logo
Teoretich_material_Osnovy_DYuS(1)

3. Система соревнований юных спортсменов.

Принято считать, что соревнования являются составной частью учебно-тренировочного процесса. Специфика соревновательной деятельности заключается в том, что спортсмен выполняет привычные для него физические упражнения в экстремальных условиях, требующих максимальной мобилизации физических и психологических усилий. В соревнованиях совершенствуется технико-тактическое мастерство спортсмена. Важно отметить, что участие в соревнованиях связано с истощением энергетического и психологического потенциала спортсмена.

Поэтому в плане многолетней подготовки юных спортсменов важное значение имеет определение оптимального количества стартов. Каждый соревновательный старт требует больших энергетических затрат, необходимого времени для восстановления. Поэтому частые соревнования и контрольные прикидки могут оказать отрицательное влияние на состояние подготовленности спортсмена. На этапе начальной спортивной специализации количество соревнований 6-8, а к концу этапа – 10-12 в течение года. На этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта для 17-18 летних юношей в беге на средние дистанции рекомендуется 12-15 стартов, для девушек этого возраста – 12-15 стартов в году, в лыжных гонках – 24-30 стартов для юношей и девушек в течение сезона, в волейболе – 45-50 соревнований.

Важное значение для совершенствования технико-тактического мастерства спортсменов, для повышения тренированности имеют контрольные прикидки. В последнюю неделю перед соревнованиями рекомендуется снизить объем тренировочной нагрузки, несколько повысив при этом интенсивность. При подготовке к ответственным соревнованиям за 2-3 недели перед ними снизить нагрузку. На этапе непосредственной подготовки к основным соревнованиям следует важное внимание уделить отработке тактических действий спортсменов (индивидуальных и командных).

При подготовке к соревнованиям следует проинформировать спортсменов об условиях предстоящих стартов, об основных соперниках, об уровне подготовленности спортсмена и о его реальных возможностях в предстоящих соревнованиях. Тренер совместно с воспитанниками изучает особенности техники и тактики основных соперников, место предстоящих соревнований. Эти элементы психологической подготовки позволят спортсменам более эффективно реализовать свои возможности в предстоящих соревнованиях.

  1. Особенности реализации принципов подготовки юных спортсменов.

Спортивной тренировке как педагогическому процессу свойственны общепедагогические принципы обучения и воспитания: сознательности, доступности, систематичности, наглядности, индивидуализации. Как специализированному педагогическому процессу, спортивной тренировке присущи специфические принципы: единства общей и специальной физической подготовки, непрерывность тренировочного процесса, цикличность тренировочного процесса, принцип постепенного увеличения нагрузки до максимума.

Принцип единства общей и специальной подготовки предполагает прежде всего развитие и совершенствование у юных спортсменов всесторонней физической подготовки как базовой основы для последующего роста спортивных результатов. При этом удельный вес ОФП в тренировочном процессе начинающих спортсменов занимает 60-70%. С ростом квалификации спортсменов увеличивается удельный вес специальной подготовки и снижается объем ОФП. У спортсменов старших разрядов примерное соотношение СФП и ОФП можно представить как 3:1 (70-75% - СФП, 25-30% - ОФП).

Принцип непрерывности тренировочного процесса следует рассматривать с трех позиций: 1. Тренировочный процесс для юных спортсменов должен быть многолетним и круглогодичным. 2. Воздействие каждого последующего занятия должно как бы наслаиваться на предшествующее. 3. Отдых должен быть достаточным для восстановления работоспособности и повышения ее. При этом следует иметь в виду, что организм юных спортсменов более выраженно, реагирует на нагрузку и требует большего времени для восстановления.

Принцип цикличности тренировочного процесса юных спортсменов следует рассматривать с позиций закономерности утомления и восстановления организма детей. В зависимости от продолжительности временного отрезка, в рамках которого чередуются средства, методы, условия тренировки, различают тренировочные микроциклы (5-7 дней), мезоциклы (1-3 месяца), макроциклы (6-12 месяцев).

Принцип постепенного увеличения нагрузки до предельного уровня означает необходимость полного соответствия объема и интенсивности тренировочной нагрузки функциональным возможностям растущего организма.