logo search
IFK

37Вопрос: Взгляды прогрессивных деятелей России хуш в на физическое воспитание

(Петр 1, Салтыков Прокопович, В .Н.Татищев

Ученый и государственный деятель В. Н. Татищев (1686— 1775 гг.), подразделяя все пауки на нужные, полезные, щегольские, любопытные и вредительские, относил фехтование и стрельбу к наукам нужным, а танцы, вольтижировку и верховую езду — к наукам щегольским.

38.згляды прогрессивных деятелей России ХУШ на физическое воспитание (Ломоносов, И.И.Бецкой, Н.И.Новиков, А.Н. Радищев).

М. В. Ломоносов считал медицину «полезнейшей роду человеческому наукой». Он проявлял большую заботу об охране здоровья народа, гигиене, режиме питания. Гениальный ученый считал, что особое значение для сохранения здоровья и физич.развития имеет движение. Он предполагал поставить перед правительством вопрос о государственных мероприятиях по развитию физического воспитания в России. : О физическом воспитании детей заботился и известный государственный деятель И.И. Бецкой. Будучи за рубежом, он познакомился с трудами Ж.Ж. Руссо и Д. Локка, а, вернувшись в Россию, выступил с идеей создания воспитательных домов для детей разных сословий. Он разработал для них Устав и программу, а также подготовил методическое" руководство Бецкой установил пять возрастных групп детей, с учетом которых рекомендовал проводить занятия, направленные на развитие тела и укрепление здоровья воспитуемых. Лучшими средствами физического воспитания он считал прогулки, забавы и игры на свежем воздухе, различные телодвижения, закаливающие процедуры. Старшие воспитанники привилегированных учебных заведений сверх того должны были заниматься "мячиковой игрой", верховой ездой, вольтижировкой и фехтованием. Как представитель дворянской педагогики, И.И. Бецкой выразил в своей воспитательной системе интересы, прежде всего, господствующею класса. Значительное место физическое воспитание занимало в просветительской деятельности Н.И. Новикова. Он опубликовал статью в которой изложил свои взгляды, на систему воспитания, предназначенную для народа и состоявшую из трех составных частей: физического, нравственного и умственного воспитания. Начинать физическое воспитание он рекомендовал с грудного возраста, путем закаливания детей, в дальнейшем оно должно дополняться ходьбой, бегом, борьбой, подвижными играми и народными танцами. Распространение прогрессивных 1 педагогических и просветительских идей Н.И. Новикова оказало большое влияние на формирование теоретических основ физического воспитания в России. Еще более решительно против дворянской системы воспитания того времени выступал великий русский просветитель и философ А.Н. Радищев. Он считал, что оно рассчитано, главным образом, на подготовку "высокомерных щеголей", а главным, по мнению Радищева, в воспитании должно быть воспитание "истинных сынов отечества, активных борцов за счастье народа". Этой цели должно подчиняться и физическое воспитание, которому Л.II. Радищев отводил важную роль. Лучшими средствами физического воспитания Радищев считал закаливание, естественные упражнения, широко применяемые в народном быту, физический труд. Взгляды Радищева на физическое воспитание вытекали из его философскою понимания человека, как существа социального. Поэтому он считал, что оно должно носить общественный характер и одним из первых в нашей стране провозглашал идею государственной организации системы воспитания для детей всех сословий, а не только дворян.