III этап. Дошкольный возраст (с 3 до 6-7 лет).
Характерной чертой III этапа развития ребенка является формирование личности ребенка, на базе быстрого и индивидуального развития 2 сигнальной системы действительности.
В этот период снова усиливаются процессы роста, а дифференцировка и формообразование несколько замедляются. Ребенок прибавляет по 8-10 см в год. Это период «второго вытягивания». Так же быстро и набирает вес. К пяти годам вес его достигает 18-20 кг.
Диаметр мышечных волокон увеличивается в 3 раза в сравнении с I периодом. Заканчивается формирование в мышцах двигательных (моторных) единиц. Однако выносливость мышц еще 5-6 раз меньше, чем у взрослых. Статическая работа (сохранение позы) ведет к быстрому утомлению. Ребенок часто меняет позу, характер движений. Отсюда кажущаяся неутомляемость ребенка.
Быстрыми темпами идет развитие 2 сигнальной системы. Этому способствует возросшая любознательность ребенка и его стремление подражать взрослым. Ориентировочный рефлекс формулируется как «Что с этим можно сделать?». Ребенок живо интересуется предметами и явлениями как таковыми, задает много вопросов. Дети 4 лет задают своим материям за сутки в среднем 437 вопросов! Ребенок на этом этапе подражает взрослым в походке, одежде, поведении, в речи.
На III этапе развития ребенка закладывается основа «внутренней речи», «словесного мышления», личности ребенка.
Развитие 2 сигнальной системы ведет к развитию символической функции высшей нервной деятельности. Предметы и явления заменяются символами. Н/р, палочка заменяет лошадь и на ней можно скакать, это может быть пистолет и из нее можно стрелять, это может быть трубка телефона и по ней можно говорить. На этом этапе дети начинают заниматься словотворчеством. «Бодрое утро», «Козлик рогается». В 4 года дети любят короткую сказку с «правильными» поступками положительных героев, с картинками. Соучастие героям сказок проявляется в попытках зачеркнуть, порвать страницы с «плохими», «злыми» героями.
Итак, характерной чертой III этапа развития ребенка является формирование основ личности, нашего «Я» на основе индивидуальности 2 сигнальной системы, а ведущей деятельностью является игровая деятельность.
В начале этапа это ролевые игры («В новый год», «В дом» и т.п.) не требующие произвольной деятельности. В конце этапа дети начинают играть в игры «по правилам», требующие уже произвольной деятельности.
- Предмет и задачи курса. Общие закономерности роста и развития организма. План:
- 3. Органный уровень.
- 4. Системный уровень.
- III. Нейрогуморальная регуляция функций.
- I этап. Грудной (0-1 год)
- II этап – ясельный. (1-3 года).
- III этап. Дошкольный возраст (с 3 до 6-7 лет).
- IV этап. Младший школьный возраст – 6-11 лет девочки, 6-13 лет мальчики.
- V этап. Подростковый возраст – 12-17 лет девушки, 14-18 лет юноши.