logo
Лекция 1

II этап – ясельный. (1-3 года).

Характерной чертой II этапа развития ребенка является прекращение биологической связи с матерью и формирование второй сигнальной системы действительности, т.е. речевой системы.

I этап – это биологическое рождение ребенка, а II этап является социальным рождением ребенка.

На II этапе развития темпы роста замедляются, а процессы дифференцировки и формообразования усиливаются. Особенно интенсивно идет дифференцировка анализаторов. Вкус, обоняние и кожная чувствительность к трем годам становятся почти такие же, как у взрослых.. Обоняние может быть даже острее. На втором году жизни ребенок начинает различать цвета: сначала различаются основные цвета – зеленый, красный, синий, а затем смешанные.

Благодаря дифференцировке мышечной ткани идет формирование локомоторного акта. В 2 года еще нет различия межу ходьбой и бегом. Ребенок ходит быстро, шаг короткий. В 3 года дифференцируется бег и ходьба, но они еще несовершенны.

К концу 2 года у ребенка имеются уже все 20 молочных зубов.

Усиленно идут процессы дифференцировки и формообразования в головном мозге. Нейроны коры больших полушарий приобретают форму взрослого человека, большие полушария имеют все борозды и извилины. Однако лобные доли развиты меньше по сравнению с другими долями.

Быстрыми темпами идет формирование второй сигнальной системы. К концу 2-го года жизни ребенок уже знает около 400 слов, а к концу 3-го – около 1000. Сначала ребенок усваивает названия предметов, т.е. существительные, затем действия предметов, т.е. глаголы, потом названия свойств предметов и явлений, т.е. прилагательные, затем предлоги и союзы. Потом из слов начинают складываться фразы, сначала примитивные, короткие.

Формирование второй сигнальной системы происходит только в социальной среде, в обществе людей. Если ребенок изолирован от общества, то 2 сигнальная система не формируется. Поэтому на II этапе развития ребенок становится социальным существом.

На этом этапе протекает активная исследовательская деятельность ребенка. Ориентировочный рефлекс «Что такое?». В результате действий с предметом создаются образы предметов. То есть в результате предметно-манипулятивной деятельности формируются образы и образное мышление. К концу этапа на базе образов формируются первые понятия: кукла, стол, кровать и т.д.

Ведущая деятельность на втором этапе развития – социальное общение и предметно-манипулятивная деятельность.