Предмет и задачи курса. Общие закономерности роста и развития организма. План:
Предмет и задачи курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».
Организм как единое целое.
Периоды развития организма.
Физическое развитие - важный показатель состояния здоровья.
1. Анатомия человека – это наука о формах и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов.
Физиология – это наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем, и механизмах его деятельности. Возрастная физиология является самостоятельной ветвью физиологии.
Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза, функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе.
Онтогенез (греч. – ontos – существо, особь; genesis – развитие, происхождение) – индивидуальное развитие особи с момента зарождения в виде оплодотворенной яйцеклетки до смерти.
Школьная гигиена изучает взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоничное развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей.
Предметом курса является изучение анатомических и физиологических особенностей детей и подростков, закономерностей их становления в процессе индивидуального развития.
Задачи курса «Возрастной анатомии, физиологии и гигиены»:
– изучить возрастные особенности развивающегося организма, его взаимоотношений с окружающей средой;
– выявить закономерности, лежащие в основе сохранения и укрепления здоровья детей и подростков;
– определить условия поддержания высокой работоспособности учащихся при различных видах учебной деятельности.
Будущим педагогам необходимо знать основные закономерности развития детей в различные возрастные периоды, так как педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей. Особого внимания заслуживают периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма. Знание анатомо-физиологических особенностей детского и подросткового возраста дают возможность педагогу рационально организовывать учебно-воспитательную работу в процессе игровой и учебной деятельности.
Школьная гигиена детей и подростков предлагает научные гигиенические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса, режима дня и отдыха учащихся, питанию детей, оборудованию, планировке и благоустройству детских учреждений.
Уровни организации.
Организм человека представляет собой сложнейшую систему многочисленных и тесно взаимосвязанных элементов, объединенных в несколько структурных уровней. Это так называемые уровни организации, так как они находятся в иерархических, т.е. в соподчиненных отношениях. В настоящее время в организме человека принято различать клеточный, тканевой, органный, системный и организменный уровни организации.
Клеточный уровень.
Клетка – наименьшая структурная и функциональная единица живого. Клетка состоит из клеточной мембраны, цитоплазмы и ядра. Клеточная мембрана ограничивает клетку снаружи и обеспечивает ее непосредственную связь с внешней средой. Клеточная мембрана выполняет защитную, транспортную функции, воспринимает воздействия внешней среды. Через мембрану различные молекул проникают внутрь клетки и из клетки выходят в окружающую среду.
В цитоплазме выделяют гомогенную, полужидкую часть – гиалоплазму и находящиеся в ней органеллы и включения.
Гиалоплазма образует матрикс цитоплазмы, ее внутреннюю среду. Гиалоплазма представляет собой сложную коллоидную систему, состоящую из белков, нуклеиновых кислот, полисахаридов, ферментов и др. веществ.
Важнейшая роль гиалоплазмы состоит в объединении всех внутриклеточных структур и в обеспечении их химического взаимодействия друг с другом. В гиалоплазме синтезируются белки, откладываются гликоген, жировые включения, содержится энергетический запас – молекулы АТФ. В гиалоплазме располагаются органоиды общего назначения, которые имеются во всех клетках, а также непостоянные структуры – цитоплазматические включения. К органоидам общего назначения относятся: митохондрии, аппарат Гольджи, клеточный центр, эндоплазматический ретикулум (ЭПС), рибосомы, лизосомы. К включениям относятся гликоген, белки, жиры, витамины, пигментные вещества и другие структуры.
Кроме органоидов общего назначения в некоторых клетках содержатся органоиды специального назначения: миофибриллы, реснички и жгутики.
Включения цитоплазмы являются необязательными компонентами клетки. Они появляются и исчезают в зависимости от функционального состояния клетки. Включения накапливаются в цитоплазме в виде капель, гранул, кристаллов.
