logo search
lekcii_tmfv_fiz / lekcii_tmfv_fiz

6. Структура обучения двигательным действиям

I. Этап ознакомления с двигательным действием.

Главной задачей является создание у обучающихся представления, необходимого для правильного выполнения двигательного действия, и побуждение к сознательному и активному овладению действием.

Обучение начинается с формирования представлений о двигательных действиях. В этом процессе условно выделяют три взаимосвязанных звена:

  1. Осмысливание задачи обучения;

  2. Составление проекта ее решения;

  3. Попытка выполнить двигательное действие

II. Этап начального разучивания.

Главная задача этого этапа – обучить основе техники и ведущим движениям, сделав их исполнение стабильным.

Для выполнения подобной задачи необходимо, во-первых, устранить излишнее напряжение при выполнении движений, во-вторых, предупредить возникновение ненужных движений или устранить их, в-третьих, добиться освоения общего ритма двигательного действия.

На данном этапе широко используются все группы методов обучения.

Данный этап обучения завершается освоением основного варианта двигательного действия, выполнение которого характеризуется уже признаками навыка, но еще сохраняется нестабильность под влиянием самых различных факторов, т.е. достигает уровня двигательного умения.

На втором этапе обучения особенно важно предусмотреть предупреждение и исправление двигательных ошибок.

Ошибки классифицируются (по В.В. Белиновичу, 1991):

  1. Ошибки в конкретных двигательных действиях и ошибки общие (плохая осанка и др.);

  2. Ошибки отдельные и комплексные (появление одной ошибки влечет появление целого комплекса других);

  3. Ошибки неавтоматизированные и автоматизированные;

  4. Ошибки существенные (грубые) и незначительные (мелкие), т.е. не нарушающие структуру движения;

  5. Ошибки типичные (характерные для всех) и нетипичные (индивидуальные).

Зная, какие существуют ошибки, легче понять причины, которые их порождают. Наиболее типичные из них следующие:

  1. Неправильное понимание обучающимся задачи обучения.

  2. Недостаточная физическая готовность.

  3. Неуверенность в своих силах, нерешительность.

  4. Отрицательное влияние ранее изученных действий.

  5. Несоответствие мест занятий, инвентаря и оборудования.

  6. Нарушение требований и организации занятий ведущее, в частности, к преждевременному утомлению.

Для исправления ошибок существуют следующие правила:

  1. Ошибка должна быть понята занимающимся;

  2. Ошибки следует исправлять не все сразу, а последовательно, по степени их значимости;

  3. Указание учителя об исправлении ошибки должно соответствовать возможностям ученика в данный момент;

  4. При внезапном появлении, исчезнувших ранее ошибок, необходимо использовать те подводящие упражнения, с помощью которых эти ошибки устранялись до этого;

  5. Недопустимо показывать совершенные учеником ошибки в утрированном виде.

III.Этап закрепления приобретенного умения.

Главная задача этого этапа – сформировать двигательный навык в основном варианте и создать основу для применения его в различных условиях.

На третьем этапе обучения применяется весь комплекс методов, однако ведущее значение приобретают методы разучивания в целом, а затем – игровой и соревновательный.

В итоге обучения на данном этапе учащийся должен научиться выполнять отдельные движения, входящие в действие, без сосредоточения на них внимания. Возможность подобного исполнения движений объясняется их автоматизацией.

Схематично структуру обучения представил М.М. Боген (1981).