Литература
Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1978
Набатникова М.Я. Управление подготовкой юных спортсменов. – М.: ФиС, 1982
Озолин Н. Молодому коллеге. – М.: ФиС, 1988
Платонов В.Н. Система подготовки в Олимпийском спорте. – Киев, 2004.
Тер-ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. – М.: ФиС, 1978
Лекция № 6. Педагогический контроль и самоконтроль в тренировочном процессе подростков и юношей
Характеристика педагогического контроля.
Педагогический контроль в процессе физического воспитания и спортивной тренировки – это целенаправленные наблюдения тренера, педагога, оптимальное дозирование нагрузки, определение функциональных возможностей и состояния здоровья занимающихся. Регулярный контроль тренера за самочувствием и работоспособностью занимающихся способствует повышению эффективности тренировочного процесса. Актуальность проблемы педагогического контроля в тренировочном процессе юных спортсменов обусловлена возросшими объемом и интенсивностью тренировочных нагрузок. Современный уровень тренировочных нагрузок требует определенной оптимальности в планировании на различных этапах подготовки. Тренеру важно знать уровень тренированности занимающихся, динамику функциональных показателей.
Приспособление организма к повышенным требованиям в процессе тренировки происходит во всех органах и системах: в опорно-двигательном аппарате, системах дыхания, кровообращения. Измерения и диагностика таких приспособлений позволяет сделать вывод об эффективности тренировочного процесса. Наиболее доступными и информативными формами педагогического контроля являются контрольные упражнения (тесты и функциональные пробы). Впервые в нашей стране тесты в спорте стали применять в начале XX века. В центральном институте физкультуры была разработана проба Д.Ф. Шабашова и А.П. Егорова. Содержание пробы: испытуемый выполнял 60 подскоков на месте. При этом определялась реакция организма на нагрузку по показателям пульса и артериального давления. В 30-ые годы в нашей стране стали применять многомоментные функциональные пробы, в которых испытуемые выполняли: приседания на месте, бег в быстром темпе на месте в течение 15 сек, бег в медленном темпе на месте, в темпе 180 шагов в минуту в течение трех минут. После каждого упражнения определяли пульс и артериальное давление.
Кроме того, действенный формат педагогического контроля за тренировочным процессом юных спортсменов являются регулярные целенаправленные наблюдения тренера. Результаты наблюдений он фиксирует в дневнике: дата, содержание тренировки, внешние показатели работоспособности занимающихся (вялость, активность, отношение к заданию, высокий уровень работоспособности и др.) Анализ записей в рабочем дневнике тренера позволяет ему своевременно определять состояние и динамику работоспособности занимающихся, и в случае необходимости вносить коррективы в тренировочный процесс. Благодаря тестированию и по результатам педагогического наблюдения можно предупредить перегрузки, и как следствие этого, перенапряжения.
Задачи и требования к организации и проведению педагогического контроля.
Педагогический контроль в тренировочном процессе юных спортсменов позволяет решать следующие задачи:
Определять состояние здоровья и работоспособности занимающихся.
Определять спортивную пригодность (одаренность) детей к занятиям определенным видам спорта.
Выявлять общую и специальную тренированность юных спортсменов.
Определять состояние и динамику развития двигательных качеств.
Оптимально планировать тренировочную нагрузку, в случае необходимости вносить соответствующие коррективы в тренировочные планы.
Воспитывать у занимающихся самостоятельность в процессе занятий, повышать их методическую грамотность.
Эффективность педагогического контроля зависит от различных факторов: от профессиональной грамотности проведения мероприятий по педагогическому контролю, от теоретической обоснованности тестов, используемых для контроля за тренировочным процессом. Важным условием повышения эффективности педагогического контроля в процессе спортивной тренировки являются: регулярное наблюдение тренера за самочувствием и работоспособностью занимающихся. При этом свои замечания фиксировать в рабочем дневнике. При организации и проведении тестового контроля необходимым условием повышения эффективности определения общей и специальной тренированности занимающихся является хорошо продуманный выбор тестов. При этом необходимо учитывать соответствие контрольных упражнений таким основополагающим критериям как надежность, объективность, валидность.
Надежность - характеризуется постоянством результатов и свидетельствует о точности их воспроизводимости в соответствующей тестируемой процедуре. Тест считается надежным в том случае, если с его помощью получаются постоянные результаты измерения.
Объективность – независимость результатов тестирования от личных качеств исследователя. Она характеризуется постоянными результатами на различных испытуемых и различными испытателями. Объективность характеризует точность измерительных средств и способов измерения.
Валидность – соответствие теста оцениваемому двигательному качеству.
