4. Принцип индивидуализации
Под индивидуализацией подразумевается такое использование частных средств и методов физического воспитания и такое построение системы занятий, при которых учитываются индивидуальные различия занимающихся, осуществляется индивидуальный подход к ним и тем самым создаются благоприятные условия для развития индивидуальных способностей.
Эффективность обучения зависит от соответствия избираемых воздействий возможностям ребенка. В самом общем определении индивидуализация обучения выражается в дифференциации заданий и способов их решения (т.е. средств, методов, форм организации занятий и пр.) в соответствии с индивидуальными особенностями учеников.
Эти закономерности, определяя содержание принципа индивидуализации, позволяют сформулировать три правила:
В индивидуальных особенностях ребенка следует видеть перспективу их развития.
Опираясь на сильные стороны ребенка, преодолевать слабые.
Любая индивидуализация должна строиться на общих закономерностях обучения.
Принцип индивидуализации требует учета характера индивидуальных различий детей. Эти различия многообразны и выражаются:
В неодинаковом уровне здоровья детей (разделение на медицинские группы).
В различном уровне физической подготовленности.
В неодинаковом биологическом возрасте детей в пределах одной группы при условии обучения по одной программе.
В различном объеме знаний и двигательных умений детей при прочих равных их характеристиках.
В неодинаковом характере протекания мыслительных процессов (быстрота освоения).
В различной физической работоспособности детей.
В разном темпе продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.
В неравноценном отношении к учению (положительном, безразличном, отрицательном).
Необходимость учета перечисленных индивидуальных различий детей связана с рядом трудностей в организации учебно-воспитательного процесса. По способу преодоления этих трудностей индивидуализация обучения может осуществляться двумя путями: типовой индивидуализацией и персональной.
Типовая индивидуализация обучения основана на возможности организации обучения детей, обладающих некоторыми схожими характеристиками: возраст, пол, уровень здоровья и физической подготовленности. Подобная индивидуализация - это самое грубое приближение к учету возможностей детей, это необходимость, рожденная потребностями группового обучения.
Персональная индивидуализация обучения предусматривает учет тех характеристик, которые присущи конкретной личности, но чрезвычайно многообразны и трудно поддаются определению в процессе практической работы.
В условиях персональной индивидуализации одинаковый программный материал осваивается детьми различными методами, с различным распределением нагрузок и отдыха и т.п.
Сложность персональной индивидуализации возрастает с увеличением количества одновременно занимающихся у одного педагога детей.
Основное правило сочетания путей индивидуализации предусматривает опору на четкую типовую индивидуализацию с установкой на более широкую персональную, что кратко выражается формулой: «персональная индивидуализация внутри типовой».
- В.Г. Шпак, а.А. Синютич
- Содержание
- Предисловие
- Лекция 1 Теория и методика физического воспитания как научная и учебная дисциплина
- 1.Предмет изучения и преподавания
- 2.Ведущие понятия тмфв
- 3.Источники и этапы развития тмфв
- 4.Место теории физического воспитания в системе научных знаний о физическом воспитании
- 5.Методы исследования в тмфв
- Лекция 2 система физического воспитания
- Общественно-самодеятельная форма организации и руководства направлено на массовый охват физическим воспитанием на самодеятельных началах всех возрастных контингентов населения.
- Средства физического воспитания
- 6.Физические упражнения – основное средство физического воспитания
- 7.О значении оздоровительных сил природной среды и гигиенических факторов как средств физического воспитания
- Методы обучения
- 1.Понятие метод, его назначение и использование
- 2. Требования к выбору методов
- 3. Классификация методов
- 4. Словесные методы
- 5. Наглядные методы обучения
- 6. Практические методы обучения (метод строго регламентированного упражнения и метод частично регламентированного упражнения)
- Методы, способствующие развитию двигательных качеств
- I. Методы строго регламентированного упражнения
- II. Методы частично регламентированного упражнения
- Принципы обучения
- 1. Принцип сознательности и активности
- 2. Принцип наглядности
- 3. Принцип систематичности и последовательности (доступности)
- 4. Принцип индивидуализации
- 5. Принцип постепенности
- Двигательные умения и навыки
- 1. Определение понятия навык. Разновидности навыков
- 2.Формирование навыка
- 3. Деавтоматизация навыка
- 4. Перенос двигательных навыков
- 5. Образование двигательного навыка
- I. Основная направленность образования двигательного навыка.
