logo search
Конспект лекций

Тема 5 Организационные особенности и тенденции развития спортивного туризма Лекция 1. Организационные особенности горнолыжного туризма

Основной мотивацией данного вида туризма является занятие тем или иным видом спорта во время туристической поездки. К дополнительным мотивациям можно отнести: отдых, развлечение, досуг, оздоровление.

Потребителями данного вида туризма является преимущественно молодежь и взрослая аудитория (непрофессиональные спортсмены), за исключением людей пожилого возраста. Дети, как правило, отправляются в спортивные туры вместе с родителями. Они могут либо также заниматься выбранным видов спорта в детских группах, либо их отдых и времяпрепровождение организуется посредством «детских клубов» и специального персонала по работе с детьми.

Следует отметить, что обслуживание профессиональных спортсменов принято относить к деловому туризму. А спортсмены – походники часто организуют свои путешествия самостоятельно, не обращаясь в туристические фирмы, поэтому их принято относить к «самодеятельным туристам».

Сезонность в спортивном туризме зависит от выбранного вида спорта (зимние и летние виды), а также от выбранного места отдыха.

Средняя продолжительность туров составляет 7-14 дней.

Спортивные туры организуются, как правило, на групповой основе.

В мировой практике при организации горнолыжных курортов сначала изучают рельеф, с точки зрения прокладки трасс в данном горном районе. Определяют их пропускную способность и емкость горнолыжного курорта, и только потом проектируют подъемники, подвесные канатные дороги и выбирают места для размещения гостиниц. В соответствии с этим нужно знать требования, предъявляемые к склонам, по которым прокладывают горнолыжные трассы.

Основные характеристики трасс:

 протяженность - длина, м;

 ширина, м;

 крутизна, град;

 профиль, рельефные сложности - виражи, обрывы, канавы, бугры, контруклоны;

 препятствия - скалы, каменистые обнажения, деревья, опоры;

 лавиноопасность;

 особенности снежного покрова - снежные надувы, брустверы, ямы, обнажения глубокого льда (а при эксплуатации трассы - участки с разбитым мокрым снегом);

 удаленность от горнолыжной базы, км.

В таблице 1 дана оценка природных условий для горнолыжного катания.

Таблица 1. Оценка природных условий для горнолыжного катания

Рекреаци-онная оценка

Высота трассы, м

Расстояние между трассой и гостиницей, км

Длина трассы, м

Средняя крутизна, град

Характер поверхности склона

Лавино­опасность

Благопри­ятные условия

1000—2500

< 1

> 1000

12—18

Умеренно расчлененная с отсутствием каменистых участков

Возможен сход прогнозируе­мых лавин после сильных снегопадов

Относи­тельно благо­приятные

< 1000; 2500—3000

1—5

200—1000

18—20; 10—12

Имеются отдельные не заносимые снегом каменистые участки, которые необходимо выровнять и заделать снегоделательными машинами

 

 

 

То же

Небла-гоприят­ные

3000—4000

5—30

50—200

  5—10; 20—25

Сильно расчлененная со многими каменистыми участками

Трасса пересекается лавиноопасными участками

Примечание. Составлено на основе источника: Колотова Е.В. Рекреационное реурсоведение. М., 1998.

Привлекательность горнолыжного комплекса определяется главным образом протяженностью и разнообразием трасс. Этот фактор является исходным при выборе места под горнолыжный курорт. Горнолыжные трассы могут быть длинными и короткими, трудными и легкими. Желательно, чтобы в районе были представлены все типы трасс: учебные, туристские, спортивные. Наличие учебных и туристских трасс является обязательным для горнолыжного курорта, а наличие и спортивных трасс повышает привлекательность курорта, так как туристы имеют возможность наблюдать за катанием высокопрофессиональных лыжников, смотреть соревнования.

В таблицах 2 и 2а даны основные характеристики всех трех типов горнолыжных трасс.

