logo
Новая папка / Международный туристический бизнес

3.2. Договорное оформление операций международного туризма

Система взаимоотношений между основными субъектами операций международного туризма юридически оформляется различными договорами (контрактами).

Договор между туристической фирмой и туристом (Приложение № 8), как правило, содержит следующие типовые условия:

— предмет договора (приобретение туристом прав (гарантий) на тур, оформленных в виде путевки);

— стоимость услуг фирмы и форма их оплаты (наличными или перевод денег на расчетный счет фирмы);

— обязанности туристической фирмы (по предоставлению туристического продукта в полном объеме и качественно; по медицинскому страхованию туристов; по оформлению для них посольских виз);

— обязанности туриста (по оплате, предоставлении необходимых документов для оформления виз и т.п.);

— ответственность и освобождение от ответственности сторон (в случаях форс-мажорных обстоятельств, изменения качества предоставляемых услуг, сроков их предоставления, отказа сторон от тура).

В договоре с клиентом целесообразно отразить следующие сведения: дату заключения договора, все реквизиты туристической фирмы, сроки предоставления услуги, вид транспорта до места отдыха и обратно, класс гостиницы или санатория, его наименование и место расположения. Необходимо указать: в каких номерах размещаются туристы, какие услуги входят в стоимость путевки (питание, сауна, экскурсии и т.д.).

Ответственность туристической фирмы за некачественное обслуживание может быть выражена в денежной форме, а также в замене одного обязательства другим, например, можно предусмотреть бесплатный выезд в другое место при несоответствии условий размещения. Договор составляется в двух экземплярах и подписывается руководителем фирмы и клиентом.

Договор на предоставление туристических услуг не должен ущемлять права потребителей, так как согласно ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» «условия договора (Приложение 9), ущемляющие права потребителей, признаются недействительными, и если в результате исполнения договора у потребителя возникли убытки, исполнитель должен возместить их в полном объеме».

Изменение сроков начала и окончания услуги обычно согласовывается с клиентом и происходит с его согласия. Очень важно, чтобы измененные с согласия клиента сроки были внесены в договор (ни в коем случае нельзя ограничиваться устной договоренностью). Следует помнить, что требования клиентом компенсации по поводу нарушения сроков исполнитель обязан удовлетворить в том случае, если он не докажет, что нарушение сроков произошло «вследствие непреодолимой силы или вины потребителя». Последствия нарушения сроков регламентируются ст. 28 Закона: в этом случае клиент имеет право либо на уменьшение цены за оказанные услуги, либо на расторжение договора и возмещение причиненных ему убытков. Он имеет право потребовать неустойку за каждый день просрочки в размере 3% от стоимости оказания услуги или от общей цены.

Если турфирма нарушила условия договора, в первый же день отдыха клиент имеет право расторгнуть договор, вернуться и потребовать возврата стоимости тура и возмещения морального вреда. Если недовольный клиент остался отдыхать, то в течение 10 дней после приезда он имеет право требовать возместить разницу за проживание не в том классе гостиницы или не соответствующее обещанному питание.

Самая большая неприятность, которую может доставить фирме клиент, — возмещение морального вреда. По ст. 15 все того же Закона потребитель, помимо права на возмещение причиненного ему вследствие неправомерных действий фирмы материального ущерба, имеет право на возмещение морального вреда. Причем данный Закон не определяет, что можно понимать под моральным вредом. Понятие морального вреда дано в гражданском законодательстве (ст. 131 Основ). Исходя из этого, моральный вред можно определить как физические и нравственные страдания, причиненные потерпевшему вследствие нарушения исполнителем прав потребителя и неисполнением им своих обязанностей, предусмотренных законодательством. Принято считать, что к моральному вреду относятся устойчивые, а не временные физические страдания или нравственные переживания, вызванные нарушением здоровья, смертью близких, невосполнимыми имущественными потерями и т.п. Однако судебная практика при рассмотрении исков о возмещении морального вреда исходит из более широкого понятия морального вреда, включая в него любое умаление личности и ограничение в удовлетворении жизненных потребностей, законных прав и интересов. При этом стоимость морального вреда определяет клиент, она может выходить далеко за рамки не только стоимости тура, но и здравого смысла. Правда, не исключено, что суд вынесет решение в пользу фирмы или пересмотрит сумму, названную клиентом.

