3.2 Прогрессивные формы обслуживания
Под формой обслуживания следует понимать определенный способ предоставления услуг, состоящий из набора конкретных сервисных операций и благ для потребителя. В рамках одной и той же разновидности услуг могут быть задействованы разные формы обслуживания, которые вырабатываются для удобства клиентов, для сближения процесса обслуживания с запросами потребителей.
Понятие «обслуживание» близко к понятию «услуга». Однако если услуга сосредоточена на самой сущности отношений между потребителем и производителем, то обслуживание трактует эти отношения как поэтапный процесс, имеющий свою структуру, приобретающий растянутый по времени характер.
Прогрессивные формы обслуживания призваны приближать услугу к потребителю, сделать ее доступнее, сокращая тем самым время на ее получение и создавая максимальные удобства для него.
К таким формам относятся:
абонементное обслуживание, состоит в том, что заказчик, заключив договор с предприятием сервиса, получает право на оперативное обслуживание, проведение плановых профилактических процедур в течение срока действия договора;
бесконтактное обслуживание по месту жительства, не предполагает непосредственного общения потребителя и исполнителя услуги. Примером может служить следующее: в подъездах жилых домов (общежитии) предприятие сервиса устанавливает контейнеры-накопители. Заказчик складывает в контейнер белье для стирки или одежду для химчистки вместе с заполненной квитанцией. Чистое белье или одежда доставляется на дом заказчику в заранее оговоренное время. Оплата производится при получении заказа;
бесконтактное обслуживание по месту жительства. Примером может служить следующее: в подъездах жилых домов (общежитии) предприятие сервиса устанавливает контейнеры-накопители. Заказчик складывает в контейнер белье для стирки или одежду для химчистки вместе с заполненной квитанцией. Чистое белье или одежда доставляется на дом заказчику в заранее оговоренное время. Оплата производится при получении заказа;
срочное выполнение заказа в присутствии клиента;
обслуживание с помощью обменного фонда машин и приборов - владелец неисправной бытовой техники (прибора) получает в обмен уже отремонтированную аналогичную технику (прибор). При этом клиент оплачивает только стоимость ремонта, необходимого для восстановления сдаваемой им техники (прибора).
ремонт на дому сложной бытовой техники;
служба экспресс-ремонта;
прием заказов по месту работы. Осуществляется в комплексном приемном пункте, оборудованном у проходной или на территории предприятия (завода, фабрики). Туда же в заранее обусловленное время привозят выполненные заказы;
самообслуживание, позволяет населению удовлетворять свои потребности в бытовых услугах собственными силами. Так, на фабриках-химчистках и в прачечных за определенную плату клиенты получают в пользование машины для самостоятельной стирки белья или чистки одежды. В гостиницах проживающим дают возможность самим приготовить чай или кофе;
выездное обслуживание. Заключается в предоставлении населению услуг по месту работы или месту жительства специальной бригадой предприятия сервиса. Очень широко эта форма обслуживания применяется для оказания услуг населению в сельской местности, где отсутствуют стационарные предприятия сервиса.
Выше перечислены лишь наиболее распространенные формы обслуживания в торговле, бытовом и финансовом сервисе. На самом деле их существует гораздо больше. Практика сервиса постоянно умножает эти формы, что вызвано не только конкуренцией, но и необходимостью удовлетворять все более увеличивающиеся общественные запросы.
Внедрение новых видов услуг и прогрессивных форм обслуживания способствует повышению эффективности работы предприятий. Экономический эффект от внедрения выражается в увеличении прибыли за счет снижения себестоимости услуг (самообслуживание на фабриках химчистки одежды) или роста популярности новых услуг и спроса на них и т. д.
- Н.И.Давыденко, т.В.Крапива сервисная деятельность
- Глава 1. Природа и характер сервисной
- Основные понятия и сущность сервисной
- 1.2 Сервисная деятельность как форма
- 1.3 Специфика рынка услуг
- 1.4 Виды сервисной деятельности
- Глава 2. Становление и развитие сервисной
- 2.1 Социальные предпосылки возникновения
- 2.2 Особенности сервисной деятельности
- Глава 3. Социально-культурная сфера
- 3.1 Характеристика социально-культурной
- 3.2 Прогрессивные формы обслуживания
- 3.3 Культура сервиса
- Глава 4. Психология процесса
- 4.1 Понятие “контактной зоны”
- 4.2 Тактика обслуживания
- 4.3 Жалобы и конфликты при обслуживании
- Глава 5. Классификация услуг
- 5.1 Разновидности услуг и их характеристика
- 5.2 Классификация услуг по функциональной направленности
- 5.3 Общероссийские классификаторы услуг
- 5.4 Классификация услуг по отраслевому
- 5.5 Комплексная классификация услуг
- Глава 6. Теория организации
- 6.1 Предприятия, оказывающие услуги
- 6.2 Организация процесса обслуживания
- Глава 7. Государственное и региональное регулирование сервисной деятельности
- 7.1 Качество услуги в сервисной деятельности
- 7.2 Стандартизация и сертификация
- 7.3 Лицензирование услуг
- 7.4 Методы регулирования рынка услуг
- Глава 8. Характеристика инноваций в сервисной деятельности
- 8.1 Инновационный менеджмент в сервисной деятельности
- 8.2 Особенности жизненного цикла услуги
- Глава 9. Особенности функционирования отдельных групп услуг
- 9.1 Сфера бытового обслуживания населения
- 9.2 Посреднические услуги
- 9.3 Досуговые услуги
- 9.4 Сервисная деятельность в гостиницах
- Список литературы
- Оглавление
- Сервисная деятельность
- 650056, Г. Кемерово, б-р Строителей, 47
- 650010, Г. Кемерово, ул. Красноармейская, 52