- II. Схема образования условного двигательного рефлекса (навыка), состоит из звеньев:
- IV. Условные раздражители при образовании двигательного навыка.
- V. Деятельность анализаторов при образовании двигательного навыка.
- VI. Последовательность образования навыка (физиологические фазы двигательного навыка).
- 6. Структура обучения двигательным действиям
- Переход знания в представления, умения, навыки
- Двигательный навыкВысокая быстрота, стабильный итог, высокая устойчивость, прочное запоминание, автоматизированность, подсознательный контроль действий. Лекция 7 физические качества человека
- 2. Быстрота
- 3. Выносливость
- 4. Гибкость
- 5. Ловкость
- Физическое и психическое развитиЕ ребенка (от рождения до 6 лет)
- 1. Общие, наиболее характерные закономерности физического развития детского организма
- 2. Особенности развития и совершенствования функций различных органов и систем организма ребенка
- 2.1. Особенности формирования нервной системы
- 2.2. Особенности формирования опорно-двигательного аппарата
- 2.3. Особенности развития дыхательной и сердечно-сосудистой системы
- 3. Закономерности психического развития детей дошкольного возраста
- 4. Онтогенез моторики в различные возрастные периоды
- Последовательность овладения основными движениями у детей младенческого возраста
- Формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях
- 1.Общая характеристика форм организации физического воспитания дошкольников
- 2.Физкультурные занятия
- 3.Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня
- 4.Работа по физическому воспитанию в повседневной жизни
- Формы организации физического воспитания школьников
- 1.Общая характеристика форм организации физического воспитания школьников
- 2.Урок физической культуры
- Типы уроков
- 3.Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня
- Физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах
- Ежедневные физкультурные занятия на воздухе (в группе продленного дня [спортивный час])
- 4.Внеклассная работа по физическому воспитанию
- Планирование процесса физического воспитания
- Распределение учебного материала в четвертном учебном плане.
- Учет успеваемости учащихся
- 1. Общие требования к оценке успеваемости учащихся по физической культуре
- 2. Критерии учета успеваемости
- 3.Оценка знаний
- Десятибалльная шкала оценки учебной деятельности учащихся Требования к знаниям
- 4.Оценка техники физического упражнения
- Десятибалльная шкала оценки учебной деятельности учащихся Требования к двигательным умениям и навыкам
- 5.Оценка физической подготовленности
- Физическое воспитание детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья
- Профессионально-прикладная физическая подготовка
- 1. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки
- 2. Построение и основы методики ппфп
- 3. Средства ппфп
- 4. Формы организации занятий по ппфп
- Физическое воспитание в профессионально-технических училищах
- 1. Значение, цель, задачи физического воспитания в пту
- 2. Программа по физическому воспитанию для учащихся пту
- 3.Организация занятий по физическому воспитанию в пту
- 4. Требования к учету успеваемости в пту
- 5. Физическое воспитание учащихся имеющих отклонения в состоянии здоровья
- Физическое воспитание в высших учебных заведениях
- 1. Значение, цель и задачи физического воспитания студентов
- 2. Программа физического воспитания студентов
- 3. Формы организации занятий по физическому воспитанию в вузе
- 4. Методические основы физического воспитания в вузе
- 5. Основные направления работы по физическому воспитанию в вузе
- 6. Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях
- Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности
- 1. Значение и задачи физического воспитания в основной период трудовой деятельности
- 2. Физическая культура в рамках трудового процесса
- 3. Физическая культура на производстве вне рамок труда
- 4. Физическая культура в быту трудящихся
- Физическое воспитание в пожилом и старшем возрасте
- 1. Старение и задачи направленного физического воспитания в пожилом и старшем возрасте
- 2. Характерные средства
- 3. Формы организации занятий
- 4. Методические основы занятий
- Физическая подготовка в вооруженных силах
- 1. Значение, цель, задачи физической подготовки в вооруженных силах
- 2. Специальная направленность физической подготовки в различных видах вооруженных сил
- 3. Формы физической подготовки военнослужащих