В процессе тестового контроля важно учитывать не столько абсолютные показатели, сколько их изменения под влиянием систематических занятий. Поэтому тестовый контроль должен быть регулярным, и оценка его результатов проводится в динамике. Прогрессивные изменения в подготовительности занимающихся определяются по следующим признакам:
Повышение уровня развития двигательных качеств.
Урежение пульса в спокойном состоянии.
С ростом тренированности сокращается время восстановления после нагрузки.
Снижается пульсовая реакция на стандартную нагрузку.
С повышением тренированности снижается разница пульса в ортостатической пробе.
Важным условием повышения эффективности тестового контроля является ознакомление занимающихся с программой и процедурой тестирования. При этом спортсмены должны записывать данные контроля в личную карточку тестирования.
Содержание педагогического контроля.
Педагогический контроль заключается в целенаправленном наблюдении тренера за самочувствием и работоспособностью спортсмена, в оптимальном дозировании нагрузки. Важной частью педагогического контроля является тестирование физической подготовленности и функциональных возможностей организма занимающихся. Это позволяет определить динамику показателей тренированности по спортивно-педагогическим и физиологическим критериям.
Информативными и доступными по организации и проведению являются следующие группы тестов:
Тесты для исследования функциональных возможностей системы кровообращения.
Информативным показателем состояния здоровья и работоспособности юных спортсменов является ЧСС в состоянии покоя. Редкий пульс (традикардия) характеризует повышенные функциональные возможности системы кровообращения, что выражается в увеличении систолического объема крови. Сердце тренированного спортсмена работает более экономично. У подростков и юношей урежение пульса менее выражено.
Следует учитывать, что в процессе тренировочного занятия пульсовая реакция на физическую нагрузку у юных спортсменов в сравнении со взрослыми, более выражена. После выполнения нагрузки пульс медленнее восстанавливается. Процесс адаптации системы кровообращения к физической нагрузке в динамике с высокой степенью достоверности можно определять по коэффициенту восстановления. Для этого измеряется пульс за 10 сек. в пересчете на 1 мин. сразу после основной части тренировки. Второе измерение пульса проводится за последние 10 сек. второй минуты восстановления. С ростом тренированности разность показателей пульса в двух измерениях увеличивается.
Доступной для измерения и информативной для определения функциональных возможностей системы кровообращения является проба Герцума. Измеряется пульс в состоянии покоя. Затем испытуемый выполняет дозированную нагрузку – 30 приседаний за 30 сек. После нагрузки через каждые 30 сек. измеряется пульс. При этом определяется время, в течение которого пульс восстанавливается до исходного показателя. После этого испытуемый в течение 60-70 сек. выполняет глубокие вдохи и выдохи, затем снова выполняет 30 приседаний. Определяется время восстановления пульса до исходного показателя после второй нагрузки.
Оценка: если пульс после второй нагрузки восстанавливается до исходного более продолжительное время, это свидетельствует о невысоких функциональных возможностях системы кровообращения. Если время восстановления пульса после второй нагрузки меньше или равно времени восстановления пульса после первой нагрузки, такая реакция организма оценивается положительно.
Коэффициент экономичности кровообращения (КЭК) – определяется по формуле: (АД сист. – АД дисст.) X ЧССп. В норме этот показатель равен 2600. При утомлении он увеличивается.
Коэффициент выносливости также характеризует функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Определяется по формуле:
КВ= ЧССп х 10 ,
АД сист - АД диаст
где ЧСС п – пульс в покое. В норме КВ равен 16. Увеличение его свидетельствует об ослаблении деятельности сердечно-сосудистой системы, снижение – об усилении функционирования системы кровообращения.
2). Функциональные пробы для оценки резервных возможностей системы дыхания.
Определение жизненной емкости легких (ЖЕЛ). При этом следует учитывать, что в процессе занятий циклическими видами спорта и плаванием увеличение ЖЕЛ у юных спортсменов более выражена, чем у их сверстников, занимающихся другими видами спорта. Снижение ЖЕЛ наблюдается при переутомлении.
Информативным показателем функциональных возможностей системы дыхания является жизненный индекс – отношение ЖЕЛ к весу тела испытуемого. У тренированных этот показатель более 60 мл/кг - у юношей и более 50 мл/кг – у девушек.
Проба Штанге – задержка дыхания на вдохе. Испытуемый в положении стоя делает вдох, затем глубокий выдох и снова вдох, после чего задерживает дыхание. Тренированные спортсмены способны задержать дыхание на 60 и более секунд.
Проба Розенталя заключается в пятикратном измерении ЖЕЛ с интервалом 15 секунд. У тренированных спортсменов отмечаются одинаковые данные или их увеличение. Снижение ЖЕЛ в процессе пяти измерений свидетельствует об утомлении или об изменениях в системе дыхания.
