Историческая справка
На берегу Алфея в Афинах расположено местечко Олимпия у подножия холма Кронос, где оборудована была площадка для проведения древних спортивных состязаний.
Оттуда и пошло название «Олимпийские игры». В отличие от истмийских, пифгейских, немецких игр, эти игры считаются самыми главными, самыми авторитетными. Каждый атлет Древней Эллады считал за счастье быть олимпийцем.
К большому сожалению, историки и сегодня не могут сказать, где и когда были проведены самые первые спортивные состязания древнего мира, считается, что ещё в 1580 году до нашей эры проводились олимпийские игры, но были ли они первыми, этого с точностью не может сказать никто.
Спринт – в переводе с английского означает «быстрый бег» – самый древний вид спортивных состязаний.
По преданию мифический Геракл основал первую дистанцию для бега. Он отмерил 600 собственных ступней, назвал это расстояние стадием (вот откуда произошло «стадион») и сказал юношам «Состязайтесь в беге». Длина стадий колебалась приблизительно до 195м, значит, спринтеры древней Эллады состязались в беге на 200м по прямой.
Первыми чемпионами и рекордсменами современных Олимпийских игр в беге были американцы. Если просмотреть таблицы всех современных Олимпийских игр, то несомненное превосходство спринтеров США очевидно и этому удивляться не стоит, т.к. спринт в США издавна пользуется самой большой популярностью.
Американский спринт дал миру многих талантливых бегунов, самым выдающимся из них был негритянский бегун Джесси Оуэнс. В 1935 году Оуэнс установил на протяжении двух дней 7 мировых рекордов в спринтерском, барьерном беге и прыжках в длину. В 1936 году на XI Олимпийских играх он выиграл золотые медали в беге на 100 (10.2сек) и 200м (20.3сек) и эстафете 4x100м, а также в прыжках в длину.
К сожалению, до 1946 года наши спринтеры не могли похвалиться достижениями хотя бы европейского масштаба. На чемпионате Европы 1946г. москвичка Евгения Сеченова выиграла 2 золотые медали, а Николай Караулов стал чемпионом в беге на 200м. Его достижения улучшил Эдвин Озолин, потом Владислав Сапея повторил европейский рекорд – 10.0сек.
В 1971г. Валерий Борзов установил рекорд Европы на 200м – 20.2, а на XX Олимпийских играх показал ровно 20.0 секунд.
Возникновение и развитие лёгкой атлетики в зарубежных странах
Современная лёгкая атлетика впервые получила признание в Англии. В 1837 году состоялись первые состязания в беге на дистанцию около 2км. Пионерами в легкоатлетических состязаниях были университеты Оксфорд и Кембридж. В 1864г. между студентами этих учебных заведений состоялись первые легкоатлетические соревнования, проводившиеся в дальнейшем ежегодно. В программу соревнований входило 6 видов бега и два вида прыжков, впоследствии программа была дополнена метанием молота и толканием ядра. В 1865 году был основан лондонский английский клуб, а в 1880 году была образована любительская легкоатлетическая ассоциация, объединившая все буржуазные легкоатлетические клубы.
С 1880 года проводятся регулярные состязания в беге во Франции, а в конце 80-х годов образуется ассоциация французских обществ по легкоатлетическому спорту.
Начало развитию лёгкой атлетики в США было положено в 1868 году, когда был создан Нью-Йоркский атлетический клуб. Вскоре центрами развития лёгкой атлетики США становятся университеты. В 1874 году в Гарвардском университете состоялись первые соревнования по лёгкой атлетике, а в конце 80-х годов в США возник «Любительский легкоатлетический союз Америки» - руководящий орган страны по лёгкой атлетике.
Первые легкоатлетические соревнования в Германии были организованы крокетными и футбольными клубами в 1888 году, а в 1898 году была создана руководящая легкоатлетическая организация – Германское управление лёгкой атлетики.
В скандинавских странах лёгкая атлетика как самостоятельный вид спорта утвердилась в конце 80-х годов; Швеция – с 1887 года, Норвегия – 1897 год и в Финляндии – 1906 год.
