5.2. Этапы выбора вида спорта для систематических занятий физическими упражнениями
Процесс выбора конкретного вида спорта состоит из трех этапов/
I этап – определение мотива занятий ФК (с учетом собственных индивидуальных особенностей и возможностей). Прежде всего следует задать себе вопрос: «Для чего или с какой целью я буду заниматься ФК? Что я хочу получить и действительно ли получу что-то от этих занятий ФК?».
Специалисты выделяют несколько наиболее распространенных ответов, а именно пять основных мотивационных вариантов выбора конкретной физкультурной деятельности.
1. Укрепление здоровья
Для поддержания в норме здоровья своего организма как биологической системы человек вынужден реализовать генетическую потребность в движении. С этой целью он должен «вырабатывать» норму суточной двигательной активности, и одним из средств выполнения задачи являются занятия ФК.
Повышение функциональных способностей организма
На основании анализа результатов контрольных нормативов каждый студент может определить степень развития того или иного физического качества. Как правило, из-за индивидуального и генетически детерминированного соотношения в мышечной системе двигательных единиц (ДЕ) различного типа и вида человек склонен к проявлению «ведущих» и «отстающих» физических качеств. Тот вид двигательной активности, который базируется на доминирующем типе ДЕ, будет «ведущим», остальные виды – «отстающими». Например: у студента с доминирующим типом в мышечной системе быстрых ДЕ «ведущим» качеством будет быстрота, «отстающим» – выносливость; у студента с доминирующим типом медленных ДЕ «ведущее» качество – выносливость, «отстающее» – быстрота и т.д.
В этой связи для студента возможны два варианта выбора вида спорта. Первый – вид спорта, который поможет подтянуть «отстающее» физическое качество, что даст разностороннее гармоничное развитие. Второй – вид спорта, где наиболее полно может реализоваться ярко выраженное «ведущее» качество, однако это может привести к дисгармонии в функциональном развитии.
При выборе первого направления следует осознать, что успехи в избранном виде спорта будут невысоки. Во втором можно достичь значительных спортивных результатов. Практика показывает, что первый вариант следует рекомендовать людям со сравнительно низкой общей физической подготовленностью. Второй – студентам с хорошей предварительной общей физической и спортивной подготовленностью.
3. Активный отдых
Значительная часть студентов воспринимает занятия ФК как «разрядку» от однообразных аудиторных занятий. Существенную роль в возникновении положительного эффекта от активного отдыха играет учет не только интереса студента, его эмоционального состояния, но и особенностей типа темперамента. Так, если человек (сангвиник, холерик) легко переключается с одного вида работы на другой, общителен, эмоционален, то для него предпочтительнее будут игровые виды спорта или единоборства. Если же он (флегматик) усидчив, сосредоточен в работе и склонен к однородной деятельности, то ему подойдут занятия легкой атлетикой, плаванием, велоездой, лыжными гонками. А если он (меланхолик) замкнут и необщителен, неуверен в себе и чрезмерно чувствителен, ему не стоит заниматься постоянно в группах, более желательны индивидуальные занятия (атлетическая гимнастика, легкая атлетика и т.д.).
Психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности
В этом случае выбор проводится с целью достижения лучшей специальной психофизической подготовленности в избранной профессии. Так, если ваша будущая профессия требует повышенной общей физической работоспособности, то вы должны выбрать тот вид спорта, который в наибольшей степени развивает это качество (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.д.). Если ваш будущий труд требует значительного напряжения зрительного анализатора, освойте те виды спорта, которые тренируют микромышцы глаза (настольный теннис, бадминтон). Кроме того, следует помнить, что занятия различными видами спорта не только повышают функциональную подготовленность, но и расширяют двигательный опыт, увеличивают степень владения прикладными двигательными умениями и навыками.
Достижение наивысших спортивных результатов
Специфика спорта такова, что для достижения наивысших спортивных результатов необходимо выполнять тренировочную работу большого объема. У спортсменов высокого класса тренировочный объем доходит до 2-3 занятий в день, при этом следует учесть частые выезды на соревнования и т.д. Поэтому совмещение активных занятий в сфере большого спорта с полноценной учебой в вузе неизбежно сталкивается с проблемой катастрофической нехватки времени. Выход в этом случае один – предоставление студенту-спортсмену индивидуального графика прохождения и освоения учебного материала, а также продление сроков обучения в вузе.
