logo
Новая папка / Международный туристический бизнес

1.2. Международный туризм в россии: становление и регулирование

В России туризм — развивающаяся отрасль. Во всех сферах туристической деятельности, как на уровне государственных структур, так и в области формирующегося турбизнеса, идет поиск новых форм работы, расширение сферы предложения и углубление его специализации.

За период с 1970 по 1991 год доля бывшего СССР по числу прибытий в мире возросла с 1,3 до 1,5%, а по валютным поступлениям в платежном балансе снизилась с 1,14 до 1,06%. Выездной туризм в бывшем СССР с 1970 по 1988 годы характеризовался низкими среднегодовыми темпами роста на уровне 4,8%.

После отмены государственного регулирования и финансирования туризма, а также Указа Президента РСФСР № 213 от 15 ноября 1991 года «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», открывшего для всех предприятий возможность осуществления внешнеэкономических операций, произошло резкое, почти двукратное увеличение туристических поездок за границу (на 20% в год).

По данным Государственного комитета России по статистике, в 1994 году в выездном туризме произошли определенные изменения: сократилось количество деловых (служебных) поездок, а доля поездок по линии туристических фирм поднялась с 18,6% в 1993 году до 27,6% в 1994 году, что означает переориентацию основных выездных потоков в пользу организованного туризма.

Туристические потоки по разному формируются в различных регионах России. Основными потребителями являются регионы с наиболее высоким процентом городского населения. На Центральный, Северо-Западный и Уральский регионы приходится большая часть всех зарубежных поездок российских граждан.

В 1994 году российские туристы побывали в 123 странах всех континентов. Среди наиболее посещаемых регионов мира оказалась Юго-Западная Азия, на долю которой пришлось 33,8% всего туристического потока из России.

Средиземноморский остров-курорт Кипр вошел в число пятнадцати наиболее посещаемых стран. Число россиян, отдыхающих на Кипре, увеличилось в 1994 году в 8 раз. А вот потоки в Центральную и Восточную Азию сократились на 13,8% при увеличении количества туров на 53,6%.

Что касается развитых капиталистических стран, удельный вес США в общем объеме туристических поездок составил 35,9%, из них 96,4% принадлежит Соединенным Штатам Америки. Страны Европы, столь популярные во всем мире и привлекающие миллионы туристов своими памятниками архитектуры и отдыхом на море, встретили в 2,7 раза больше российских туристов, чем в 1993 году, причем доля Испании в общем объеме поездок составила 2,8%, Италии —2,1%, Франции— 1,7%, Германии — 1,5%.

Имеет тенденцию к росту организованный туризм в восточноевропейские страны — прежде всего в Польшу и Болгарию, на долю которых приходится 11% и 2,9% соответственно.

Впервые были организованы туры в Австралию и Африку. Общий объем выездного туризма существенно снижен, что повлияло на увеличение дебитового сальдо платежного баланса по статье «Туризм» в 1,8 раза по отношению к 1992 году.

Среди различных видов иностранного туризма в Россию наиболее высокие темпы роста характерны для делового, индивидуального и специализированного туризма. Так, в первом полугодии 1995 года на долю деловых и служебных поездок пришлось 45,4% прибытий иностранных граждан, на долю организованных туристических поездок — 45,4%, частных — 6,4%.

Одним из наиболее перспективных и высокоприбыльных видов иностранного туризма может стать конгрессный, для которого характерны высокий платежеспособный спрос, ориентация на товары и услуги высшего класса.

Маршрутный и курортный туризм малоэффективны. По оценке ВАО «Интурист», в 1992 году по сравнению с 1989 годом эти виды иностранного туризма в Россию сократились на 49%. Практически полностью прекратился организованный туризм из стран Восточной Европы, который ранее составлял 60% выездного туризма.

Серьезный ущерб маршрутному туризму в России нанес распад СССР, потому что традиционные маршруты проходили по центрам нескольких республик, а вне этих маршрутов отдельные регионы не являются особенно интересными.