Проба с динамической спираметрией – позволяет определить функциональные возможности системы дыхания после тренировочной нагрузки. Измеряется ЖЕЛ до тренировки и после тренировки. Если после второго измерения ЖЕЛ равна или больше показателя ЖЕЛ после первого измерения, это свидетельствует о достаточно высоком уровне функционирования системы дыхания. Снижение ЖЕЛ после тренировки может быть по причине чрезмерной нагрузки в занятии или в связи с невысокими функциональными возможностями системы дыхания.
3). Тесты для определения общей работоспособности.
Индекс Руффье-Диксона – позволяет определить состояние общей работоспособности занимающихся, приступающих к регулярным тренировкам. Испытуемый выполняет 30 приседаний за 30 секунд, после чего измеряется пульс. За 10 секунд (Х2), через 2 минуты отдыха третье измерение пульса (Х3). Первое измерение проводится до выполнения нагрузки (Х1).
ИРД = (х1 + х2 +х3) х 6 – 200 . Оценка: 0-4 – отличная работоспособность, 5-9 -
10
хорошая, 10-14 – удовлетворительная, 15 и более – неудовлетворительная.
Американский врач К.Купер предложил определять аэробную работоспособность взрослого человека с помощью 12-минутного бега. Оценка работоспособности производится по расстоянию, которое испытуемый преодолел за 12 минут. Немецкие педагоги разработали школу оценки работоспособности школьников по результатам 12-минутного бега (таблица 1).
Таблица 1
Возраст испытуемых | Оценка работоспособности | |||
отлично | хорошо | удовлетворительно | неудовлетворительно | |
Мальчики | ||||
12 лет | 2300 м | 2200 м | 2050 м | 1950 м и менее |
13 лет | 2500 м | 2400 м | 2200 м | 2050 м и менее |
14 лет | 2650 м | 2550 м | 2300 м | 2200 м и менее |
15 лет | 2850 м | 2750 м | 2450 м | 2300 м и менее |
16 лет | 3000 м | 2900 м | 2600 м | 2400 м |
17 лет | 3150 м | 3000 м | 2700 м | 2500 м |
Девочки | ||||
12 лет | 2150 м | 2050 м | 1800 м | 1700 м |
13 лет | 2300 м | 2200 м | 1900 м | 1750 м |
14 лет | 2400 м | 2250 м | 2000 м | 1800 м |
15 лет | 2450 м | 2350 м | 2050 м | 1850 м |
16 лет | 2450 м | 2350 м | 2050 м | 1850 м |
17 лет | 2450 м | 2350 м | 2050 м | 1850 м |
Количественным показателем общей работоспособности юных спортсменов старшего возраста может быть проба Кверга. Она отличается разнонаправленной физической нагрузкой. Испытуемый выполняет комплексную нагрузку в течение 5 минут: 30 приседаний за 30 секунд, затем 30 секунд – бег на месте в быстром темпе, после этого – бег в медленном темпе (150 шагов в минуту) в течение трех минут, в заключение – прыжки со скалкой в течение одной минуты (высота прыжка 5-7 см). Показатель работоспособности определяется по формуле:
Пр = t х 100 ,
(Р1 + Р2 + Р3) х 2
где t – время работы в секундах.
Р1 – пульс за 30 секунд сразу после нагрузки,
Р2 – пульс за 30 секунд через 2 минуты после нагрузки,
Р3 – пульс за 30 секунд через 4 минуты после нагрузки.
Оценка: 105 и более – очень высокий уровень работоспособности,
99-104 – хороший,
93-98 – удовлетворительный,
92 и менее – недостаточный.
Тест утомления Карлсона – позволяет определить работоспособность в динамике. Испытуемый выполняет 10 пробежек на месте с максимальной интенсивностью по 10 секунд каждая. Перерывы между пробежками 10 секунд. Для оценки работоспособности определяются: ЧСС за 10 секунд в пересчете на 1 минуту до нагрузки, сразу после нагрузки, через 2 минуты, через 4 минуты, через 6 минут, количество шагов. Тест рекомендуется проводить один раз в месяц и оценивать результаты в сравнении с предшествующими измерениями.
4). Тесты для определения специальной тренированности.
Для оценки специальной тренированности спортсменов контрольные упражнения с учетом специфики вида спорта:
В циклических видах спорта оцениваются скоростные качества, общая и специальная выносливость, скоростно-силовые качества.
В скоростно-силовых видах (силовых видах) спорта оцениваются упражнения на быстроту, скоростную силу, на технику.
В игровых видах спорта необходимо учитывать уровень развития быстроты, скоростно-силовые качества, ловкость, технико-тактическое мастерство.
В видах спорта со сложной координацией движения-упражнения на силу, скоростно-силовые качества, на определение координационных способностей.
