1.1. Индустрия туризма и ее развитие в современных условиях
В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами. В последние двадцать лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений-14%. Согласно данным Всемирной туристической организации, в 1995 году в мире было зарегистрировано 576 миллионов прибытий туристов, поступления от международного туризма достигли 372 миллиарда долларов (без учета поступлений от международного транспорта). В целом объемы валютных поступлений от туризма; за период с 1950 по 1995 год выросли в 144 раза.
По прогнозам экспертов, бурное развитие международного туризма будет продолжаться и далее. По разным подсчетам, к 2000 году эта отрасль станет ведущей экспортной отраслью в мире. Ожидается, что при сохранении сложившихся темпов роста число международных путешествий к 2005 году достигнет 900 млн. человек, а к 2010 году увеличится и составит порядка 937 млн. человек.
По мнению различных аналитиков, в основе развития международного туризма лежат следующие факторы:
1. Экономический рост и социальный прогресс привели к расширению объема деловых поездок и поездок с познавательными целями.
2. Совершенствование всех видов транспорта удешевило поездки.
3. Увеличение числа наемных рабочих и служащих в развитых странах и повышение их материального и культурного уровня.
4. Интенсификация труда и получение трудящимися более продолжительных отпусков.
5. Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей между и внутри регионов.
6. Развитие сферы услуг стимулировало развитие сферы перевозок и технологический прогресс в области телекоммуникаций.
7. Ослабление ограничений на вывоз валюты во многих странах и упрощение пограничных формальностей.
Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны.
В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций:
1. Международный туризм — источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости.
2. Международный туризм расширяет вклады в платежный баланс и ВНП страны.
3. Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.
4. С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения, и повышается уровень благосостояния нации.
Развитие международного туризма приводит к развитию экономической инфраструктуры страны и мирных процессов. Таким образом, международный туризм следует рассматривать, сообразуясь с экономическими отношениями отдельных стран.
Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6% соответственно. В 1991 году суммарный доход стран мира от международного туризма составлял 7% от общего объема мирового экспорта и 3% от мирового экспорта услуг.
Значение туризма как источника валютных поступлений, обеспечения занятости населения, расширения межличностных контактов возрастает.
Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития отдельных стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% приходится на Америку, менее 10% — на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.
Всемирная организация по туризму в своей классификации выделяет страны, являющиеся преимущественно поставщиками туристов (США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая Зеландия, Швеция, Канада, Англия) и страны, являющиеся, в основном, принимающими туристов (Австралия, Греция, Кипр, Италия, Испания, Мексика, Турция, Португалия, Франция, Швейцария).
Подобное развитие международных туристических связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы мировой торговли. В их число входят: специализированные учреждения системы Организации Объединенных Наций (ООН), организации, где вопросы развития международного туризма обсуждаются эпизодически и не являются главными в сфере деятельности; неправительственные специализированные, международные коммерческие, национальные и региональные организации по туризму.
Специализированная организация в системе ООН — Всемирная организация по туризму (ВОТ), которая была создана в 1975 году и в настоящее время объединяет более 120 государств мира. Генеральная Ассамблея ООН с согласия ЭКОСОС признала за ВОТ статус межправительственной организации, отвечающей за развитие туризма.
Согласно Уставу ВОТ, целями ее деятельности являются поощрение туризма как средства экономического развития и международного взаимопонимания для обеспечения мира, благосостояния, уважения и соблюдения прав человека вне зависимости от расы, пола, языка и религии, а также соблюдение интересов развивающихся стран в области туризма.
ВОТ приняла ряд деклараций в области международного туризма, среди которых:
- Манильская декларация о туризме в мире (1980);
- Документ Акапулько (1982);
- Хартия по туризму и Кодекс поведения туриста (София, 1985);
- Гаагская декларация по туризму (1989).
К числу организаций ООН, занимающихся вопросами развития международного туризма эпизодически, относятся Конференция ООН по туризму и путешествиям, экономический и социальный Совет (ЭКОСОС), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ), Международная ассоциация транспортной авиации (ИАТА).