Договор между туроператором и турагентом (Приложение № 10) в зависимости от содержания отношений между турфирмами может быть нескольких видов.

Агентские соглашения (Приложение № 10) предусматривают передачу производителем услуг туристическому агенту прав на продажу отдельных видов услуг и инклюзив-туров от имени и за счет туроператора. В договоре обычно содержатся четкие инструкции по выполнению возложенных задач, территориальное ограничение сферы действия, устанавливаются права и обязанности сторон, а также порядок выплат комиссионных вознаграждений.

Объем и характер требований к агенту неодинаков и зависит от конкретных условий, существующих на национальных рынках.

Чаще всего типовые агентские соглашения содержат следующие условия:

— агент обязан осуществлять свою деятельность только по адресу и в помещении, на которое выдано разрешение (лицензия);

— агент должен продавать туристические услуги только по ценам, установленным туроператором;

— агент вправе получать определенную комиссию, не предоставляя часть ее клиенту в виде скидки с цены или другому клиенту;

— все денежные средства, получаемые от продажи услуг и не принадлежащие агенту, отделяются от его собственных;

— вся документация, относящаяся к продаже туристических услуг, может быть в любой момент проверена туроператором.

В соглашение может быть внесена оговорка, обязывающая агента не вступать в деловые отношения с другими фирмами, а также оговорка о монопольном праве продажи отдельных туристических услуг.

Размер комиссионного вознаграждения колеблется от 5% до 15%.

Подобная форма деятельности, с одной стороны, дает возможность работать, не имея больших затрат на рекламу, маркетинг, организацию туров и получая комиссионные, но, с другой стороны, не дает возможности существенного расширения и получения больших прибылей. Кроме того, агент зачастую слишком зависит от туроператора и по сути дела лишен самостоятельности.

Именно поэтому часто туристические фирмы приобретают путевки как готовую продукцию, сформированную другой компанией, и впоследствии продают ее дороже. В данном случае туристическая путевка представляет собой аналог товара, а соглашение между турагентом и туроператором представляет собой дилерский договор, в соответствии с которым на основании заявки турагента туроператор организует туристические поездки, обеспечивает обслуживание туристов, а турагент приобретает данные туры для последующей реализации.

В обязанности продавца входит бронирование мест в гостинице, оформление необходимых для поездки документов, обеспечение туристической группы гидом-переводчиком и информирование покупателя о возможных изменениях, а покупатель осуществляет набор, комплектацию и отправку туристов, обеспечивает предоставление их списков в 3-х экземплярах для оформления документов и бронирования мест на транспорте и гостинице, информирует туристов о стоимости и порядке расчетов.

В случае невыполнения обязательств и несоблюдения сроков перевода стоимости обслуживания или непредставления анкет и списков граждан продавец имеет право аннулировать поездку, а покупатель возмещает убытки.

Договор о сотрудничестве в области международного туризма между российскими и зарубежными фирмами (Приложение № 11) основывается на разделении между ними предоставляемых услуг и включает в себя следующие статьи:

«Предмет договора», где отражается форма сотрудничества, законодательная база, отношения с третьими лицами, определяющие возможность передачи прав сторон, а также порядок оформления любых документов, касающихся контракта. Иногда используется подпункт относительно организации поездок на коммерческой и безвалютной основе, что на практике может позволить осуществлять обмен программами обслуживания туристов на равноценной основе. В данном случае необходимо учитывать, что на месте «принимающей» стороны могут быть и российская компания, и зарубежный партнер;

Обязанности сторон:

Направляющая сторона обязана организовать работу руководителей групп, обеспечить туристов необходимой информацией о порядке въезда в страны, сообщать принимающей стороне о любых изменениях в количестве бронируемых мест и сроках прибытия туристов;

Принимающая сторона обязана обеспечить встречу и проводы туристов, размещение, питание, экскурсионное обслуживание, а также информирование о любых изменениях в программе в ответе на заявку не позднее 15 дней до начала обслуживания.