Например, для оценки специальной тренированности волейболистов используют бег на 94м. со сменой направлений. Волейболист преодолевает 12 различной длины отрезков (5,4м, 7,5м, 10м), меняя направление бега; прыжок с места вверх; прыжок с разбега вверх, упражнения на вестибулярную устойчивость – пять кувырков вперед за 10 сек. и встать по стойке смирно. Учитывается время удержания стойки или смещение на 1 шаг, на 2 шага.
Для оценки специальной подготовленности юных футболистов используют упражнения на быстроту, выносливость, скоростную силу; бег на 15м, с места и с хода, бег на 30м, 7х50м, 3000м, прыжок в длину с места, вбрасывание мяча на дальность и др.
В циклических видах спорта для определения специальной тренированности учитывают пульсовую реакцию организма на стандартную нагрузку специфического характера. Стандартной нагрузкой может быть, например, в легкой атлетике - бег на 1000м. с заданной скоростью, в плавании – проплывание определенного отрезка с определенной скоростью на различных этапах подготовки. При этом определяется пульс за 10 сек. в пересчете на 1 минуту сразу после нагрузки, через 1 мин. и через 2 мин.
Самоконтроль в тренировочном процессе юных спортсменов.
Важным условием повышения эффективности тренировочного процесса юных спортсменов является регулярный самоконтроль, т.е. самонаблюдения за состоянием здоровья и работоспособности. Особенно важна роль самоконтроля для спортсменов старших разрядов. Самоконтроль позволяет юным спортсменам глубже познать воздействие тренировочных нагрузок на организм в разные периоды круглогодичного цикла. Данные самоконтроля позволяют определять признаки нарушения здоровья и тренированности, наиболее целесообразно регулировать тренировочную нагрузку.
Самоконтроль должен основываться как на субъективной оценке спортсменом своего состояния, так и на использовании простейших методов исследования объективных показателей: подсчета пульса, определения показателей спирометром, веса тела и т.д. Все исследуемые показатели необходимо фиксировать в состоянии покоя до тренировки, на утро следующего дня, а также в процессе тренировочных занятий и после различных по объему и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок.
Высокие по объему и интенсивности тренировочные нагрузки могут стать причиной негативных изменений в организме юных спортсменов. Даже при незначительном отклонении от нормы самочувствия и работоспособности недопустимо проводить тренировочные занятия с юными спортсменами. Поэтому тренеры должны формировать у спортсменов навыки самоконтроля. Занимающиеся должны уметь почувствовать в организме малейшие нарушения: изменение самочувствия, настроения, вялость, необычная усталость после тренировки, отсутствие желания заниматься, боли в мышцах, тяжесть в голове, ногах, кашель, насморк, и другие нарушения. Вероятность названных изменений особенно велика на завершающем этапе подготовительного и в соревновательном периоде.
Самоконтроль должен проводиться систематически. Важность и необходимость самоконтроля особенно возрастает при высоком уровне тренированности спортсменов. Результаты самонаблюдений необходимо записывать в дневник самоконтроля. При этом в дневнике отмечают: дату и содержание тренировки, объективные показатели самоконтроля (пульс до тренировки, на утро следующего дня), субъективные показатели (самочувствие, боли в мышцах, сон, аппетит, настроение и т.д.).
Важно отметить воспитательную роль самоконтроля. Регулярные самонаблюдения и их анализ повышают методическую грамотность юных спортсменов, они становятся более организованными и дисциплинированными.
Современные тренировочные нагрузки требуют высокого уровня функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. В целях повышения эффективности тренировочного процесса необходимо проводить регулярный педагогический контроль и самонаблюдения за происходящими в организме изменениями. В сочетании с врачебным контролем это обеспечит успешную реализацию одного из главных принципов отечественной системы физического воспитания - оздоровительной направленности.
- План проведения лекционных занятий
- Вопросы к экзамену
- Рекомендуемая литература.
- 2. Организационные основы юношеского спорта.
- 3. Система соревнований юных спортсменов.
- Контрольные вопросы
- Задание для самостоятельной работы
- Литература
- Контрольные вопросы
- Задание для самостоятельной работы
- Литература
- Лекция № 3. Педагогические основы юношеского спорта
- Контрольные вопросы
- Задание для самостоятельной работы
- Литература
- Лекция № 4. Адаптация организма юных спортсменов к физическим нагрузкам
- 4. Основные направления современной системы подготовки юных спортсменов.
- Контрольные вопросы
- Литература
- IV этап – спортивного совершенствования.
- Контрольные вопросы
- Задание для самостоятельной работы
- Литература
- Контрольные вопросы
- Задание для самостоятельной работы
- Литература