Неправительственные специализированные организации по международному туризму представлены:
— Всемирной федерацией ассоциаций туристических агентств (ФУААВ), объединяющей 71 национальную ассоциацию, куда входят более 20 тысяч туристических агентств. Эта организация была создана в 1936 году с целью защиты профессиональных интересов туристических агентств и оказания им необходимой профессиональной, технической и правовой помощи.
— Международной ассоциацией научных экспертов по туризму (АИЕСТ), образованной в 1951 году.
— Всемирной ассоциацией по профессиональному образованию в туризме, созданной в 1969 году под эгидой ВОТ.
— Международным бюро социального туризма, которое было образовано в 1963 году по инициативе ряда профсоюзных организаций для создания условий, способствующих участию в международном туризме широких слоев населения.
— Международным туристическим альянсом, специализирующимся на страховании при автомобильных поездках за границу.
— Международной организацией профессиональных организаторов конгрессов.
— Всемирной ассоциацией туристических агентств, объединяющей представителей средних по размерам туристических бюро, являющихся международными коммерческими организациями.
К числу национальных и региональных организаций, содействующих развитию международного туризма, относятся:
— Американское общество туристических агентств (АСТА).
— Ассоциация британских туристических агентств.
— Конфедерация организаций по туризму Латинской Америки (КОТАЛ).
— Арабский союз по туризму, объединяющий 18 арабских государств и организаций развития туризма из 11 франкоговорящих стран Африки.
Расположенный в Мадриде секретариат ВТО ежегодно публикует официальные статистические данные ООН по международному туризму. В целях упорядочения учета в платежном балансе всех стран поступлений и расходов по статье «Туризм» Международный валютный фонд выработал соответствующие рекомендации. Согласно этим рекомендациям в актив платежного баланса включаются следующие статьи:
— поступления от продажи туристических товаров и услуг;
— поступления от экспорта товаров туристического спроса и оборудования для туристических предприятий;
— поступления от продажи прочих услуг: подготовка кадров, предоставление услуг специалистов данной страны зарубежным странам;
— транспортные расходы иностранных посетителей;
— инвестиции иностранного капитала в туристическую индустрию;
— проценты от кредитов, предоставляемых другим странам. В пассиве платежного баланса содержатся следующие статьи:
— расходы на приобретение туристических услуг и товаров;
— расходы на импорт товаров, необходимых для международного туристического потребления, в том числе на прямой импорт и на косвенный импорт;
— расходы на приобретение прочих услуг: на подготовку кадров, оплату труда иностранных специалистов;
— транспортные расходы на перевозки неместного характера;
— инвестиции за рубежом в индустрию туризма;
— расходы по долгосрочным иностранным кредитам: проценты, возмещение капитала.
Подобный статистический учет операций по международному туризму имеет очень большое значение как при анализе ситуации на внутреннем рынке страны, так и при работе с другими государствами.
Существенное значение для развития международного туризма имеет также стремление отдельных стран к увеличению валютных поступлений от туризма и создание с этой целью целой отрасли хозяйства — туристической индустрии.
Под туристической индустрией понимается совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих туристические услуги и товары туристического спроса.
С развитием массового организованного туризма и переходом его на новую основу, опирающуюся на развитую туристическую индустрию и современные средства транспорта, произошли некоторые изменения в формах организации международного туризма.
Во-первых, существенно возросло число розничных фирм, предлагающих туристические услуги турагентов и лишенных зачастую юридической и хозяйственной независимости.
Во-вторых, изменился характер деятельности туристических оптовых фирм, которые превратились в туроператоров, предлагающих полный комплекс услуг в виде инклюзив-туров.
В-третьих, появились крупные корпорации, основанные на капитале транспортных, торговых, страховых компаний и банков, осуществляющие операции по предоставлению туристических услуг клиентам.
Все вышеназванные категории фирм отличаются друг от друга по функциям и характеру деятельности.