Таблица 2.Основные параметры горнолыжных трасс

Категория трассы

Протяженность,

Ширина,

Уклоны на трассе, град/%

 

м

м

минимальные

средние

максимальные

Учебные:

детские;

 

50—100

 

20—30

 

< 10

 

8—12

 

15

подростковые и

взрослые

100—1000

и более

10 / 50

10—15 / 25

15—20 / 25

Туристские

1000—2000

От 30—40 до 50—60

10 / 30

10—15 / 30

15—25 / 30

Спортивные:

слалом;

 

300—450

 

30—100

 

12—15

 

16—18

 

до 30

слалом-гигант;

700—1500

150—200

17—20 / 50

20—30 / 25

> 30 / 25

скоростной спуск

1600—2500

20—50

10 / 20;

11—15 / 40

16—20 / 20

> 20 / 20

Примечание. Составлено на основе источника: Колотова Е.В. Рекреационное реурсоведение. М., 1998.

Таблица 2а. Основные параметры горнолыжных трасс

Категория трассы

Перепады высот, м

Скорость спуска

Характеристика склона

Учебные:

детские;

подростковые и взрослые

 

10— 15

20—150—200

 

20

30—40

Открытый несколько выпуклый склон с пологим выкатом на ровную поверхность

 

Туристские

150 при длине < 600 м

200 при длине 900 м

500 при длине 2000 м

30—50

Выпуклые формы рельефа (окатистые бугры и гребни мягкого профиля), малый контур уклона, выкат.

Спортивные:

слалом;

 

слалом-гигант;

 

80—150

 

200—450

 

50—65 (жен.)

до 70 (муж.)

50—65 (жен.)

до 70 (муж.)

 

Разнообразный рельеф с переменным профилем, с небольшими контруклонами.

скоростной спуск

500—700

50—65 (жен.)

до 70 (муж.)

Разнообразный рельеф с переменным профилем, небольшими контруклонами, наклонный профиль приземления

Примечание. Составлено на основе источника: Колотова Е.В. Рекреационное реурсоведение. М., 1998

Для учебных трасс используют открытые склоны со спокойным рельефом, имеющим пологий выход на ровную площадку. Ширина трассы должна позволять совершать спуски наискось и соскальзыванием. Выпуклый профиль трассы облегчает обучение горнолыжной технике. На учебном склоне, помимо основной трассы, подбирают дополнительные трассы с рельефом, где бугры чередуются со впадинами различной конфигурации и небольшими контруклонами. Буксировочные подъемники располагают сбоку от склона. Средняя крутизна склонов 8—12о, участки с крутизной 15—20о не должны превышать 100—150 м и составлять не более 1/4 всей дистанции.

Туристские трассы ориентированы на подготовленных лыжников. Предназначенные для спуска лыжников любой квалификации, они могут иметь разную трудность, при этом желательно, чтобы в пределах одного района было несколько трасс, отличающихся сложностью спуска и разнообразием эстетических впечатлений. Средняя их крутизна 12—18о с допустимыми уклонами 20—25о. Максимальные уклоны возможны в пределах 200—250 м на каждый километр трассы. Перепады высот на туристских трассах зависят от протяженности трассы и изменяются от 150 до 500 м.

Спортивные трассы предназначены для лыжников-спортсменов и характеризуются максимальной протяженностью и крутизной. Среди них есть трассы бугристые с крутыми склонами, леденистым снегом и глубоким снегом разной плотности, на которых лыжники тренируются в слаломе, слаломе-гиганте и скоростном спуске. Ширина этих трасс должна быть не менее 20 м, причем в местах косых спусков и поворотов от склона ее необходимо увеличивать или создавать покрытые снегом наклонные виражи под углом до 40о, типа трековых. Короткие крутые участки должны сменяться длинными пологими. Оптимальное соотношение участков различной крутизны приведено в таблице 2. Важно, чтобы крутизна и характер виражей определяли сохранение скорости спуска в допустимых пределах. Преодолевая препятствие, лыжник должен приземляться вдоль трассы под небольшим углом на наклонном участке, а не на ровную площадку и не на контруклон [Ремизов Л.П. Горные лыжи: уроки на снегу.1998, с 39].

Сравнительные характеристики известных спортивных трасс скоростного спуска приведены в таблице 3.

