Литература
Гипенрейтер Б.С. Восстановительные процессы при спортивной деятельности. – М.: ФиС, 1966.
Дубровский В.И. Спортивная медицина. – М.: Владос, 2000.
Коц Я.М. Физиология мышечной деятельности. – М.: ФиС, 1982.
Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. – М.: Физкультура и спорт, 1990.
Лекция № 5. Планирование тренировочного процесса юных спортсменов
1. Периодизация тренировочного процесса.
Планирование учебно-тренировочного процесса - это определение условий, средств, методов, предвидение спортивных результатов через год, два, через несколько лет. Годичный цикл тренировки юных спортсменов делится на три периода: подготовительный, соревновательный, переходный (восстановительный).
Объективной основой периодизации тренировочного процесса являются закономерности развития спортивной формы. Известно, что спортивная форма, т.е. оптимальное состояние организма для достижения высших результатов, формируется в результате последовательной смены трех фаз. I фаза- приобретение спортивной формы, продолжительность ее 5-7 месяцев. Основные задачи - развитие и совершенствование ОФП, создание предпосылок для высокого уровня специальной работоспособности. В этой фазе решаются задачи подготовительного периода. II фаза-сохранение спортивной формы. Основные задачи – развитие и совершенствование специальной работоспособности, удержание достигнутого максимального уровня готовности спортсмена к высоким результатам. В этой фазе решаются задачи соревновательного периода.III фаза – временной утраты спортивной формы. Продолжительность ее – 5-6 недель. Задачи – снижение тренировочной нагрузки, активный отдых, подготовка к более интенсивной тренировочной нагрузке в подготовительном периоде.
Важно отметить, что подобное чередование фаз в процессе развития спортивной формы является обязательным и закономерным. Например, при благоприятных метеоусловиях, не могут спортсмены-легкоатлеты 10-11 месяцев в году удержать высокий уровень работоспособности. Наступает фаза временной утраты спортивной фазы.
На периодизацию тренировочного процесса существенное влияние оказывает календарь соревнований. Структура годичного цикла тренировки при этом планируется так, чтобы к основным соревнованиям сезона спортсмен подошел в состоянии наивысшей готовности.
При планировании тренировки учитываются также климатические условия. Это касается прежде всего сезонных (летних и зимних) видов спорта. Кроме того при планировании тренировки следует учитывать, что в течение года работоспособность человека изменяется, достигая максимума в весенне-летние месяцы и снижается поздней осенью, в начале зимы. Поэтому при планировании тренировки оптимальные сроки для достижения высоких результатов – весенне-летние месяцы. Однако, это вовсе не означает бесперспективность подготовки к ответственным соревнованиям, которые состоятся, например, в ноябре.
Планирование в занятиях с юными спортсменами старших разрядов значительных по объему и интенсивности тренировочных нагрузок возможно лишь при соблюдении следующих условий:
Круглогодичность тренировочных занятий
Постепенность в увеличении нагрузки, использование разнообразных методов тренировки.
Ритмичное чередование этапов с повышенной нагрузкой с разгрузочными микроциклами
Регулярный врачебный и педагогический контроль.
В годичном цикле тренировки ведущую позицию занимает подготовительный период, который условно можно разделить на два этапа: этап общефизической подготовки и этап специальной подготовки, У начинающих спортсменов этап общей физической подготовки более продолжительный. С ростом квалификации спортсменов продолжительность этого этапа сокращается, увеличивается этап специальной подготовки. На первом этапе подготовительного периода количество занятий не менее трех.
Основная направленность специально-подготовительного периода – непосредственное становление спортивной формы. Изменяется содержание различных сторон подготовки: развитие и совершенствование специальных двигательных качеств, освоение и совершенствование техники, тактики. Объем нагрузки возрастает и достигает максимального уровня в подготовительном периоде.
Основная цель соревновательного периода – поддержание спортивной формы. Для этого используются подготовительные и соревновательные упражнения. Количество стартов зависит от вида спорта, возраста, квалификации юных спортсменов. В каникулярное время, в период экзаменов возможны самостоятельные тренировки.
По окончании соревновательного периода следует 5-6- недельный переходный (восстановительный) период. Основная задача – активный отдых, поддержание высокого уровня работоспособности. В этот период важно разнообразить характер двигательной деятельности, места занятий.
Характеристика тренировочных микро-, мезо – и макроциклов.
Тренировочный цикл – это отрезок времени, в рамках которого чередуются средства, методы, условия тренировочных занятий. Различают тренировочные микроциклы продолжительностью в среднем около 7 дней, мезоциклы (от 1 до 3-х и более месяцев), макроцикл (от 5-6 до 12 месяцев).
Тренировочный микроцикл – это повторяющиеся фрагменты тренировочного процесса, состоящие из отдельных тренировочных занятий. В зависимости от задач тренировочного процесса микроциклы можно классифицировать следующим образаом:
втягивающие микроциклы. Характеризуются тем, что суммарная тренировочная нагрузка невысокая по интенсивности. Основная направленность микроцикла – подведение организма к напряженной тренировочной работе. Втягивающие микроциклы используются на первом этапе подготовительного периода, после болезни, после вынужденного перерыва в тренировке.
базовые микроциклы. Характеризуются большим суммарным объемом тренировочной нагрузки. Они составляют основное содержание тренировочного процесса в подготовительном периоде, включаются и соревновательный период.
подводящие микроциклы. Их основная направленность – психологическая настройка, подготовка к соревнованиям.
