профессионально-прикладная подготовка направлена на формирование у студентов важных и необходимых в будущей профессии двигательных навыков и физических качеств. Для решения этой задачи со студентами проводятся специальные занятия, где разбирается будущая профессия, ее особенности с точки зрения функциональной составляющей. Рассматриваются профессиональная физическая подготовка и профилактика возможных профессиональных заболеваний.
Физическая подготовленность определяется по результатам выполнения специальных (двигательных) тестов (например: сила – подтягивание, быстрота – бег 100 м, выносливость – бег 12 мин и т.д.).
Вполне естественно, что для формирования ФК личности студента недостаточно только рационально организовать педагогический процесс, весьма важна физкультурная деятельность самого студента. Формирования ФК личности не произойдет, если сам студент не будет заинтересован в конечном результате, поэтому физкультурная деятельность студента играет одну из первостепенных ролей. Как невозможно без запоминания получить знания, так и невозможно без выполнения упражнений развить двигательные способности и качества личности.
Побудительной силой любого вида деятельности считается мотив. Человек делает что-либо только тогда, когда заинтересован в этом. Отсюда, для того чтобы студент стал осознанно вести физкультурную деятельность, необходим мотив, побуждающий его к этому.
Существует несколько мотивов, подталкивающих студентов к занятиям ФК. Они различны, зависят от возраста, пола, социального положения, условий жизни и т. д. Среди общепринятых мотивов выделяют следующие:
ориентацию на здоровый образ жизни;
профилактику и лечение заболеваний;
получение положительных эмоций;
развитие физических качеств;
формирование красивого тела;
возможность установить личные достижения и удовлетворить свое честолюбие;
закалку характера;
желание самоутвердиться.
Каждый студент может остановить свой выбор как минимум на одном мотиве. Однако статистика показывает, что в обыденной жизни студент этот выбор делает редко, так более чем у 50 % студентов полностью отсутствует физкультурная активность в свободное время. И основная тому причина – обычная лень человека, нежелание или неспособность «сделать над собой усилие», «преодолеть себя».
В литературе существует несколько критериев, по которым можно судить о конечном результате – сформированности ФК личности. Согласно этим критериям выделяют несколько уровней проявления ФК личности.
Предноминальный уровень складывается стихийно. У студентов отсутствует потребность в познавательной активности. Отрицается важность ФК в процессе становления личности будущего специалиста. Проявляется негативное отношение к занятиям ФК. Студенты этого уровня пассивны, сферу внеучебной физкультурной деятельности отвергают.
Номинальный уровень характеризуется безразличным отношением студентов к ФК и спонтанным ее использованием под влиянием товарищей или эмоционального впечатления от спортивного зрелища. Знания ограничены, смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья. Практические умения ограничены простейшими элементами. Иногда, как правило, по просьбе педагога, студенты данного уровня могут принимать участие в физкультурно-спортивной деятельности. После окончания вуза не заботятся о своем здоровье и физическом состоянии.
Потенциальный уровень характеризуется положительным, осознанным отношением студентов к ФК. ФК рассматривается как средство самосовершенствования. Студенты этого уровня имеют необходимые знания, умения и навыки, позволяющие грамотно выполнять физкультурно-спортивную деятельность, но под контролем педагога. Большое значение придают эмоциональному общению и самовыражению в процессе занятий. Проявляют активность в общественной физкультурной деятельности в случае, если к ним обращается с просьбой педагог или актив общественности. После окончания вуза проявляют физкультурно-спортивную активность, лишь попадая в благоприятные условия.
Творческий уровень характерен для студентов, которые убеждены в значимости и необходимости использования ФК для развития и реализации возможностей личности. Эти студенты характеризуются основательностью знаний, умений и навыков. Они способны самостоятельно и творчески использовать средства ФК для физического самосовершенствования и организации здорового образа жизни. Внедряют ФК не только в профессиональную деятельность, но и в семейную жизнь.
- Оглавление
- Словарь терминов и понятий
- Введение
- Лекция №1 Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студента
- 1.1. Роль физической культуры в жизни общества
- 1.2. Основные понятия теории физической культуры
- 1.3. Компоненты физической культуры
- 1.4. Физическое воспитание студента в высшем учебном заведении
- Контрольные вопрос к лекции № 1
- Лекция №2 Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья
- 2.1. Физиологическая основа здоровья
- 2.2. Здоровый образ жизни и его элементы
- Режим труда и отдыха;
- 2.2.1. Режим труда и отдыха
- 2.2.2. Гигиена умственного труда
- 2.2.3. Организация сна
- 2.2.4. Организация режима питания
- 2.2.5. Организация двигательной активности
- 2.2.6. Личная гигиена и закаливание
- 2.2.7. Психофизическая регуляция организма
- Контрольные вопросы к лекции № 2
- Лекция №3 Биологические основы Физической Культуры
- 3.1. Организм человека как двигательная функциональная система (дфс)
- 3.1.1. Роль задающей подсистемы в движении человека
- 3.1.2. Роль обеспечивающей подсистемы в движении человека
- 3.1.3. Роль исполнительной подсистемы в движении человека
- Функциональные показатели двигательных единиц различного типа
- Классификация нагрузок, направленных на развитие циклических способностей мышечных волокон де
- 3.2. Источники сокращения мышечного волокна
- Показатели аэробного и анаэробного ресинтеза атф в организме человека
- Контрольные вопросы к лекции № 3
- Лекция №4 Основы методики самостоятельных занятий Физическими Упражнениями. Самоконтроль занимающихся
- 4.1. Актуальность самостоятельных занятий физическими упражнениями
- 4.2. Основные этапы при выборе методики самостоятельных занятий
- 4.3. Программы двигательной активности
- Программы двигательной активности
- 4.4. Самоконтроль занимающихся Физической Культурой и спортом
- 4.4.1. Виды контроля
- 4.4.2. Субъективные показатели самоконтроля
- 4.4.3. Объективные показатели самоконтроля
- Страница дневника
- Определение величины нагрузки для организма занимающегося (объективные показатели)
- 4.4.4. Методы определения уровня функционального состояния организма занимающегося
- Контрольные вопросы к лекции № 4
- Лекция №5 Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физического воспитания
- 5.1. Основные понятия, виды спорта, структура спортивной классификации
- 5.2. Этапы выбора вида спорта для систематических занятий физическими упражнениями
- 5.3. Характеристика основных видов спорта
- 5.3.1. Футбол
- 5.3.2. Баскетбол
- 5.3.3. Волейбол
- 5.3.4. Легкая атлетика
- 5.3.5. Единоборства
- 5.3.6. Настольный теннис
- 5.3.7. Атлетическая гимнастика
- 5.3.8. Аэробика
- 5.3.9. Лыжные гонки
- 5.3.10. Плавание
- Контрольные вопросы к лекции № 5
- Лекция №6 Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности
- 6.1. Взаимосвязь умственной и физической работоспособности
- 6.2. Изменения умственной, физической и психической работоспособности в ходе учебного процесса
- 6.3. Использование средств физической культуры в регулировании работоспособности студента
- Контрольные вопросы к лекции № 6
- Методические приемы ведения лекций для преподавателей
- Характеристика элементов зож
- Влияние вида спорта на организм человека
- Библиографический список
- Лариса Геннадьевна Забелина Александр Петрович Кизько Елена Александровна Кизько
- Физическая культура
- Теоретический курс
- Конспект лекций