По данным Государственного комитета по статистике Российской федерации, в 1994 году из Германии прибыло 17,8% туристов из общего потока, из Китая — 15,2%, Соединенных Штатов Америки - 13,4%, Франции — 8,6%, Финляндии — 6,9%.

Развитие международного туризма в РФ потребовало создания соответствующей нормативно-правовой базы этого вида предпринимательской деятельности.

В целях борьбы с недобросовестной конкуренцией, которая наносит ущерб всей отрасли, теряющей привлекательность для зарубежных и российских потребителей, было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 1222 от 12 декабря 1995 года «О .лицензировании международной туристической деятельности» (Приложение № 1). В нем конкретизировалось понятие международной туристической деятельности, под которой понимается прием иностранных туристов на территорию Российской Федерации и направление туристов за рубеж, и формировались условия лицензирования, обязательного для данного рода деятельности. Для получения лицензии необходимо заявление турфирмы с указанием наименования организационно-правовой формы, юридического адреса, номера счета, копии учредительных документов, заверенные нотариусом, копия свидетельства о государственной регистрации, документ налогового органа о постановке на учет.

Бланки лицензий имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя и являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер.

Решение о выдаче лицензии принимается в течение 30 дней содня получения заявления и документов. Лицензия выдается сроком на три года, причем при ликвидации юридического лица она теряет силу.

Стоимость лицензии определяется Положением «О порядке уплаты и сбора за выдачу лицензии на осуществление международной туристической деятельности» и составляет 50 минимальных размеров оплаты труда, установленных в России.

С 15 декабря 1996 г. в РФ введены лицензии нового образца на право осуществления международной туристической деятельности. Они значительно отличаются от лицензий старого образца и содержат следующие сведения:

— регистрационный номер и дату внесения туристической фирмы в специализированный реестр туристических фирм, действующих на территории РФ и имеющих право на осуществление международной туристической деятельности;

— вид деятельности — международный туризм;

— получатель лицензии — юридическое лицо с указанием его организационно-правового статуса, наименования и юридического адреса; физическое лицо — фамилия, имя, отчество предпринимателя, его паспортные данные и адрес;

— срок действия лицензии, с указанием даты.

Лицензия нового вида выдается ГКФТ РФ и региональными органами управления туризмом, либо другим органом управления, с которым ГКФТ РФ заключил договор на делегирование ему права выдачи лицензий на осуществление международной туристической деятельности, подписывается руководителем и заверяется гербовой печатью.

В лицензии нового образца есть строка о продлении срока действия лицензии организацией, ее выдавшей.

Лицензии старого образца действительны до указанной в них даты, после чего они могут быть продлены (если ранее они были выданы на 1 год), либо переоформлены.

Следует отметить, что Постановление Правительства РФ «О лицензировании международной туристической деятельности» реализовано не в полной мере. Проверка антимонопольного комитета в 1996 г. показала, что только 87% фирм, занимающихся международной туристической деятельностью, имеют соответствующие лицензии, а это значит, что 23% фирм работают незаконно. При наличии многочисленных нарушений турфирмами федеральных законов на всей территории России аннулирована лишь 141 лицензия и приостановлено действие 29.

Большое значение для развития международного туризма сыграли и различные приказы и инструкции Государственного таможенного комитета, а также Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу товаров, не предназначенных для производственной или коммерческой деятельности» от 18 июля 1993 года, которые определили порядок въезда и выезда, перемещения товаров и денежных средств в виде валюты.

После прекращения централизованных капиталовложений в отрасль особую актуальность представляет поиск источников финансирования. Индустрия туризма в целом отличается высокой капиталоемкостью. Созданная для осуществления инвестиций в отрасль, «Интурист-Холдинг компания» принимала участие в финансировании собственными и заемными средствами строительства 18 объектов на территории России, среди которых крупные гостиницы в Новгороде, Пскове, Нальчике, Владимире. Уставный и оборотный фонды холдинга сформированы частично из вкладов учредителей, но большей частью из кредитов банков и средств, заработанных самим холдингом.