Туристические агентства — это розничные фирмы, выполняющие роль посредников между туроператорскими фирмами и обслуживающими предприятиями, с одной стороны, и клиентами-туристами, с другой. Турагентства либо реализуют туры, предлагаемые туроператорскими фирмами, либо занимаются предоставлением отдельных видов услуг индивидуальным туристам или группам лиц, устанавливая непосредственные связи с транспортными организациями, гостиничными корпорациями, экскурсионными бюро. Продажа туров осуществляется по ценам, устанавливаемым туроператорами и указанным в их проспектах. За реализацию инклюзив-туров турагентства получают определенное комиссионное вознаграждение от туроператоров.
Реализация отдельных видов услуг осуществляется по ценам, устанавливаемым их производителями, а за оказание разрозненных услуг турагентства могут устанавливать определенные наценки к розничным ценам производителя.
Большинство турагентств находится в сфере влияния крупных туристических оптовых фирм, авиационных компаний, гостиничных корпораций и торговых фирм. В последние годы в связи с усилением конкуренции со стороны монополий и крупных туроператоров наблюдается процесс разорения мелких турагентств или поглощение их крупными фирмами, поэтому зачастую они объединяются с целью выработки общей политики и общих условий соглашений с туристическими оптовыми фирмами. Среди международных кооперативных организаций выделяется Всемирная ассоциация турагентств (ВАТА), объединяющая 240 турагентств разных стран и осуществляющая свою деятельность на коммерческих началах.
Туроператорские фирмы — это, прежде всего оптовые фирмы, выступающие посредниками между предприятиями туристической индустрии и турагентствами. Они реализуют туры от своего имени через турагентства либо непосредственно клиентам. В процессе организации поездок туроператоры устанавливают связи с предприятиями размещения, питания, транспорта, культурно-просветительскими учреждениями и экскурсионными бюро. Часто туроператоры арендуют на основе долгосрочных контрактов гостиницы и другие средства размещения, самолеты, автобусы, обеспечивая их максимальную загрузку и получая значительные скидки.
Туроператорские фирмы в зависимости от используемого вида транспорта подразделяются на специализирующиеся на организации туров с использованием специально оборудованных самолетов; автобусных экскурсий; железнодорожных экскурсий; морских круизов и путешествий в какую-либо одну страну или специализированных туров.
Туристические корпорации — это крупные предприятия, которые путем участия объединяют широкий круг фирм, представляющих различные виды туристических услуг. Они в значительной степени монополизировали рынок и превратились в мощные межотраслевые производственно-хозяйственные комплексы, включающие предприятия самых различных отраслей промышленности, обслуживающих туристический бизнес, транспортные, банковские, страховые и другие компании и реализующие туры через широкую сеть туроператоров и турагентства в разных странах.
Оснащение самыми современными автоматизированными системами управления и связи позволяет им оперативно изучать и удовлетворять потребности и интересы туристов. Наибольшего развития подобные крупные компании достигли в развитых капиталистических странах. Во Франции, например, на долю 13 крупнейших туристических корпораций приходится 50% реализуемых туров, в Германии три крупнейшие туристические корпорации «TUI», «Nekkerman» и «ITS» сосредоточили в своих руках 70% рынка.
Помимо крупных корпораций, в настоящее время получили широкое развитие гостиничные комплексы, которые предоставляют туристам услуги не только по их размещению, но и широкий комплекс других услуг, например, питание в ресторане при отеле, предоставление залов для проведения конференций и совещаний, приобретение билетов на транспорт, оформление автопроката и вызов такси, экскурсионное обслуживание, организация развлечений, предоставление информации, торговля сувенирами и прочими товарами.
Крупнейшие гостиничные комплексы объединяются через автоматизированные системы управления и распределения гостиничного фонда в так называемые «цепи», что позволяет быстро и точно учитывать каждую индивидуальную сделку и с минимальными затратами времени производить резервирование мест в гостиницах, на транспорте, без задержки выдавать всю расчетную документацию и осуществлять платежи.
Всего в мире насчитывается около ста таких гостиничных «цепей» с общим числом номеров 1,6 миллиона. Ведущие из них — «Holiday Inn», «Sharaton», «Hilton».