II этап – ознакомление с краткой характеристикой наиболее распространенных видов спорта. При изучении материала следует особо обратить внимание на влияние вида спорта на организм занимающегося.
III этап – непосредственный выбор вида спорта.
- Оглавление
- Словарь терминов и понятий
- Введение
- Лекция №1 Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студента
- 1.1. Роль физической культуры в жизни общества
- 1.2. Основные понятия теории физической культуры
- 1.3. Компоненты физической культуры
- 1.4. Физическое воспитание студента в высшем учебном заведении
- Контрольные вопрос к лекции № 1
- Лекция №2 Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья
- 2.1. Физиологическая основа здоровья
- 2.2. Здоровый образ жизни и его элементы
- Режим труда и отдыха;
- 2.2.1. Режим труда и отдыха
- 2.2.2. Гигиена умственного труда
- 2.2.3. Организация сна
- 2.2.4. Организация режима питания
- 2.2.5. Организация двигательной активности
- 2.2.6. Личная гигиена и закаливание
- 2.2.7. Психофизическая регуляция организма
- Контрольные вопросы к лекции № 2
- Лекция №3 Биологические основы Физической Культуры
- 3.1. Организм человека как двигательная функциональная система (дфс)
- 3.1.1. Роль задающей подсистемы в движении человека
- 3.1.2. Роль обеспечивающей подсистемы в движении человека
- 3.1.3. Роль исполнительной подсистемы в движении человека
- Функциональные показатели двигательных единиц различного типа
- Классификация нагрузок, направленных на развитие циклических способностей мышечных волокон де
- 3.2. Источники сокращения мышечного волокна
- Показатели аэробного и анаэробного ресинтеза атф в организме человека
- Контрольные вопросы к лекции № 3
- Лекция №4 Основы методики самостоятельных занятий Физическими Упражнениями. Самоконтроль занимающихся
- 4.1. Актуальность самостоятельных занятий физическими упражнениями
- 4.2. Основные этапы при выборе методики самостоятельных занятий
- 4.3. Программы двигательной активности
- Программы двигательной активности
- 4.4. Самоконтроль занимающихся Физической Культурой и спортом
- 4.4.1. Виды контроля
- 4.4.2. Субъективные показатели самоконтроля
- 4.4.3. Объективные показатели самоконтроля
- Страница дневника
- Определение величины нагрузки для организма занимающегося (объективные показатели)
- 4.4.4. Методы определения уровня функционального состояния организма занимающегося
- Контрольные вопросы к лекции № 4
- Лекция №5 Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физического воспитания
- 5.1. Основные понятия, виды спорта, структура спортивной классификации
- 5.2. Этапы выбора вида спорта для систематических занятий физическими упражнениями
- 5.3. Характеристика основных видов спорта
- 5.3.1. Футбол
- 5.3.2. Баскетбол
- 5.3.3. Волейбол
- 5.3.4. Легкая атлетика
- 5.3.5. Единоборства
- 5.3.6. Настольный теннис
- 5.3.7. Атлетическая гимнастика
- 5.3.8. Аэробика
- 5.3.9. Лыжные гонки
- 5.3.10. Плавание
- Контрольные вопросы к лекции № 5
- Лекция №6 Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности
- 6.1. Взаимосвязь умственной и физической работоспособности
- 6.2. Изменения умственной, физической и психической работоспособности в ходе учебного процесса
- 6.3. Использование средств физической культуры в регулировании работоспособности студента
- Контрольные вопросы к лекции № 6
- Методические приемы ведения лекций для преподавателей
- Характеристика элементов зож
- Влияние вида спорта на организм человека
- Библиографический список
- Лариса Геннадьевна Забелина Александр Петрович Кизько Елена Александровна Кизько
- Физическая культура
- Теоретический курс
- Конспект лекций