В Венгрии, Польше, Чехословакии, Югославии и других государствах центральной Европы легкоатлетический спорт начал развиваться с 90-х годов прошлого столетия.
Итак, в конце XIX века лёгкая атлетика как вид спорта получила признание в большинстве стран.
Характеристика особенностей воздействия данного вида спорта
лёгкой атлетики на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности.
Все легкоатлетические упражнения делятся на пять разделов: ходьба, бег, прыжки, метания и многоборье.
Наиболее важные упражнения включаются в программу Олимпийских игр, чемпионатов мира, первенств Европы и России.
По ним присваиваются спортивные разряды и звания, а также введённое с 1965 года спортивное звание «Мастер спорта международного класса».
Ходьба и бег – естественные способы передвижения человека.
Во время ходьбы и бега в динамическую работу вовлекаются почти все мышцы тела, благодаря чему повышается обмен веществ в организме, увеличивается работа сердечнососудистой, дыхательной и других систем. С помощью ходьбы и различных вариантов бега можно постепенно повышать физическую нагрузку от небольшой до предельной. Ходьба и бег позволяют формировать, развивать и совершенствовать двигательные качества и навыки, необходимые для трудовой деятельности человека: выносливость, быстроту, силу, ловкость, умение быстро и экономно передвигаться, преодолевать препятствия и др. Ходьба и особенно бег, как средства тренировки, помогают повышать уровень достижений во всех видах спорта.
Ходьба как спортивное упражнение отличается по технике выполнения от обычной ходьбы и называется «спортивной ходьбой». Главная особенность её техники заключается в сохранении постоянного опорного положения.
Бег занимает центральное место в лёгкой атлетике.
В лёгкой атлетике применяются четыре разновидности бега:
гладкий,
бег с препятствиями,
эстафетный,
в естественных условиях – на местности.
Гладкий бег проводится по беговой дорожке стадиона (по кругу против часовой стрелки) на определённую дистанцию (короткую, среднюю, длинную, сверхдлинную) или на время.
Бег с препятствиями проводится по дорожке, на которой установлены искусственные препятствия – барьеры (от 5 до 10 одинаковых барьеров). Барьерный бег проводится только на короткие дистанции от 60 до 400м. Бег с препятствиями на 3000 и 1500м проводится по беговой дорожке и одному из секторов, на котором расположена яма с водой.
Эстафетный бег –вид командного бега. Дистанция делится на отдельные этапы по числу участников. Участник эстафетного бега, пробежав свой этап, передаёт эстафету очередному бегуну. Эстафеты могут состоять из одинаковых дистанций или смешанных. Эстафеты могут быть встречными, по круговой дорожке стадиона и по улицам города.
Бег в естественных условиях проводится по пересечённой местности (по полям, в лесу – кросс) на дистанции до 15км или по дорогам. Бег по самой большой дистанции в лёгкой атлетике – 42195 метров, называемой марафонской, проводится по дорогам, а также традиционные пробеги.
Прыжки – естественный и наиболее быстрый способ преодоления препятствий, характеризующийся кратковременными мышечными напряжениями. Они содействуют развитию способности концентрировать свои усилия, быстро ориентироваться в пространстве, а также развитию таких качеств, как сила, быстрота, ловкость, смелость. Спортивные прыжки в лёгкой атлетике выполняются через вертикальные (прыжок в высоту и прыжок с шестом) и горизонтальные (прыжок в длину и тройной прыжок) препятствия.
Метания – это естественные способы перемещения снарядов в пространстве. Спортивные метания в лёгкой атлетике выполняются на дальность. Метания, как и прыжки, требуют кратковременных интенсивных напряжений, «взрывных усилий». Во время метаний энергично работают все основные мышечные группы тела спортсмена: мышцы ног, туловища, плечевого пояса и рук. Движения производятся по большой амплитуде, быстро и требуют точной, согласованной работы наиболее сильных мышц. Метания помогают совершенствовать ценные двигательные качества: силу, быстроту, ловкость.
В зависимости от веса и формы снаряда применяются три способа метаний: лёгкие снаряды (копьё) метаются с прямолинейного разбега из-за головы, более тяжёлые снаряды плоской формы (диск) и снаряды, имеющие специальную ручку для держания (молот) метаются с поворотами для наращивания скорости, снаряды, не имеющие ручки для держания (ядро) толкаются.
