2.1 Социальные предпосылки возникновения
сервисной деятельности
Сфера услуг - один из секторов экономики, и ее состояние всегда зависит от развития остальных секторов. Изменения в сервисной деятельности всегда были составной частью развития мировой экономики
В доиндустриальном обществе (рабовладельческая, феодальная формации и ранние стадии развития капитализма) промышленность либо еще не возникла, либо давала работу намного меньшему числу людей, чем сельское хозяйство. Перепись населения, проведенная в Великобритании в 1851 г., показала, что наиболее распространенные в стране профессии - сельскохозяйственные работники и домашние слуги. Именно домашняя прислуга занимала основное место в сфере услуг.
В индустриальном, т.е. зрелом капиталистическом и социалистическом, обществе развитие промышленности привело к резкому сокращению численности домашней прислуги. Главная задача экономики в эту эпоху - массовое производство товаров.
Развитие сферы услуг в индустриальном обществе происходило одновременно по двум направлениям.
Во-первых, скрытая роль служанки в домашнем хозяйстве переходит к женщине (стирка, уборка, покупки, приготовление пищи и т.п.).
Во-вторых, многочисленные услуги, выполнявшиеся ранее в домашнем хозяйстве (например, в крестьянской семье), передаются мелким фирмам и независимым частным предпринимателям. Разрабатываются многофункциональные приспособления, облегчающие домашний труд (стиральные машины, пылесосы, кухонные комбайны и т. д.), создаются предприятия, занятые их ремонтом и обслуживанием.
Расширение сектора услуг происходило в экономике как капиталистических, так и социалистических стран. Различие в характере сервисной деятельности при этих общественно-политических системах состояло, в основном, в том, что в социалистических странах была больше развита сеть бесплатных услуг.
В капиталистических странах преобладали платные коммерческие услуги, нацеленные на получение прибыли. В результате услуги становились менее доступными для малообеспеченных слоев населения, однако их качество и многообразие были намного выше ввиду конкуренции между многочисленными сервисными фирмами.
Постиндустриальное общество начало формироваться в промышленно развитых странах во второй половине XX века. Главным видом деятельности в нем становится уже не производство товаров, а обработка информации и оказание услуг. Поэтому постиндустриальный этап развития цивилизации определяют как «информационное общество» и «экономику услуг».
Услуги играют важную роль в любом обществе. В доиндустриальных условиях это, главным образом, домашние или личные услуги.
В индустриальном обществе услуги - это вспомогательная по отношению к производству деятельность: коммунальные службы, транспорт (включая гаражи и ремонтные мастерские), сфера финансов и управление недвижимостью.
В постиндустриальном обществе получают широкое распространение новые виды услуг. Это гуманитарные (образование, здравоохранение, социальные службы) и профессиональные услуги (анализ и планирование, дизайн, программирование).
Переход от индустриального общества к постиндустриальному включает в себя три последовательных этапа развития сервисной деятельности.
На первом - развитие промышленности приводит к распространению преимущественно транспортных услуг и вообще услуг, связанных с движением товаров.
На втором этапе в условиях массового потребления благ начинается рост сферы распределения (оптовая и розничная торговля), финансовых услуг, операций с недвижимостью и страхования.
На третьем - начинает снижаться доля семейного дохода, расходуемая на питание. Высвободившиеся средства население использует сначала на приобретение товаров длительного пользования (одежда, автомобили, жилье), а затем - на предметы роскоши, отдых и досуг. Расширяется сфера личных услуг: сети ресторанов, отелей, автомобильных мастерских, индустрия путешествий, развлечений и спорта. Резко усиливается интерес к двум фундаментальным сферам сервиса - здоровья и образования. Все это приводит к формированию и развитию новых видов услуг.
Во второй половине XX века в промышленно развитых странах довольно быстро росло число занятых в сфере социальных, распределительных и бытовых услуг, несколько медленнее - в области услуг производителям.
В начале XXI века наиболее высокими темпами развиваются услуги производителям, услуги в области образования и здравоохранения.
Уже в XX веке сервис превратился в крупномасштабную сферу человеческой активности. Сейчас более 70% населения, занятого в экономике промышленно развитых стран, работают в сфере услуг.
- Н.И.Давыденко, т.В.Крапива сервисная деятельность
- Глава 1. Природа и характер сервисной
- Основные понятия и сущность сервисной
- 1.2 Сервисная деятельность как форма
- 1.3 Специфика рынка услуг
- 1.4 Виды сервисной деятельности
- Глава 2. Становление и развитие сервисной
- 2.1 Социальные предпосылки возникновения
- 2.2 Особенности сервисной деятельности
- Глава 3. Социально-культурная сфера
- 3.1 Характеристика социально-культурной
- 3.2 Прогрессивные формы обслуживания
- 3.3 Культура сервиса
- Глава 4. Психология процесса
- 4.1 Понятие “контактной зоны”
- 4.2 Тактика обслуживания
- 4.3 Жалобы и конфликты при обслуживании
- Глава 5. Классификация услуг
- 5.1 Разновидности услуг и их характеристика
- 5.2 Классификация услуг по функциональной направленности
- 5.3 Общероссийские классификаторы услуг
- 5.4 Классификация услуг по отраслевому
- 5.5 Комплексная классификация услуг
- Глава 6. Теория организации
- 6.1 Предприятия, оказывающие услуги
- 6.2 Организация процесса обслуживания
- Глава 7. Государственное и региональное регулирование сервисной деятельности
- 7.1 Качество услуги в сервисной деятельности
- 7.2 Стандартизация и сертификация
- 7.3 Лицензирование услуг
- 7.4 Методы регулирования рынка услуг
- Глава 8. Характеристика инноваций в сервисной деятельности
- 8.1 Инновационный менеджмент в сервисной деятельности
- 8.2 Особенности жизненного цикла услуги
- Глава 9. Особенности функционирования отдельных групп услуг
- 9.1 Сфера бытового обслуживания населения
- 9.2 Посреднические услуги
- 9.3 Досуговые услуги
- 9.4 Сервисная деятельность в гостиницах
- Список литературы
- Оглавление
- Сервисная деятельность
- 650056, Г. Кемерово, б-р Строителей, 47
- 650010, Г. Кемерово, ул. Красноармейская, 52