восстановительные микроциклы. Планируются после серии интенсивных тренировок, а также в переходном периоде.
соревновательные микроциклы. Могут ограничиваться стартами, подведением к этим стартам. Тренировочные занятия иногда проводятся в интервалах между стартами.
моделирующий микроцикл. Планируется за 10-12 дней до соревнований. Основная цель – в тренировочных занятиях создать условия предстоящих соревнований (по времени, рельефу местности и т.д.)
Тренировочный мезоцикл охватывает период времени от одного до нескольких месяцев. Это этап подготовки, на котором решаются определенные задачи. В годичном цикле тренировки вариативность тренировочной нагрузки определяется последовательным чередованием мезоциклов. На первом этапе подготовительного периода планируется втягивающий мезоцикл, где интенсивность нагрузки около 50% от максимальной. На втором этапе значительно увеличиваются объем и интенсивность тренировочной нагрузки (до 65-70%) -–базовый мезоцикл. Затем следует развивающий мезоцикл с интенсивностью тренировочной нагрузки до 75-77%. В предсоревновательном мезоцикле интенсивность нагрузки несколько снижается. В соревновательном мезацикле интенсивность тренировочной и соревновательной нагрузки увеличивается до 84-86%. Восстановительный мезоцикл характеризуется невысокими по объему и интенсивности нагрузками (менее 50%).
В тренировочном макроцикле различают подготовительный, соревновательный и восстановительный или переходный периоды. Продолжительность тренировочного макроцикла в сезонных видах спорта (летних и зимних) – календарный год. При этом подготовительный период продолжается 5-7 месяцев, соревновательный –3-5 месяцев, восстановительный – 1-1,5 месяца. В зависимости от календаря соревнований в спортивной практике имеет место так называемое «двухпиковое» планирование (в борьбе, гимнастике, плавании и других видах спорта). При одном подготовительном периоде планируется два соревновательных с 1,5-2 – месячными перерывами, в течение которых снижаются объем и интенсивность тренировочной нагрузки, затем снова повышаются.
В последние годы при планировании тренировки на год, на период, этап учитывается количество тренировочных дней и тренировочных занятий. Для спортсменов старших разрядов планируются двухразовые тренировки в день. Например, для представителей зимних видов спорта в августе может быть запланировано 24 тренировочных дня, а тренировочных занятий – 40.
Работа над годовым планом тренировки начинается с анализа результатов прошедшего сезона. Затем определяются конкретные задачи с учетом реальных условий и возможностей занимающихся. В плане должны быть учтены контрольные тренировки, соревнования.
Многолетнее планирование тренировки
Многолетнее планирование – это рационально организованный процесс обучения, воспитания, развития двигательных качеств, повышения функциональных возможностей подростков и юношей на несколько лет. Для повышения эффективности многолетней тренировки на каждом этапе необходимо учитывать следующие факторы:
Оптимальный возраст начала специализации и достижения высоких результатов.
Уровень физической, технической, тактической подготовленности, который должны показать занимающиеся через несколько лет.
Адекватные тренировочные и соревновательные нагрузки.
4. Регулярное контрольное тестирование. При организации многолетнего тренировочного процесса особое внимание следует уделять оптимальным возрастным границам, в пределах которых спортсмены добиваются своих высших достижений. В практике современного спорта своевременная спортивная специализация играет важную роль. Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что рано «созревшие» спортсмены, совершившие быстрый взлет к высоким результатам, быстро сходят со спортивной арены.
Как правило, при рациональном многолетнем планировании тренировки спортсмены через 4-6 лет добиваются первых успехов, а высшие достижения показывают через 7-9 лет специализированной подготовки. Изучение биографии сильнейших спортсменов мира позволяет отметить, что такая тенденция устойчиво сохраняется в последние годы.
В современной теории спорта процесс многолетней подготовки юных спортсменов принято делить на три зоны:
I - зона первых успехов.
II - зона оптимальных возможностей.
III - зона поддерживания
Возрастные границы зон различны в зависимости от вида спорта, и начала спортивной специализации. Например, в фигурном катании первых успехов спортсмены добиваются в 12-14 лет, зона оптимальных возможностей – 15-22 года, зона поддерживания высоких результатов – 23-25 лет. В лыжных гонках возрастные границы зон таковы: I – 19-22 года, II – 23-30 лет, III – 31-35 лет и старше.
Процесс многолетних занятий спортом детей, начиная с раннего возраста, условно делится на четыре этапа:
I этап – предварительной подготовки.
II этап – начальной спортивной специализации.
III этап – углубленной тренировки в избранном виде спорта.
- План проведения лекционных занятий
- Вопросы к экзамену
- Рекомендуемая литература.
- 2. Организационные основы юношеского спорта.
- 3. Система соревнований юных спортсменов.
- Контрольные вопросы
- Задание для самостоятельной работы
- Литература
- Контрольные вопросы
- Задание для самостоятельной работы
- Литература
- Лекция № 3. Педагогические основы юношеского спорта
- Контрольные вопросы
- Задание для самостоятельной работы
- Литература
- Лекция № 4. Адаптация организма юных спортсменов к физическим нагрузкам
- 4. Основные направления современной системы подготовки юных спортсменов.
- Контрольные вопросы
- Литература
- IV этап – спортивного совершенствования.
- Контрольные вопросы
- Задание для самостоятельной работы
- Литература
- Контрольные вопросы
- Задание для самостоятельной работы
- Литература