Таблица 3. Сравнительные характеристики уклонов трасс скоростного спуска

 

Страна

 

Трасса

Протяженность (%) различных участков при крутизне

Средний уклон,

 

 

< 10о

10—15о

15—20о

> 20о

град

Франция

Ля Мушероль

22

24

30

24

17

 

Кассерус

9

37

27

26

16

 

Коль де Путрон

19

40

21

20

16

Япония

 

Энива

17

35

25

25

16

Россия

Чегет (сев.)

-

22

53

25

19

 

Домбай

20

40

20

20

15

Примечание. Составлено на основе источника: Колотова Е.В. Рекреационное реурсоведение. М., 1998.

Как видно из таблицы, идеальными условиями для скоростного спуска обладает трасса на курорте Домбай. Приближается к ней курорт Коль де Путрон. Чегет характеризуется более сложными условиями спуска, так как на его трассе отсутствуют участки с малыми уклонами.

Трассы слалома-гиганта не проектируют постоянными, а лишь определяют места старта и финиша. Склон должен иметь ширину до 150—200 м, разнообразный рельеф. Трассы расчищают от камней, деревьев и других препятствий. Наиболее интересны слаломные трассы на склонах переменного профиля, крутизна которых периодически меняется от 17 до 30о. Для соревнований необходимо, чтобы четвертая часть трассы имела крутизну более 30о.

Во всем мире принята регламентация трасс по четырем степеням трудности с целью рассредоточения лыжников по склонам для обеспечения их безопасности. Главная задача проектировщиков горнолыжного курорта - набор склонов и трасс различной сложности с выделением в стороне от основных трасс мест для обучения новичков и детей, подходы к которым не должны пересекать основные трассы [Колотова Е.В, Рекреационное ресурсоведение. 1998, c 12].

При эксплуатации курорта большое значение имеет продолжительность горнолыжного сезона, поэтому стараются выбирать трассы на склонах южной экспозиции, которые используют преимущественно в зимний период, и на склонах северной экспозиции, на которых катаются в весенний период, когда южные трассы начинают подтаивать.

На состояние снежного покрова влияет ветер, сдувающий снег на выпуклых участках и образующий жесткие снежные заструги. Чтобы устранить воздействие этого фактора, трассы желательно прокладывать на залесенных склонах, что, однако, требует затрат на расчистку трассы от деревьев и на инженерно-геологические изыскания для определения устойчивости склона после раскорчевки деревьев. На открытых незалесенных склонах подготовительные работы сводятся к минимуму: здесь создаются поля для катания. Однако на них сказываются все отрицательные последствия воздействия ветра - от нарушения снежного покрова до менее комфортного теплоощущения при катании.

При прокладке трасс необходимо обеспечить безопасность лыжников: должны быть убраны все препятствия; не допускается пересечение трасс, возможно только их слияние по ходу движения, если лыжникам заранее дан хороший обзор соседней трассы.

Выделяют три зоны катания горнолыжников:

I - учебные склоны и трассы, спуски по которым оборудованы подъемниками;

II - спуски за пределами трасс, для выходов на которые лыжники используют траверсы или отклонения в сторону от основных трасс;

III -зона высокогорного лыжного туризма, где лыжники совершают самостоятельные длительные переходы .

Деятельность горнолыжных комплексов невозможна без применения различного рода подъемных устройств. Они позволяют продуктивнее использовать горнолыжные трассы, а следовательно, намного повышают оздоровительный эффект зимнего отдыха и качество обслуживания горнолыжников. Можно сказать, что престиж того или иного горнолыжного центра прямо зависит от количества и качества его канатных дорог, их производительности.

Проектирование канатных дорог подчиняется общему замыслу прокладки горнолыжных трасс, так как они являются лишь средством обслуживания трасс. Поэтому именно требования наиболее удобного расположения подъемников относительно горнолыжных трасс определяют выбор типа как отдельных канатных дорог, так и их систем [Ремизов Л.П. Горные лыжи: уроки на снегу. 1998, с. 42].

Канатные дороги в горнолыжных комплексах делятся на воздушные и наземные.

К воздушным канатным дорогам относятся: кабинные, гондольные и кресельные.

Кабинные канатные дороги – это дороги со встречным движением пары кабин, вместимостью по 30-40 человек. Они подвешены на мощный несущий канат, влекомый тяговым канатом.