Минимальное и максимальное количество туристов и групп, маршруты, программы и условия обслуживания должны быть отражены в Ежегодном протоколе, составляемом ежегодно.

— Документы обслуживания и порядок их использования потому, что это может помочь решить споры при недобросовестном исполнении обязательства или даже предотвратить его. Основными Документами являются извещение о прибытии группы и турваучер. С их помощью стороны обслуживают группы туристов и ведут отчетность о стоимости предоставляемых услуг. Если к моменту прибытия извещение не было отправлено, или руководителю группы не был предоставлен турваучер, отправляющая сторона обязана прислать подтверждение с помощью телекса или факса В противном случае группа туристов не будет принята и размещена.

Принимающая сторона до отъезда группы делает в ваучере отметки о фактически предоставленных услугах, исключая заказанные и оплаченные непосредственно туристами, причем за неоплату самостоятельно заказанных услуг стороны ответственности не несут.

Цена услуг согласуется сторонами Ежегодным протоколом и о любых изменениях сообщается в извещении.

Медицинское обслуживание и условия его предоставления, Госпитализация иностранных туристов осуществляется на основании заключения медицинского учреждения. Оплата при наличии страхового полиса осуществляется страховой компанией, а при его отсутствии — отправляющей стороной.

Порядок аннулирования заказов.

Аннулирование производится не позднее оговоренного сторонами срока до начала обслуживания, а изменение дат и сроков согласованного сторонами количества мест, как правило, допускается только по письменному соглашению сторон.

Обе стороны несут имущественную ответственность за неиспользование заказанных мест и обслуживания.

Условия расчетов.

Существуют различные способы расчетов за предоставление международных туристических услуг — чек, аккредитив, банковский перевод, наличный платеж, причем чеки и аккредитивы практически не применяются, хотя аккредитив является самой надежной формой обеспечения платежа и выполнения всех условий договора. Деньги, заранее перечисленные с валютного счета отправляющей стороны, находятся в банке и выдаются принимающей стороне после предоставления документов, свидетельствующих об исполнении обязательств. Проблема в том, что, во-первых, при организации одного тура сумма, выплачиваемая отправляющей стороной, чаще всего не очень значительна (до 15 тысяч долларов США) и использование аккредитива не выгодно, а, во-вторых, иностранные компании предпочитают оплату наличными или банковский перевод. В большинстве контрактов оговаривается оплата наличными сразу после приезда группы на место назначения, но данный вид платежа может способствовать «утечке капитала» из России.

Достаточно удобен банковский перевод — операция банка по переводу денежных средств по поручению клиента со своего текущего счета на счет принимающей стороны.

Основой расчета является ваучер (Приложение 12).

Ответственность за причинение ущерба здоровью, имуществу туриста возмещается в порядке, установленном законодательством страны пребывания.

Ущерб, причиненный по вине иностранного туриста, подлежит возмещению в полном объеме туристом или направляющей стороной.

— Порядок разрешения споров: при невозможности достижения соглашения осуществляется арбитражным судом по местонахождению ответчика.

Обязательными являются пункты о порядке вступления в силу договора и «Юридические адреса сторон».

В современных условиях большое распространение получила такая форма взаимоотношений между производителем туристских услуг и турагентством, как система франчайзинга, предполагающая заключение между двумя сторонами договора франчайзинга. Этот договор предусматривает передачу прав и привилегий на сбыт туристских услуг, охраняемых торговой маркой либо производимых на основе технологии франшизодателя (Приложение № 13).

