5.3 Общероссийские классификаторы услуг
населению
Классификация услуг отражается в классификаторах, которые позволяют решать различные народнохозяйственные задачи.
Классификаторы используются с различными целями:
для развития и совершенствования стандартизации в сфере услуг населению;
при сертификации и лицензировании услуг;
при создании автоматизированных систем управления и систематизации данных в области сервиса;
для учета и контроля финансово-хозяйственных показателей сервисных организаций;
для учета и прогнозирования объемов реализации услуг населению;
для изучения спроса населения на услуги.
В 1993 году был утвержден «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг» ОК 004-93 (ОКДП), который входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации РФ (ЕСКК). Данный классификатор охватывает деятельность сферы услуг и построен на основе Международной стандартной отраслевой классификации (MCOK/ISIC) и Международной классификации основных продуктов (МКОП/СРС).
В едином кодовом пространстве ОКДП объединил три объекта классификации: 1) виды экономической деятельности; 2) виды продукции; 3) виды услуг. Принятый в ОКДП код позволяет проводить международные сопоставления.
Структура кода ОКДП при классификации видов экономической деятельности предусматривает выделение следующих иерархий: раздел экономической деятельности (кодируется заглавными буквами латинского алфавита от А до Q); подразделы, группы, подгруппы и группировки, которые кодируются цифрами. Например, О 9249 — деятельность по организации отдыха и развлечений. Коды ОКДП используются в статотчетности.
В отличие от международной практики в России имеется и «Общероссийский классификатор услуг населению» ОК 002-93 (ОКУН),
Классификация услуг согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, основана на использовании иерархической системы классификации с делением услуг на группы, подгруппы, которые, в свою очередь, подразделяются на виды деятельности по целевому функциональному назначению. ОКУН разработан взамен Общесоюзного классификатора бытовых услуг населению и Общесоюзного классификатора платных услуг населению на территории РФ. ОКУН введен в действие 1 января 1994 г.
Коды ОКУН используются при проведении сертификации и указываются в сертификатах соответствия. Общероссийский классификатор услуг населению является структурным элементом единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ).
В преамбуле ОКУН отмечено, что классификатор разработан для решения следующих задач:
- развития и совершенствования стандартизации в сфере услуг населению;
- осуществления сертификации услуг с целью обеспечения безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, предотвращения причинения вреда имуществу потребителей;
- учета и прогнозирования объектов реализации услуг населению;
- изучения спроса населения на услуги;
- предоставления услуг населению предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности и гражданами — «индивидуалами»;
- гармонизации классификации услуг населению с международными классификациями;
- актуализации видов услуг с учетом новых социально-экономических условий в Российской Федерации.
Классификация включает следующие группы услуг населению:
— бытовые услуги;
— услуги пассажирского транспорта;
— услуги связи;
— жилищно-коммунальные услуги;
— услуги учреждений культуры;
— туристические и экскурсионные услуги;
— услуги физической культуры и спорта;
— медицинские, санаторно-оздоровительные услуги;
— услуги правового характера;
— услуги банков;
— услуги в системе образования;
— услуги торговли и общественного питания, услуги рынков;
80 — прочие услуги.
Заметим, что мы имеем дело с классификатором сегодняшнего дня. Авторы оставили за собой право расширять классификатор по мере формирования в стране полноценного по современным меркам сервиса.
Классификатор имеет 4 ступени деления: выделяется 13 групп, группы услуг подразделяются на подгруппы, подгруппы — на виды, виды — на единичные услуги.
Рис. 1 - Структура кодового обозначения объекта классификации по ОКУН
Пример обозначения объекта классификации в ОКУН:
012112 (7)
01 – бытовые услуги;
2 - ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи
1 – ремонт одежды
12 – ремонт изделий из натурального и искусственного меха
7 – контрольное число
С 1 января 2003 года в России введен в действие Общероссийский классификатор видов Экономической деятельности ОК 029-001 (ОКВЭД).
Структура кода содержит латинскую букву (обозначает раздел), например, Н — «Гостиницы и рестораны», I — «Транспорт и связь», и цифры. Например, I 63.30.1 - «Транспорт и связь», подраздел 63 - вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность, 30.1 — Организация комплексного туристического обслуживания.
В целом ОКВЭД корреспондирует с ОКДП, используется при идентификации отраслевой принадлежности, а также используется в статистической отчетности.
- Н.И.Давыденко, т.В.Крапива сервисная деятельность
- Глава 1. Природа и характер сервисной
- Основные понятия и сущность сервисной
- 1.2 Сервисная деятельность как форма
- 1.3 Специфика рынка услуг
- 1.4 Виды сервисной деятельности
- Глава 2. Становление и развитие сервисной
- 2.1 Социальные предпосылки возникновения
- 2.2 Особенности сервисной деятельности
- Глава 3. Социально-культурная сфера
- 3.1 Характеристика социально-культурной
- 3.2 Прогрессивные формы обслуживания
- 3.3 Культура сервиса
- Глава 4. Психология процесса
- 4.1 Понятие “контактной зоны”
- 4.2 Тактика обслуживания
- 4.3 Жалобы и конфликты при обслуживании
- Глава 5. Классификация услуг
- 5.1 Разновидности услуг и их характеристика
- 5.2 Классификация услуг по функциональной направленности
- 5.3 Общероссийские классификаторы услуг
- 5.4 Классификация услуг по отраслевому
- 5.5 Комплексная классификация услуг
- Глава 6. Теория организации
- 6.1 Предприятия, оказывающие услуги
- 6.2 Организация процесса обслуживания
- Глава 7. Государственное и региональное регулирование сервисной деятельности
- 7.1 Качество услуги в сервисной деятельности
- 7.2 Стандартизация и сертификация
- 7.3 Лицензирование услуг
- 7.4 Методы регулирования рынка услуг
- Глава 8. Характеристика инноваций в сервисной деятельности
- 8.1 Инновационный менеджмент в сервисной деятельности
- 8.2 Особенности жизненного цикла услуги
- Глава 9. Особенности функционирования отдельных групп услуг
- 9.1 Сфера бытового обслуживания населения
- 9.2 Посреднические услуги
- 9.3 Досуговые услуги
- 9.4 Сервисная деятельность в гостиницах
- Список литературы
- Оглавление
- Сервисная деятельность
- 650056, Г. Кемерово, б-р Строителей, 47
- 650010, Г. Кемерово, ул. Красноармейская, 52