Маятниковые дороги очень дороги, сложны в эксплуатации, производительность их невелика, поэтому возле них выстраиваются большие очереди. Для таких дорог необходимы большие посадочные нижние и верхние станции с мощными механизмами, прочными промежуточными пролетами. Чтобы повысить пропускную способность маятниковых дорог, в современных конструкциях используют вагоны вместимостью до 160 человек, увеличивают скорость движения до 10 м/с и выше. Несмотря на дороговизну, использование маятниковых дорог в ряде случаев необходимо: они меньше зависят от рельефа местности, быстро перевозят на большие расстояния.

Гондольные дороги оборудованы кабинами на два – четыре человека и более. Они также как и кресельные, относятся к одноканатным кольцевым дорогам непрерывного движения. Современные гондольные дороги имеют высокую производительность благодаря высокой скорости, которая на станциях посадки и высадки замедляется.

Кресельные канатные дороги находят наибольшее распространение как более простые в эксплуатации и дешевые по сравнению с маятниковыми. Их используют как зимой, так и летом, что способствует повышению их рентабельности. Скорость движения дороги зимой 2,5 – 3 м/с (летом она несколько уменьшается). На посадочной верхней и нижней станциях сооружают специальные настилы из дерева или пластических материалов, для того чтобы облегчить перемещения лыжников и не портить лыжи.

Согласно техническим требованиям высота кресел над склоном не должна превышать 8 м. Как исключение на сильно пересеченном рельефе высота может достигать 15 м. Однако общая длина таких участков не должна быть более 10% общей протяженности подъемника. Таким образом, проектирование кресельной канатной дороги сильнее привязано к рельефу, нежели выбор направления для маятниковой дороги. Длина кресельных подъемников обычно составляет от 1 до 2.5 км.

Наземные, или буксировочные, подъемники (лыжебуксиры) являются простейшим видом пассажирских канатных дорог и наиболее распространенным средством подъема горнолыжников. Обычно лыжебуксиры имеют длину от 200 до 1000 м.

Кольцевой тяговый несущий трос приводится в движение с помощью электромотора. Внизу лыжники с помощью постоянно закрепленных на тросе буксировочных устройств (на маршрутах от 500 м и более) или индивидуальных съемных бугелей (для подъема на 200 – 300 м) прицепляются к восходящей части троса. Сооружение лыжебуксира с индивидуальными прицепными устройствами – довольно несложное дело. Таких подъемников, установленных энтузиастами, насчитываются тысячи. Короткие буксировочные подъемники со съемными прицепными устройствами называют малыми, или короткими, лыжебуксирами.

К большим лыжебуксирам (или длинным) относят буксировочные подъемники со стационарными прицепными устройствами в виде штанг телескопического типа, самосматывающихся на барабане тросов с опорной поперечиной на конце. Эта модель лыжебуксира сложнее и дороже, но она более удобна и менее опасна, чем простейшая модель со съемными бугелями.

Выбор подъемного устройства, проектирование его и установка на склонах определяются особенностями рельефа горнолыжных трасс, их пропускной способностью, экспозицией склонов, растительностью, направленностью ветров, наличием обзора местности с разных участков и сверху трассы. Для установки лыжебуксира следует выбирать место, на котором дольше всего держится снег по всей его протяженности. Наиболее целесообразно сооружать лыжебуксиры на северных склонах холмов, берегов рек, оврагов и балок [Ремизов Л.П. Горные лыжи: уроки на снегу. 1998, с. 44].

В оценке экономических ресурсов горнолыжного туризма нельзя не учитывать значение социально-экономических факторов. К данной группе факторов относятся следующие составляющие: материальное благосостояние, характер трудовой деятельности и профессиональная структура населения, культурный уровень и образовательная структура населения, объем и структура свободного времени, степень развития производительных сил, индустриализация и научно-техническая революция.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Организационные особенности.

  2. Типы горнолыжных трасс.

  3. Типы горнолыжных подъемников.

  4. Разновидности и тарифы абонементов на подъемники.

  5. Особенности организации проката оборудования.

  6. Особенности организации обучения туристов горнолыжному катанию.