Многоборья включают в себя комплекс упражнений: бег, прыжки, метания. Результаты и рекорды в многоборьях определяются суммой очков, получаемых участниками соревнований за каждый вид.
Многоборье – прекрасное средство для достижения высокой разносторонней физической подготовленности и гармонического развития человека. Квалифицированные спортсмены добиваются высокого уровня подготовленности, используя многоборья и дополнительные виды спорта. Образно выражаясь, путь к рекордам лежит через многоборье.
Добиться звания мастера спорта, чемпиона, рекордсмена по десятиборью – наиболее трудная и почётная задача легкоатлетов.
Психологические особенности личности являются одной из важнейших характеристик модели сильнейших спортсменов. Выделяются ведущие психологические компоненты личности спортсмена: интерес к занятиям, стремление к совершенствованию, волевые качества (смелость, решительность), эмоциональная устойчивость в экстремальных условиях, психофизиологические качества: внимание, память, сенсомоторика, которые развиваются и совершенствуются в целенаправленных тренировках и соревнованиях.
Значение волевых качеств в циклических видах спорта – в легкоатлетическом беге:
ведущие волевые качества – настойчивость;
ближайшие к ведущим – самообладание, стойкость;
следующие за ними – инициативность, самостоятельность, решительность, смелость.
В процессе занятий лёгкой атлетикой возрастают показатели умственной работоспособности: восприятие, наблюдательность, память, внимание и др.
Значит, занятия лёгкой атлетикой способствуют совершенствованию психических свойств человека, улучшают деятельность его сознания; они развивают волю, характер, раскрывается единство психической и физической деятельности.
Классификация видов спорта.
Виды спорта, в зависимости от характера соревновательной деятельности, делятся на 4 группы:
1-я группа – циклические виды спорта (бег, коньки, лыжи, плавание, гребля, велоспорт и т.д.).
2-я группа – ациклические виды спорта (прыжки, метания, тяжёлая атлетика и др.)
3-я группа – скоростно-силовые виды спорта (баскетбол, футбол, волейбол, регби, бокс, борьба и т.д.)
4-я группа – сложно-координационные виды спорта (гимнастика, акробатика, фигурное катание, прыжки в воду и др.)
В настоящее время почти во всех видах спорта, особенно в циклических, планируют и анализируют тренировочные нагрузки с учётом физиологического воздействия тренировочных упражнений.
По структуре движений легкоатлетические упражнения делятся на две группы:
циклические – упражнения, в которых многократно повторяются одни и те же движения (ходьба, бег). Перевод с греческого означает колесо, кругооборот.
ациклические или одноактные, т.е. упражнения без повторных движений – это прыжки и метания.
Определение цели и задач спортивной подготовки в условиях вуза.
Цель – достижение физического совершенства и высоких спортивных результатов, воспитать всесторонне физически подготовленных студентов к творческому труду и защите Родины.
Задачи:
Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных возможностей.
Укрепление здоровья и всесторонне физическое развитие, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма.
Воспитание психической устойчивости, морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.
Развитие инициативности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.
Воспитание привычек здорового образа жизни.
Совершенствование двигательных умений и навыков.
Приобретение специальных знаний по теории и методике спортивной тренировки, гигиене, восстановлению и др.
- Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
- 1. Основные понятия и определения:
- 2. Физическая культура личности Мотивационно-ценностный компонент (мцк)
- Система мотивов
- Уровни проявления фк личности
- 3. Основы организации физического воспитания в вузе
- Контрольные вопросы:
- Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры
- Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
- 2. Анатомно-морфологиз. Функциональные системы организма
- Костная система и ее функции
- Мышечная система и ее функции
- Кровь как физиологическая система, жидкая ткань и орган
- Сердечно-сосудистая система
- Дыхательная система
- Система пищеварения и выделения
- Нервная система
- Рецепторы и анализаторы
- Эндокринная система
- Внешняя среда и её воздействие на организм и жизнедеятельность человека
- Природные социально-экологические факторы и их воздействие на организм
- Функциональная активность человека
- Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека
- Гипокинезия и гиподинамия
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья
- 1. Здоровый образ жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья Основные понятия
- Здоровье человека как ценность. Факторы, определяющие здоровый образ жизни.
