I этап. Грудной (0-1 год)
Наиболее характерной чертой I этапа развития ребенка является продолжающаяся биологическая связь с матерью, неспособность его к самостоятельному существованию. Ребенок питается молоком матери, беспомощен, нуждается в постоянном уходе.
В начале I этапа выделяют период новорожденности – первые 2-3 недели жизни ребенка. В этот период ребенок попадает в новые условия существования, приспосабливается к окружающей среде. Это приспособление протекает с большим напряжением всех физиологических функций. Колебания температуры тела достигают 1,5-2 градуса из-за несовершенства механизмов терморегуляции. Появляется краснота кожи. Наблюдается физиологическая убыль веса. Новорожденный может потерять 100-400 г. Если этот период приспособления к окружающей среде проходит благополучно, то через 2-3 недели начинается бурный рост ребенка.
В первый год жизни длина тела увеличивается в 1,5 раза, а масса тела в 3 раза. Н/р, ребенок при рождении имел рост 50 см, то к концу года рост увеличиться на 25 см и достигнет 75 см. Если вес новорожденного был 3-3,5 кг, то к концу года он будет весить 9-10 кг.
С 6 месяцев у ребенка начинают расти молочные зубы. К концу года у ребенка 8 молочных зубов.
Дифференцировка тканей у ребенка первого года жизни слабо выражена. Формообразование также несовершенно. У него относительно большая голова, длинное туловище, короткие руки и ноги.
Несовершенство дифференцировки и формообразования обуславливает и несовершенство физиологических функций. Первые 2-3 месяца отсутствует контроль коры больших полушарий над скелетной мускулатурой и движения ребенка хаотичны. Произвольные движения и двигательные умения развиваются постепенно. В 3 месяца ребенок держит голову – сформировался шейный изгиб. К 6 месяцам может самостоятельно сидеть – грудной изгиб. В 6-7 месяцев начинает ползать на четвереньках, в 9 месяцев начинает ходить, держась за предметы, в год начинает ходить самостоятельно – формируется поясничный изгиб.
Дыхание частое поверхностное, неэффективное для вентиляции легких.
Регуляция функций в основном за счет безусловных рефлексов, т.е. по принципу отклонения. К концу первого года жизни ребенок обычно знает не более 10 слов.
Ведущая деятельность на первом этапе развития ребенка – эмоциональное общение со взрослыми.
При отсутствии эмоционального общения ребенок отстает в психическом развитии.
- Предмет и задачи курса. Общие закономерности роста и развития организма. План:
- 3. Органный уровень.
- 4. Системный уровень.
- III. Нейрогуморальная регуляция функций.
- I этап. Грудной (0-1 год)
- II этап – ясельный. (1-3 года).
- III этап. Дошкольный возраст (с 3 до 6-7 лет).
- IV этап. Младший школьный возраст – 6-11 лет девочки, 6-13 лет мальчики.
- V этап. Подростковый возраст – 12-17 лет девушки, 14-18 лет юноши.