Ядро клетки – обязательный элемент клетки. Оно содержит генетическую информацию, регулирует белковый синтез. Генетическая информация находится в молекулах ДНК. Ядро имеет обычно шаровидную или яйцевидную форму. Для некоторых клеток (лейкоцитов) характерно бобовидное, палочковидное или сегментированное ядро. Ядро неделящейся клетки (интерфазное) состоит из оболочки, кариоплазмы, хроматина и ядрышка.
Ядерная оболочка отделяет содержимое ядра от цитоплазмы клети и регулирует транспорт веществ между ядром и цитоплазмой. Ядерная оболочка состоит из наружной и внутренней мембран, разделенный узким перинуклеарным пространством. Ядерная оболочка имеет ядерные поры, через которые в цитоплазму выходят молекулы РНК и субъединицы рибосом, а в ядро поступают белки, нуклеотиды.
В кариоплазме располагается хроматин, состоящий из ДНК.
Ядрышко – это плотное, интенсивно окрашенное округлое тельце. Состоит ядрышко из нитчатых структур нуклеопротеидов и переплетающихся нитей РНК, а также предшественников рибосом. Ядрышко служит местом образования рибосом.
Тканевой уровень.
Ткань – это сложившаяся в процессе эволюции совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и функции. По морфологическим и физиологическим признакам в организме человека выделяют четыре типа тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.
а) Эпителий образует поверхностные слои кожи, покрывает слизистую оболочку полых внутренних органов, поверхности серозных оболочек, а также образует железы. В связи с этим выделяют покровный эпителий и железистый.
Эпителий выполняет функции обмена веществ между организмом и внешней средой, защищает организм от внешних воздействий, а также выполняет секреторную функцию.
б) Соединительная ткань образована клетками и межклеточным веществом, в котором всегда присутствует значительное количество соединительнотканных волокон. Соединительная ткань выполняет механические функции (опорные), трофические – питание клеток, тканей (кровь), защитные (механическая защита и фагоцитоз).
Выделяют собственно соединительную ткань, а также скелетные ткани и кровь.
Собственно соединительную ткань подразделяют на волокнистую соединительную ткань и соединительную ткань со специальными свойствами.
Волокнистая соед. Ткань бывает рыхлой и плотной. Рыхлая соединительная ткань располагается под кожей, заполняет пространство между клетками, тканями и органами, сопровождает сосуды, нервы.
Плотная соединительная ткань образует основу кожи, сухожилия мышц, связки.
К скелетным тканям относят хрящевую и костную ткани, выполняющие в организме главным образом опорную, механическую функции, а также принимают участие в минеральном обмене.
Кровь является разновидностью соединительной ткани, имеющей жидкое межклеточное вещество – плазму, в которой находятся клеточные элементы – эритроциты и другие клетки. Функции крови – перенос кислорода и питательных веществ к органам и тканям и выведение из них продуктов обмена веществ.
в) Мышечные ткани представляют собой группу тканей (поперечнополосатую, гладкую, сердечную), имеющих различное происхождение и строение, объединенных по функциональному признаку – способности сокращаться, изменять свою длину. Основная их функция – это движение.
г) Нервная ткань является основным структурным элементом органов нервной системы. Она состоит из нервных клеток (нейронов и нейроглии). Нейроны способны воспринимать раздражения, приходить в состояние возбуждения и передавать нервные импульсы. Они также участвуют в переработке, хранении и извлечении из памяти информации.
- Предмет и задачи курса. Общие закономерности роста и развития организма. План:
- 3. Органный уровень.
- 4. Системный уровень.
- III. Нейрогуморальная регуляция функций.
- I этап. Грудной (0-1 год)
- II этап – ясельный. (1-3 года).
- III этап. Дошкольный возраст (с 3 до 6-7 лет).
- IV этап. Младший школьный возраст – 6-11 лет девочки, 6-13 лет мальчики.
- V этап. Подростковый возраст – 12-17 лет девушки, 14-18 лет юноши.