Важной особенностью современного этапа развития международного туризма и изменения его организационных форм является проникновение в туристический бизнес транспортных, торговых, промышленных, банковских, страховых компаний.
Транспортные компании предоставляют как отдельные виды услуг, так и самостоятельно разработанные туры на основе гостиничной базы. Особенно преуспели в этом отношении авиационные компании, которые все чаще создают дочерние авиачартерные туроператорские фирмы, специализирующиеся на подготовке и продаже туров, составным элементом которых является перевозка на самолетах авиационной компании. Такие фирмы организуют обслуживание на основе деловых отношений с гостиничными и другими предприятиями на обычных условиях туроператора. Для современного этапа характерен также обратный процесс — приобретение туристическими фирмами авиакомпаний. Судоходные компании организуют круизы, железнодорожные — предлагают туры по льготному тарифу и с включением стоимости экскурсий в городах по маршруту, автобусные — самостоятельно организуют туры.
Торговые фирмы стали активно заниматься реализацией туристических услуг примерно с начала 70-х годов. Это относится, в основном, к крупным розничным концернам и к торгово-посылочным фирмам.
Первоначально универсальные магазины, стремясь улучшить обслуживание клиентуры, сдавали в аренду свои помещения для деятельности турагентств. В дальнейшем, по мере спроса, они перешли к практике организации в своем составе формально независимых туристических фирм с ограниченной ответственностью, которые затем стали их дочерними фирмами.
В целях быстрого и прочного завоевания рынка эти компании начали калькулировать цены на туры с расчетом лишь на минимальную прибыль, что было возможно благодаря громадному капиталу торговых фирм. Помещая условия поездок в своих каталогах, рассылаемых миллионными тиражами по всей стране, они имеют возможность экономить значительные средства, необходимые для рекламы туров.
Промышленные фирмы, представляющие в первую очередь отрасли, обслуживающие туристический бизнес, на основе системы участия стали приобретать и включать в свою структуру туристические фирмы. Заметно усилилось проникновение банков и страховых компаний в сферу международного туризма путем приобретения всего или части контрольного пакета акций. Организованные операторами туры распространяются банками и страховыми компаниями через собственный аппарат среди своих клиентов. Обладая разветвленной сетью филиалов и обширным штатом страховых агентов, банки и страховые компании стали успешно осуществлять эти операции, получая дополнительную прибыль за счет экономии на комиссии, выплачиваемой турагенту. Туры, предлагаемые банками, как правило, дешевле, чем у турагентов. Кроме того, банки и страховые компании имеют собственные автоматизированные системы учета и управления, в памяти которых заложены все основные данные о вкладчиках и застрахованных лицах. Это позволяет им осуществлять целенаправленную рассылку рекламы и информации, предлагая клиенту такие туры, которые могут соответствовать его интересам и средствам. Поскольку у большинства потенциальной туристической клиентуры имеются счета в том или ином банке, для нее удобнее и выгоднее иметь дело непосредственно со своим банком при организации туристической поездки.
Помимо прямого участия в организации туров и их распространении, банки и страховые компании принимают финансовое участие и в создании автоматизированных систем резервирования мест в гостиницах, на транспорте, организации сети автопроката, круизов и других видов услуг.
Дисконтные карточки, выпускаемые банками, в отличие от кредитных и дебетовых пластиковых, являющихся платежным средством, не предназначены для оплаты, но дают своим владельцам права на самые разнообразные скидки.
В мире существует несколько глобальных систем дисконтных карточек. Лидирующее положение занимают «ЕТМ», «IAPA», «Countdown». Эти системы есть и на российском рынке.
В условиях, когда конкуренция в туристском бизнесе и индустрии отдыха и развлечений очень высока, владельцы отелей принимают участие в дисконтных программах, так как бесплатная информация о скидках, которая дается в каталогах для владельцев карточек, привлекает потенциальных клиентов. Банковские структуры также заинтересованы в распространении карточек. Они выдают их как дополнение к эмитируемым кредитным карточкам бесплатно или гораздо дешевле розничной цены, тем самым, расширяя спектр услуг для своих клиентов.
