5.5 Комплексная классификация услуг
Отработка классификационных критериев и разбиение сервисной деятельности на отдельные единицы пока не завершилась созданием общепринятых классификационных схем. Один из вариантов комплексной классификации включает шесть классов:
1. Производственный сервис.
2. Сервис сферы общественного устройства (назначения).
З. Социально-культурный сервис.
4. Интеллектуальный сервис (экономический, юридический, образовательный, информационный).
5. Сервис в сфере обращения.
6. Хозяйственный сервис.
Производственный сервис
Включает четыре главных составляющих:
Услуги, непосредственно входящие в производство товара, выступающие в виде полуфабриката или промежуточного продукта, либо обеспечивающие концентрацию на месте производства конечного продукта его комплектующих, отдельных узлов и деталей.
Услуги по ремонту и содержанию в исправном состоянии техники, оснастки, оборудования, непосредственно включенных в процесс производства продукта, а также зданий и сооружений, косвенно обеспечивающих это производство. Уточнение - если подобный ремонт осуществляется работниками предприятия-изготовителя продукции, эти работники считаются производственными рабочими и средства, затраченные на ремонт, включаются в себестоимость продукции на ее внутрифирменном, внутризаводском уровне. Если тот же ремонт осуществляется контрактным ремонтным предприятием, то и рабочие, и доход относятся к сфере услуг. То же можно говорить о вариантах ремонта готового продукта, если для этой цели он возвращен предприятию-изготовителю.
Услуги в виде технической подготовки продукта к вводу в эксплуатацию и поддержание его технико-эксплутационных характеристик в границах запрограммированных параметров. Здесь также возможны два варианта:
эти услуги выполняются работниками предприятия-изготовителя, его базового или регионального подразделения;
субъектом услуги выступают иные предприятия, не связанные непосредственно с производством и распределением продукта.
Услуги на базе использования высоких технологий — производство предприятием программных продуктов и телекоммуникационных услуг.
Независимо от уровня потребителя (предприятие или индивидуальное лицо) в качестве форм сервиса в структуре можно выделить:
— предпродажные услуги;
— постпродажные услуги.
Предпродажный сервис включает в себя предпродажную подготовку и услуги непосредственно при продаже. Предпродажная подготовка — это, по существу, технический сервис во всем его объеме, включая наладку, подстройку, при необходимости — регулировку, устранение внешних и внутренних дефектов, появившихся в результате транспортировки с завода-изготовителя до места передачи продукта потребителю. Предпродажное обслуживание должно быть бесплатным.
Постпродажный сервис включает в себя все виды услуг, оказываемых потребителю с момента поступления продукции в его владение (аренду, лизинг) до ее утилизации. Здесь можно выделить два этапа: гарантийный сервис и послегарантийный сервис в границах цикла существования продукта как целостной системы.
Цель гарантийного сервиса — обеспечение уровня технико-эксплуатационных характеристик продукта в границах запрограммированных параметров (в т. ч. по качеству и внешнему виду) на условиях, определяемых предприятием -изготовителем и за ёго счет.
Цель послегарантийного сервиса — при участии потребителя и поставщика проведение комплекса мероприятий по обеспечению эффективности работы изделия до выработки им своего расчетного ресурса.
Сервис сферы общественного устройства
В этой отраслевой структуре определяющими выступают услуги государственных и социальных институтов, обеспечивающих функционирование и развитие, стабильность и безопасность государства, общества и граждан.
Основные субъекты этой сферы осуществляют свою деятельность, преимущественно в виде чистых услуг, полезный эффект которых чаще всего определить крайне трудно
Интеллектуальный сервис
Услуги в сфере интеллектуального сервиса сегодня носят самый распространенный характер, причем их объем, ассортимент, качество, социальная и индивидуальная значимость самым непосредственным образом связаны с экономическим и социальным уровнем развития общества, с имеющей в нем место социально-классовой структурой, с уровнем исторической культуры и отношением к культурным ценностям прошлого и настоящего.
Можно выделить следующие основные группы деятельности:
экономический сервис, охватывающий интеллектуальную деятельность в области финансовых услуг, страхования, сделок с недвижимостью, бухгалтерского учета и аудита, лицензионной торговли и прочее.
юридический сервис, область распространения которого может варьировать от предоставления консультационных и практических услуг разового характера до официально оформленного пожизненного обслуживания клиента.