Помимо отечественных источников финансирования, важное место отводится привлечению иностранных инвестиций. В Российской Федерации инвесторов может привлечь быстрота окупаемости вложенного капитала, относительно недорогая рабочая сила, а также потенциальный доступ продукции на рынки России и стран Содружества независимых государств (СНГ). Возможно использование современных технологий и оборудования, внедрение более эффективных методов обслуживания. Но вместе с тем условия для инвестиций в индустрию туризма в Российской Федерации в настоящее время нельзя считать благоприятными, пока не определены отношения собственности и вопросы продажи земли, отсутствуют гарантии государства по иностранным инвестициям и стимулирующие налоговые и кредитные условия для зарубежных предпринимателей.

22 декабря 1995 года был издан Указ Президента России «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации» (Приложение № 2), в котором отмечалось, что в целях обеспечения условий развития в России индустрии туризма разработана концепция реорганизации и развития туризма, одобрена инициатива Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму, Национального фонда спорта. Национальной туристической ассоциации, АО «Интуртранс», «Интурист-Холдинг компания», «Мосинтур» и коммерческого банка развития иностранного туризма «Интурбанк» о создании финансово-промышленной группы — Национальной туристической корпорации, которая будет освобождена от обязательной продажи 50% валютной выручки на три года с даты регистрации, при условии направления средств на развитие производственной и хозяйственной базы туризма.

Федеральная программа развития туризма в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 26.02.95 № 177 (Приложение № 3), содержит анализ состояния сферы туризма в России и отмечается, что на долю нашей страны приходится менее 1,5% мирового туристического потока. Дефицит платежного баланса по статье «Туризм» в 1994 году составил 5 миллиардов долларов США. Материальная база туризма на 80% нуждается в реконструкции, наблюдается дефицит квалифицированных кадров и отсутствие системы научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального продукта на внешний рынок.

Далее федеральная программа содержит основные меры по развитию туризма. Главной целью является создание в России современного, высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристических услугах, большое количество дополнительных рабочих мест, налоговых поступлений в бюджет и сохранение культурного и природного наследия.

Затем в ней рассматриваются меры по реализации программы. Туризм включен в перечень основных направлений структурной перестройки российской экономики. Формируются экономические механизмы стимулирования развития иностранного и внутреннего туризма, привлечения инвестиций в данную сферу и защиты внутреннего рынка путем предоставления налоговых и таможенных льгот. Предполагается введение жесткой системы сертификации и лицензирования туристической деятельности, а также создание благоприятных условий для кооперации в целях формирования высокотехнологичных комплексов туристического обслуживания и развития материально-технической базы.

Для реализации поставленных целей наряду с Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму, обеспечивающим государственное регулирование отрасли, будут действовать Координационный комитет по физической культуре, спорту и туризму при Президенте России и финансово-промышленная группа — Национальная туристическая корпорация.

Комитет должен обеспечить разработку основ государственной политики, координацию работ по экспертизе нормативно-правовых актов и федеральной программы и анализ состояния национального туризма. Решения Комитета носят рекомендательный характер.

Национальная туристическая корпорация будет способствовать обеспечению финансовых и материальных ресурсов туристических, банковских и иных коммерческих структур в целях содействия в реализации программ развития туризма, создания национальных гостиничных сетей и строительства, реконструкции гостиниц, туристических объектов и комплексов, их финансирование, инвестиционное проектирование, продвижение национального туристического продукта на внешние рынки.