- Режим труда и отдыха
- Закаливание организма
- Гигиенические основы здорового образа жизни
- Профилактика вредных привычек
- Рациональное питание
- Контрольные вопросы
- Тема 4.Психофизиологическиеосновы учебного труда и интеллектуальной деятельности студентов
- Введение. Основные понятия
- Динамика работоспособности в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов
- Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме
- 3. Основные причины изменения состояния студентов в учебном году и факторы, ее определяющие
- 4. Заболеваемость в период учебы в вузе и ее профилактика
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Умственная работоспособность и повышение ее эффективности средствами физической культуры и спорта
- 1. Двигательная активность в современном обществе
- 2. Особенности умственного труда Характеристика умственного труда
- Восстановление умственной работоспособности
- Условия эффективной умственной работоспособности
- 3. Физическая культура и умственная работоспособность Влияние движений на организм
- Взаимосвязь мышечной активности и умственной деятельности
- Объем двигательной активности
- Средства повышения двигательной активности
- Физические упражнения общефизического воздействия
- Физические упражнения специально-направленного воздействия (сфп)
- 4. Требования, предъявляемые работодателями к работникам: бакалаврам и специалистам по поводу их физического состояния.
- Контрольные вопросы:
- Тема 6. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
- 1. Методические принципы физического воспитания
- Формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к общей цели и конкретным задачам занятий.
- 2. Основы обучения движениям
- 3. Структура процесса обучения и особенности его этапов
- 4. Основы совершенствования физических качеств Физическая подготовка
- Методические принципы спортивной тренировки
- 5. Физические (двигательные) качества
- Развитие силы
- Основы методики развития силы
- Характеристика основных методических направлений развития силы
- Метод повторных усилий
- Метод максимальных усилий
- Метод динамических усилий
- Метод изометрических усилий
- Развитие быстроты
- Методика развития быстроты движения
- Развитие выносливости
- Основы методики развития выносливости
- Развитие ловкости
- Развитие гибкости
- Формирование психических качеств в процессе физического воспитания
- Общая физическая подготовка
- Структура целостного процесса спортивной тренировки и её отдельных сторон
- Методические основы целостного построения тренировочного занятия, особенности проведения его отдельных частей
- Структура отдельного тренировочного занятия
- Контрольные вопросы:
- Тема 7. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
- Контрольные вопросы:
- Тема 8. Индивидуальный выбор видов спорта или системы физических упражнений
- 1. Спорт. Индивидуальный выбор спорта или система физических упражнений Основные понятия
- Спорт. Многообразие видов спорта
- Классификация видов спорта
- Системы физических упражнений
- 2. Краткая характеристика некоторых видов спорта в университете Баскетбол
- Волейбол
- Настольный теннис
- Мини-футбол
- Легкая атлетика
- Лыжный спорт Способы передвижения на лыжах
- 3. Олимпийские игры
- Контрольные вопросы:
- Тема 9. Особенности занятий избранным видом спорта: лёгкая атлетика Введение
- Лёгкая атлетика – королева спорта
- Историческая справка
- Формы организации спортивной тренировки в вузе
- Контрольные вопросы:
- Тема 10. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
- Учебные занятия:
- Правила проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями:
- Контрольные вопросы:
- Тема 11. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов
- 1. Понятие и значение ппфп
- 2. Структура ппфп
- Ппфп в процессе учебы в университете
- 3. Факторы, определяющие содержание ппфп
- 4. Направленность ппфп (общие и специальные требования) Общие требования
- 5. Производственная гимнастика
- Формы занятий производственной гимнастикой:
- Влияние производственной гимнастики на работоспособность
- Контрольные вопросы:
- Тема 12. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра Введение
- 1. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) будущих специалистов
- 2. Социально-экономические факторы, определяющие необходимость и общую направленность ппфп
- 3. Организация, формы и средства ппфп в учебном процессе вуза
- Контрольные вопросы:
- Литература
- Содержание