2.3. Бухгалтерские операции в международном туризме
Специфика бухгалтерского учета операций международного туризма вытекает из различия в формировании стоимости путевки:
— для туристско-экскурсионных организаций, которые формируют стоимость путевки путем приобретения отдельных услуг;
— для туристско-экскурсионных организаций, занимающихся только продажей путевок;
— для туристско-экскурсионных организаций, занимающихся посреднической деятельностью.
Первый вариант представляет собой обычную схему работы предприятия, реализующего продукцию собственного производства. Исходя из этого, бухгалтерский учет можно вести по схеме, принятой для предприятий, реализующих продукцию собственного производства или, как обычно ее называют, «по производственной схеме».
Учет расходов у производителей ведется на счете 20 «Основное производство». Выручка, полученная от реализации продукции (путевки), отражается по кредиту счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» и показывается в форме 2 «Отчет о финансовых результатах и их использовании» в первом разделе «Финансовые результаты» по коду строки 010 «Выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг)».
Согласно п. 21.15 Инструкции № 30 Государственной налоговой службы Российской Федерации «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды», указанная выручка является объектом налогообложения на пользователей автомобильных дорог и облагается по ставке, предусмотренной п. 19 Инструкции для производственной деятельности.
Следует отметить, что нередко туристические фирмы, работающие по схеме формирования стоимости путевки (тура) из отдельно приобретаемых услуг, допускают характерную неточность: при подведении итогов отчетного периода полностью закрывают счета учета издержек и таким образом определяют финансовый результат за отчетный период просто как разницу между выручкой от реализации и всей суммой понесенных расходов. Между тем, как и во многих других видах производственной деятельности, здесь возможно и образование на конец отчетного периода остатков незавершенного производства и получение авансов и предоплат под продажу путевки.
При приобретении фирмой уже готовых туристических туров необходимо ориентироваться на схему бухгалтерского учета предприятий, занимающихся торговлей. Приобретенная путевка по аналогии с товаром приходуется на счет 41 «Товары» и затем реализуется с торговой наценкой. При этом в форме 2 «Отчет о финансовых результатах и их использовании» в строке 010 показывается валовой доход как сумма реализованных торговых наценок. Выручка от реализации путевок учитывается по кредиту счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» и как полный товарооборот записывается справочно по строке 101 «Реализация товаров в продажных ценах» формы 2. Соответственно, согласно п. 21.15 Инструкции 30, в данном случае объектом обложения налогом на пользователей автодорог является торговый оборот, отражаемый по строке 101 формы 2, и налог исчисляется по ставке, предусмотренной п. 19 этой Инструкции для исчисления его от товарооборота.
Следует отметить, что процессы формирования, приобретения и последующей продажи путевок могут быть растянуты во времени, соответственно на практике складываются ситуации, когда формирование путевки начинается в одном отчетном периоде и заканчивается в другом, или при работе по второму варианту приобретение путевки и ее перепродажа происходят в разных отчетных периодах. Из этого следует, что в деятельности туристической фирмы должно быть четко определено, каким образом (какими первичными документами) фиксируются основные хозяйственные операции, такие как:
— получение предоплаты от других организаций за оказание услуг;
— получение предоплаты от других организаций за готовую путевку;
— получение предоплаты от туриста за путевку;
— оказание услуг другой организации;
— передача путевки туристу;
— выдача предоплаты другим организациям;
— получение от других организаций гарантий оказания отдельных услуг;
— получение от других организаций путевок.
Практика свидетельствует о том, что, как правило, четко фиксируются моменты уплаты и получения денег и образования задолженностей, что отражается на счетах расчетов с дебиторами и кредиторами. В данном случае статья затрат существенно сокращается и определить какие из них относятся именно к данному объему реализации нелегко.
Если туристическое агентство работает только, как посредник используется схема ведения бухгалтерского учета, характерная для данного вида деятельности.
Выручкой, полученной за оказание посреднических услуг, является в этом случае комиссионное вознаграждение, которое отражается по кредиту счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» и записывается в строку 010 формы 2 «Отчет о финансовых результатах и их использовании». Соответственно налог на пользователей автодорог исчисляется с этой суммы, согласно п. 21.4 Инструкции 30, и облагается по ставке, предусмотренной в пункте 19 этой Инструкции для производственной деятельности.
Собственные расходы, связанные с получением вознаграждения, учитываются на счете 20 «Основное производство» (например, заработная плата, арендная плата и другое). Но при этом фирма может осуществить и различные расходы в порядке выполнения посреднических операций на условии возмещения этих расходов туроператорами (например, расходы по конвертации валюты, курсовые разницы, услуги банка и т.д.). Такие суммы отражаются по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и формируют задолженность туроператора перед турагентом, подлежащую возмещению. Основанием для отражения в учете является посреднический договор, разделяющий собственные затраты и затраты, относящиеся на счет туроператора.
Полная схема бухгалтерских операций в международном туризме по вышеназванным трем вариантам приведена в табл. 2.1.
Таблица 2.1.
- 1.1. Индустрия туризма и ее развитие в современных условиях
- Рейтинг стран по показателям туристского сервиса
- 1.2. Международный туризм в россии: становление и регулирование
- 2. Экономика туристической фирмы
- 2.2. Расчет цены туристического продукта
- 2.3. Бухгалтерские операции в международном туризме
- Бухгалтерские операции в международном туризме
- 3. Организация и техника исполнения операций международного туризма
- 3.1. Основные участники операций международного туризма и система взаимоотношений
- 3.2. Договорное оформление операций международного туризма
- Положение Приложение № 1