В соответствии с Федеральной программой развития туризма в РФ совместно с Российской ассоциацией туристических агентств, Лигой защиты прав путешествующих и Минфином РФ была разработана типовая форма ТУР-1 «Туристическая путевка» (Приложение № 4), которая используется как бланк строгой отчетности для учета наличных денежных средств без применения контрольно-кассовых машин. До этого использовались разнообразные формы путевок (ваучеров), нередко не содержавшие информацию об условиях проживания, страхования, питания и др., что порождало проблемы во взаимоотношениях туристов и турфирм и затрудняло проверку деятельности фирм.

3 декабря 1996 года вступил в силу Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (Приложение № 5). Он направлен на создание и укрепление в России Цивилизованного и конкурентоспособного туристского рынка, который может внести весомый вклад в развитие национальной экономики и создание соответствующей мировому уровню инфраструктуры туризма. При подготовке были проанализированы опыт законодательного регулирования 62 стран, рекомендации ВТО, материалы международных конференций по туризму.

Прежде всего, Законом определяются принципы государственной политики в сфере туристских услуг:

— государство признает туристскую деятельность в качестве одной из приоритетных отраслей экономики РФ и берет на себя финансирование и ответственность за формирование представления о России как о стране, благоприятной для туризма;

— целями государственного регулирования туристской деятельности согласно Закону являются охрана окружающей среды, развитие туристской индустрии, создание новых рабочих мест, создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

— приоритетными направлениями государственной поддержки туристской деятельности являются развитие внутреннего, выездного, социального и самодеятельного туризма;

— государственное регулирование туристской деятельности будет осуществляться с помощью установленных правил въезда и пребывания на территории РФ с учетом интересов развития туризма.

Закон четко определяет основные дефиниции сферы туризма: такие как «туризм», «турист», «туристская деятельность», туристская индустрия», «туристский продукт», «туроператорская деятельность», «турагентская деятельность», «туристская путевка», «туристский ваучер» и др., что должно положить конец разнобою в их толковании и позволит четко устанавливать и использовать экономические нормативы в работе предприятий туристского рынка.

Значительное внимание вышеназванный Закон уделяет принципам деятельности турфирм, среди которых:

— в целях защиты прав и интересов туристов осуществляются лицензирование и стандартизация деятельности турфирм и объектов туристской индустрии, а также сертификация туристского продукта;

— турфирмы, получившие лицензии на осуществление туристской деятельности, будут публиковаться в Федеральном реестре турфирм, что значительно поможет разобраться в надежности последних;

— реализация турпродукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме и соответствующего российскому законодательству, что выбивает почву из-под ног продавцов «тайм-шера», ссылающихся на то, что они действуют по законодательству Кипра, Сейшельских и т.п. островов;

— договор купли-продажи турпродукта должен содержать информацию не только о турфирме, продающей путевку (№ лицензии, юридический адрес, банковские реквизиты), но и о туроператоре, организующем всю поездку;

— в целях безопасности туристов турфирмы должны предоставлять туристам полные сведения об особенностях путешествия и возможных опасностях и осуществлять предупредительные меры, направленные на обеспечение безопасности туристов;

— в целях предоставления медицинской помощи туристам при внезапном заболевании или несчастном случае турфирмы должны заключать соответствующие договоры со страховыми компаниями и предоставлять туристам страховой полис на русском языке и языке страны временного пребывания.

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» особое внимание уделено также правам и обязанностям туриста:

— турист вправе потребовать от турфирмы предоставления ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются. Ссылка на цепочку посредников в туризме теперь противоправна;

— возмещение убытков при расторжении договора осуществляется в соответствии с фактическими затратами сторон, но не более двухкратного размера стоимости туристского продукта;

— турист обязан соблюдать законодательство страны пребывания, уважать ее обычаи и традиции, сохранять окружающую среду и памятники культурно-исторического наследия.

Закон только положил начало формированию законодательной базы сферы туризма. Многое еще предстоит сделать по его реализации, разработать и принять сопутствующие законодательные и подзаконные акты, провести работу по пропаганде и разъяснению Закона.