География дисконтных карточек очень разнообразна. «ЕТN-card» существует 20 лет. Зародилась она в Голландии, но постепенно к ней подключились другие страны Западной Европы, а затем и большинство остальных стран мира. Для путешественников эта система является клубом, членство в котором позволяет уменьшать дорожные расходы. К преимуществам использования карточек «ЕТN» относят:
— скидки для владельцев от 20 до 50% стоимости в десяти тысячах отелей в 175 странах мира, в том числе в Российской Федерации и странах СНГ. В США в 400 отелях владелец карточки заплатит 50% от стоимости номера;
— широкую систему скидок в ресторанах (от 20 до 50%);
— снижение (до 1/3) тарифов при оплате аренды автомобиля;
— скидка при покупке авиа-, железнодорожных, автомобильных билетов в размере 3 — 10%;
— возможность бесплатно получить карточки «ЕТN-Telecard» и «Sprint Fonecard», позволяющие вести телефонные переговоры по льготным тарифам.
При получении карточки владельцу выдается иллюстрированный каталог с адресами сервисных служб, входящих в систему. Выбрав отель, владелец заказывает скидку на резервирование номера. Часто эту процедуру берет на себя сама дисконтная система.
Кроме распространения дисконтных карточек, банки реализуют дорожные чеки. Система дорожных чеков схожа с системой аккредитивов, но, в отличие от последних, можно не только обменивать в банке на наличные деньги, но ими можно расплачиваться в магазинах, которые их принимают.
Дорожные чеки позволяют обезопасить деньги от кражи, так как платежный документ становится действительным только после сличения подписи владельца с подписью на корешке книжки. В отличие от пластиковых карточек, для приобретения чека необязательно иметь счет в банке.
Дорожный чек еще называют туристским чеком, под которым понимается платежный документ, денежное обязательство выплатить обозначенную в нем сумму валюты его владельцу.
В Европе с 1968 года широкую популярность приобрел еврочек — чек в евровалюте, который выписывается банком без предварительного взноса клиентом наличных денег в счет банковского кредита сроком до месяца. Чек оплачивается в любой стране-участнице соглашения «Еврочек», к которым относятся страны ЕС. Российские банки предлагают чеки Аmerican Express, Thomas Соок, Visa.
Несмотря на то, что этот вид услуг сравнительно недавно появился на финансовом рынке России, он уже пользуется спросом. Большинство банков продает их за рубли и за валюту по стоимости номинала плюс 1 % комиссионных. По распоряжению Центробанка РФ с 1 марта 1995 года вместе с дорожным чеком можно получить разрешение на вывоз валюты, что значительно упрощает процедуры на границе.
Для развития индустрии туризма чрезвычайно важно развитие не только ее основы — гостиничных комплексов, но и негостиничных объектов. В целом негостиничные предприятия являются наиболее динамичным подразделением в сфере туристского размещения. За 1990-1995 г.г. их количество возросло на 32,2% (до 4,3 тысячи), а число мест — на 5,1% (до 175 тысяч). Они образуют сеть так называемых дополнительных средств размещения, популярность которых постоянно возрастает. К дополнительным средствам размещения относятся:
— кемпинги;
— частные квартиры;
— дома отдыха;
— туристские деревни;
— молодежные дома;
— альпийские приюты;
— семейные клубы.
Самой распространенной и относительно дешевой формой является кемпинг.
Среди форм размещения для молодежи все большую популярность завоевывают молодежные дома или так называемые хостелы.
Система этих общежитий IYНР (International Youth Hostel Federation) возникла в 1949 году и сегодня объединяет около 5300 хостелов в 77 странах, более 3000 из которых расположены в странах Западной Европы.
Проживание в таких общежитиях дешевле, чем в обычных отелях, и оплачивается заранее. Оплатить проживание можно, находясь в стране отправления, после чего получить ваучер, подтверждающий факт оплаты. Эти ваучеры принимаются всеми консульствами и посольствами как подтверждение оплаченного проживания, что позволяет без специального разрешения оформлять визу в любую страну.