образовательный сервис, который сопутствует человеку на протяжении всей его активной творческой жизни.
информационный сервис в широком смысле слова — это обеспечение потребителя информацией в границах текущего времени, в объемах и тематике, необходимых для удовлетворений его потребностей.
Информационный сервис выражается в работе с потребителем услуг в различных вариантах:
а) исследование субъектом сервиса информационных ресурсов, анализ, обработка материалов, предоставление результатов работ потребителю информационных интеллектуальных услуг в ранее оговоренных объемах и характеристиках; б) предоставление потребителю информационных ресурсов с соответствующим техническим оснащением для самостоятельного поиска, исследования, анализа и освоения информации;
в) предоставление потребителю возможности самостоятельно с использованием своего технического обеспечения проводить освоение, исследование и анализ информационных ресурсов субъекта сервиса;
г) совместное с потребителем исследование информационных ресурсов либо принадлежащих субъекту услуг, либо информационных полей, в которых субъект услуг также выступает их потребителем, но первичным по отношению к своему заказчику.
Сервис в сфере обращения товаров и услуг
По рассмотренному нами ранее общероссийскому классификатору услуг к сфере обращения товаров и услуг следует отнести услуги торговли и общественного питания, услуги рынков, услуги коммуникационной сферы. Можно добавить сюда дистрибутивные услуги, транспортные услуги, услуги складского хозяйства и т. п.
Все рассматриваемые в этой отрасли услуги в той или иной мере связаны с обращением товара на конечном его этапе продвижения к непосредственному потребителю. Без услуг этого рода практически не будет существовать конечной цели производства товаров широкого потребления и сам процесс производства, ввиду невостребованности его результатов.
Хозяйственный сервис
Среди рассматриваемых отраслей российского сервиса хозяйственный сервис занимает важнейшее место. В его структуре выделяют две основных составляющих:
1. сфера технического жизнеобеспечения (городское хозяйство), включающая в себя пассажирский транспорт, коммуникационные сети (дороги, мосты и пр.), сантехническое хозяйство, системы водо- и энергообеспечения и прочее.
2. сфера бытового обслуживания населения.
- Н.И.Давыденко, т.В.Крапива сервисная деятельность
- Глава 1. Природа и характер сервисной
- Основные понятия и сущность сервисной
- 1.2 Сервисная деятельность как форма
- 1.3 Специфика рынка услуг
- 1.4 Виды сервисной деятельности
- Глава 2. Становление и развитие сервисной
- 2.1 Социальные предпосылки возникновения
- 2.2 Особенности сервисной деятельности
- Глава 3. Социально-культурная сфера
- 3.1 Характеристика социально-культурной
- 3.2 Прогрессивные формы обслуживания
- 3.3 Культура сервиса
- Глава 4. Психология процесса
- 4.1 Понятие “контактной зоны”
- 4.2 Тактика обслуживания
- 4.3 Жалобы и конфликты при обслуживании
- Глава 5. Классификация услуг
- 5.1 Разновидности услуг и их характеристика
- 5.2 Классификация услуг по функциональной направленности
- 5.3 Общероссийские классификаторы услуг
- 5.4 Классификация услуг по отраслевому
- 5.5 Комплексная классификация услуг
- Глава 6. Теория организации
- 6.1 Предприятия, оказывающие услуги
- 6.2 Организация процесса обслуживания
- Глава 7. Государственное и региональное регулирование сервисной деятельности
- 7.1 Качество услуги в сервисной деятельности
- 7.2 Стандартизация и сертификация
- 7.3 Лицензирование услуг
- 7.4 Методы регулирования рынка услуг
- Глава 8. Характеристика инноваций в сервисной деятельности
- 8.1 Инновационный менеджмент в сервисной деятельности
- 8.2 Особенности жизненного цикла услуги
- Глава 9. Особенности функционирования отдельных групп услуг
- 9.1 Сфера бытового обслуживания населения
- 9.2 Посреднические услуги
- 9.3 Досуговые услуги
- 9.4 Сервисная деятельность в гостиницах
- Список литературы
- Оглавление
- Сервисная деятельность
- 650056, Г. Кемерово, б-р Строителей, 47
- 650010, Г. Кемерово, ул. Красноармейская, 52