Договор франчайзинга является основным документом для организации франчайзинга, используемого для быстрого расширения рынка сбыта продукции с минимумом затрат.

Для потенциального франшизодателя преимущества франчайзинга перед традиционно организованным сбытом в том, что в процесс реализации турпродукции включаются новые субъекты, хорошо знающие другие рынки сбыта, помимо уже освоенных «родительской» компанией. Эти новые субъекты действуют от ее имени, под ее маркой.

Кроме того, благодаря франчайзингу дополнительно реализуется большой объем турпродукта, что обеспечивает рост прибыли. Дополнительно рекламируемый высококачественный продукт «родительской» фирмы увеличивает стоимость товарного знака.

Если речь идет о реализации высококачественных туров, то франчайзинг как форма организации маркетинга более предпочтителен, чем сбыт через агентов, так как последние действуют, как правило, от своего имени.

Потенциальный франшизополучатель, приобретая франшизу, получает большую стабильность на рынке, возможность лучшего планирования собственного дохода и прибыли.

Привлекательным является также и то, что эта форма сотрудничества имеет несколько ступеней. Убедившись в устойчивости сбыта турпродукта, можно организовать у себя механизм сбыта по технологии «родительской» фирмы и получать больший доход.

Система франшизы дает франшизополучателю дополнительные возможности, к которым относятся: применение разработанных франшизодателем методов и систем управления вплоть до ведения бухгалтерской отчетности, использование методов подготовки персонала, разработанных франшизодателем, включая стажировку на предприятиях франшизодателя, использование его резервных систем, включение франшизополучателя в общую систему рекламы и маркетинга франшизодателя.

Договор страхования (Приложения №№ 14 и 15), по которому одна сторона (страховщик) за известную денежную сумму (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), принимает на себя риск в отношении тех последствий, которые могут произойти, для жизни или имущества страхователя от наступления предусмотренного в договоре события.

В нашей стране отношения, связанные со страхованием, регулируются Законом РФ «О страховании», принятом в 1993 году.и Гражданским кодексом РФ (часть 2)

В соответствии с пунктом 15 Закона РФ «О страховании» договором страхования «является соглашение между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при страховом случае произвести страховую выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховые взносы в установленные сроки».

Определение предмета страхования позволяет выявить существенные условия договора страхования.

Во-первых, существенным условием договора страхования следует признать событие, угрожающее имущественным интересам застрахованного лица, рассматриваемое сторонами в качестве страхового случая.

Во-вторых, объектом любого договора страхования является определенного рода имущественный интерес, характер которого служит основанием для отнесения того или иного договора страхования к различным его разновидностям.

В-третьих, к числу существенных условий договора страхования относится страховая сумма, представляющая собой денежную сумму, исходя из которой устанавливаются размеры страхового взноса и страховой выплаты.

В-четвертых, срок уплаты страхового взноса также относится к числу существенных условий договора страхования.

Нужно отметить, что договор страхования является самостоятельным видом гражданско-правовых сделок, имеющих собственную юридическую природу.

Важным шагом в развитии страхования международного туризма в нашей стране явилось введение в действие с 1 февраля 1996 года нового Положения Центробанка РФ «О порядке проведения валютных операций по страхованию и перестрахованию».

Данное Положение значительно расширило перечень операций, разрешаемых совершать российским страховым компаниям. Страховщикам разрешено приобретать на внутреннем рынке иностранную валюту для проплаты своих обязательств по валютным контрактам и для формирования собственных страховых и перестраховочных резервов. Новые возможности российских страховых и перестраховочных компаний скажутся на удешевлении и турпоездок. До сих пор российские страховые компании, занимаясь страхованием туристов, вынуждены были пользоваться услугами зарубежных перестраховочных компаний, с 1 февраля 1996 года они получили возможность работать самостоятельно.