На мировом рынке услуг сравнительно недавно появился новый вид размещения — тайм-шер. Это не продажа стандартной недвижимости и не размещение в гостинице, а среднее между ними — собственность, ограниченная по пользованию во времени. За единицу времени принимается одна неделя.
Сегодня тайм-шер-индустрия состоит из двух частей: — продажа клубов или апартаментов, разделенных на недели; - обмен этих недель через единый центр по обмену, называемый клубом для отдыха, где собственники могут обменяться своими неделями.
В мире насчитывается пять обменных организаций, среди которых лидируют «RCI» и «II» («Interval International»).
Индустрия тайм-шера неуклонно развивается с начала семидесятых годов. С 1989 года мировое число курортов, работающих по системе тайм-шер, возросло на 600%, годовой объем продаж недель увеличился на 300%. К 1994 году в мире было продано тайм-шеров на четыре миллиарда долларов.
С ростом популярности тайм-шеров менялась и сама индустрия. Если в годы формирования она привлекала в основном мелких предпринимателей, то сейчас ею занимаются такие корпорации как «Хилтон», «Марриотт», «Дисней», «Шэратон», «Баррат», «Вампи».
Сегодня тайм-шер является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей индустрии отдыха. Он считается самой современной технологией в области между туризмом и недвижимостью.
Курорты тайм-шер есть в 75 странах. Европа занимает второе место по развитию тайм-шера после США. Многие принимающие страны рассматривают тайм-шер как существенный элемент всей системы организации отдыха. В большинстве регионов он расширяет сезон каникул, способствует продолжительному экономическому росту, улучшает перспективы для инвестиций, повышает занятость. Как и любая другая сфера хозяйственной деятельности, индустрия туризма является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом.
На промышленно развитые страны приходится свыше 60% всех прибытий иностранных туристов и 70—75% совершаемых в мире поездок. При этом на долю ЕС приходится около 40% прибытий туристов и валютных поступлений.
Таблица 1.1.
Распределение туристов и доходов от их пребывания в 1994 году
Страна посещения | Принято туристов (млн. человек) | Доход (млн. долл.) | Соотношение к 1993 году (%) | |
Прибытия | Доход | |||
Весь мир Европа Америка Вост. Азия Африка Бл. Восток Юж. Азия | 528.4 315.0 108.5 74.4 18.6 7.9 3.7 | 321.466 153.295 97.405 59.988 5.675 3.672 2.431 | 3.0 1.9 4.05 7.6 1.5 - 4.0 7.0 | 5.1 0.6 8.9 14.0 - 4.0 - 12.0 11.2 |
Источник: • Туринфо. • 1995. • №7. • С.12.
По замечанию канадских специалистов, функционирование экономик индустриально развитых стран, с одной стороны, делало объективно необходимым укрепление мирохозяйственных связей и рост производственных издержек на предпринимательские перемещения, а, с другой стороны, — создавало работникам материальные возможности для досуговых перемещений, в том числе и за границу.
Качественный рост индустрии туризма в отдельных странах отражен в таблице 1.1. Для оценки применяется метод рейтинговых оценок. В качестве оценочных параметров взяты как абсолютные (число туристов, размер доходов и затрат), так и относительные (доходы и затраты в расчете на одного туриста, посетившего страну) показатели.
Таблица 1. 2.
- 1.1. Индустрия туризма и ее развитие в современных условиях
- Рейтинг стран по показателям туристского сервиса
- 1.2. Международный туризм в россии: становление и регулирование
- 2. Экономика туристической фирмы
- 2.2. Расчет цены туристического продукта
- 2.3. Бухгалтерские операции в международном туризме
- Бухгалтерские операции в международном туризме
- 3. Организация и техника исполнения операций международного туризма
- 3.1. Основные участники операций международного туризма и система взаимоотношений
- 3.2. Договорное оформление операций международного туризма
- Положение Приложение № 1