V этап. Подростковый возраст – 12-17 лет девушки, 14-18 лет юноши.
Характерной чертой V этапа является его половое созревание и становление взрослого человека. Подростки уже не дети, но еще не и не взрослые.
На этом этапе отмечается быстрый рост в длину, в основном за счет ног («третье вытягивание»). Также быстро идет прибавка в весе, в основном за счет увеличения массы мышц. Масса мышц к концу этапа как у взрослых. Формируется абстрактное мышление.
В 12 лет созревают яйцеклетки в яичниках, появляется овуляция – выход созревших яйцеклеток, в результате начинается менструация. К 16 годам матка заканчивает свое развитие. К концу V этапа созревают молочные железы.
У мальчиков половое созревание начинается на 2 года позднее, чем у девочек. В 13-14 лет под действием тестостерона резко увеличивается рост яичек с придатками и созревание сперматозоидов. В 15-16 лет начинаются поллюции.
Поступление в кровь полового гормона приводит к перестройке гормонального баланса в организме подростка, повышает реактивность ЦНС (способность организма отвечать на воздействие адекватными реакциями), создает неустойчивость эмоций. Появляется замкнутость, обидчивость, раздражительность. Нарушается ловкость движений.
К концу V этапа устанавливается новый гормональный баланс, все приходит в норму. Формируется абстрактное мышление, самосознание и критическое отношение к взрослым, к себе.
Ведущая деятельность – учебно-профессиональная.
Физическое развитие представляет собой процесс биологического созревания клеток, тканей, органов и всего организма в целом. Внешне оно характеризуется увеличением размеров частей тела ребенка и изменением функциональной деятельности его различных органов и систем.
Психическое развитие представляет собой процесс формирования познавательной деятельности детей (совершенствование процессов ощущения, восприятия, памяти и др.), развитие у них чувств и воли, формирование различных свойств личности: темперамента, характера, способностей, потребностей и интересов.
Основными показателями физического развития являются длина, масса тела и окружность грудной клетки. Кроме соматометрических показателей используют физиометрические показатели (ЖЕЛ, силу кисти) и соматоскопические показатели (жироотложение, развитие костно-мышечной системы). По совокупности этих показателей можно определить уровень физического развития.
В настоящее время на основании обследования большого числа детей разработаны оценочные таблицы, содержащие антропометрические показатели физического развития здоровых детей. Всякое существенное отклонение от средних данных свидетельствует о нарушении физического развития ребенка. Уровень физического развития является одним из ведущих признаков здоровья детей, который отображает совокупность морфологических и физиологических признаков.
Внешним показателем развития является также изменение пропорций тела: с возрастом уменьшаются относительные размеры головы и увеличивается абсолютная длина рук и ног. Новорожденный имеет относительно большую голову, длинное туловище и короткие конечности. С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. В период полового созревания у юношей конечности становятся длиннее, а туловище короче и таз уже, чем у девушек. Изменения пропорций тела могут служить косвенными признаками биологической зрелости детей и готовности их к обучению в школе.
Наряду с гармоничностью развития существуют особые этапы наиболее резких скачкообразных анатомо-физиологических преобразований. В постнатальном развитии выделяют три таких «критических периода». Первый критический период наблюдается в возрасте от 2 до 3,5 лет, т.е. в период, когда ребенок начинает активно двигаться. При этом резко возрастает сфера его общения с внешним миром, идет интенсивное формирование речи и сознания. Вместе с интенсивным физическим и психическим развитием ребенка растут и воспитательные требования, что в совокупности приводит к напряженной работе физиологических систем его организма, а в случае слишком высоких требований – к их «поломке». Особенно ранимой оказывается нервная система, ее перенапряжение приводит к нарушению психического развития и появлению различных психических заболеваний.
Второй критический период совпадает с началом школьного обучения и приходится на возраст 6-8 лет. В эти годы в жизнь ребенка входят новые люди – школьные учителя и школьные друзья. Меняется образ всей его жизни, появляется ряд новых обязанностей, падает двигательная активность. Все эти факторы в совокупности приводят к напряженной деятельности физиологических систем организма, поэтому в этот период адаптации, или приспособления, к школьным условиям вновь необходимо особо бережное отношение к ребенку со стороны школы и родителей.
Третий критический период (пубертатный) связан с изменением в организме гормонального баланса, с созреванием и перестройкой работы желез внутренней секреции. Обычно это происходит в 11-15 лет, т.е. в подростковом возрасте, который также характеризуется повышенной ранимостью нервной системы и возникновением многих нервных расстройств и психических заболеваний.
Обсуждая вопрос о развитии ребенка нельзя не затронуть проблему акселерации. Акселерация – это ускоренное развитие молодого поколения в сравнении с их родителями. Это явление наблюдается последние 100-150 лет. Другое название – вековое ускорение, или эпохальный сдвиг. При этом рост и вес взрослых людей увеличивается с каждым поколением.
Ускоренное развитие начинается уже с внутриутробного периода, и темпы его увеличиваются до периода полового созревания. В пубертат темпы акселерации максимальны. В сравнении в первой половиной 20 века рост новорожденных увеличился на 1 см, молочные зубы появляются на 1 месяц раньше. Смена молочных зубов происходит на 1 год раньше. По половому развитию 13-14-летние девочки соответствуют 16-17-летним девушкам прошлого столетия. В прошлом веке мужчины достигали максимального роста в 25-26 лет, а женщины в22-23 года, то сейчас, юноши в 18-19 лет, а девушки в 16-17 лет.
Наряду с физической идет и акселерация умственного развития. Так «школьная зрелость» в наше время наступает на три года раньше, чем в начале прошлого века. Увеличивается объем знаний у детей по отношению к родителям, благодаря телевидению, компьютерам, усложнению программ обучения. Это так называемые медиакиндер.
В тоже время идет процесс ретардации – замедление старения. Например, старческая близорукость наступает на 5-8 лет позже, чем в прошлом веке.
Теории возникновения акселерации:
1. Гелеогенная – возрастание солнечной активности ведет к ускорению развития.
2. Увеличение уровня радиации на Земле. Есть данные о стимулирующем влиянии на организм малых до ионизирующих излучений.
3. Урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития.
4. Эффект гетерозиса (гибридная мощность), связанного с широкой миграцией современного населения и увеличением количества смешанных браков. При этом потомство первого поколения обладает преимуществом в физическом развитии.
5. Улучшение социально-экономических условий жизни населения многих развитых стран.
6. Нутритивная теория. Питание людей стало более качественным – достаточное потребление белков, жиров, витаминов, минеральных веществ.
- Предмет и задачи курса. Общие закономерности роста и развития организма. План:
- 3. Органный уровень.
- 4. Системный уровень.
- III. Нейрогуморальная регуляция функций.
- I этап. Грудной (0-1 год)
- II этап – ясельный. (1-3 года).
- III этап. Дошкольный возраст (с 3 до 6-7 лет).
- IV этап. Младший школьный возраст – 6-11 лет девочки, 6-13 лет мальчики.
- V этап. Подростковый возраст – 12-17 лет девушки, 14-18 лет юноши.