Лекция № 4. Адаптация организма юных спортсменов к физическим нагрузкам
Структурные и функциональные перестройки опорно-двигательного аппарата.
Термин «адаптация» иностранного происхождения, означает приспособление организма к условиям существования. Адаптация к физическим нагрузкам осуществляется преимущественно за счет резервных и функциональных возможностей организма. Важно учитывать тот факт, что в процессе адаптации к физической нагрузке происходит угнетение защитных систем организма, в результате чего снижается сопротивляемость организма неблагоприятным внешним условиям.
Физические упражнения оказывают стимулирующее воздействие на рост костей в длину в рамках возрастных зон развития организма. Увеличение длины трубчатых костей может проходить под влиянием физических упражнений и после 18-20 лет. Форма грудной клетки может изменяться до 20-30 лет под влиянием специфических видов мышечной деятельности (плавание, гребля, атлетическая гимнастика и др.)
Функциональные и структурные особенности опорно-двигательного аппарата у детей и подростков являются важной предпосылкой спортивных достижений. Некоторые параметры морфологического статуса (вес, рост) могут служить надежным прогностическим показателем будущих спортивных успехов. В некоторых видах спорта высокий рост и небольшой вес позволяют спортсменам показывать высокие результаты. Например, китайский прыгун в высоту Чжу Дзяньхуа при росте 193 см. собственном весе 67 кг. показал свой лучший результат 2 м.38 см. Четырехкратный Олимпийский чемпион Н.Зимятов (лыжные гонки) при росте 181 см. и весе 68 кг. добился наивысших спортивных успехов. Для бегунов идеальной моделью является небольшой вес тела, рост выше среднего.
В процессе регулярных тренировочных занятий юных спортсменов происходят перестройки опорно-двигательного аппарата в сторону повышения его адаптивных возможностей. Следует отметить, что положительные изменения могут наблюдаться только в том случае, когда тренировочные нагрузки соответствуют возможностям занимающихся. Неадекватные спортивные нагрузки могут стать причиной деформации, уплотнения хрящевых соединений межпозвоночных дисков. Чрезмерные отягощения в тяжелой атлетике, например, могут стать причиной повреждения связок, опухолей межпозвоночных дисков, Если длительные напряженные тренировки внезапно прекращаются, наблюдаются деструктивные изменения трубчатых костей у юных спортсменов.
Адаптация мышечного аппарата к спортивной нагрузке у подростков и юношей связана с гипертрофией мышечных волокон. У некоторых юных спортсменов мышечная масса составляет более половины веса тела (тяжелая атлетика). Следует отметить, что динамические упражнения оказывают более благоприятное воздействие на развитие опорно-двигательного аппарата юных спортсменов. При систематических тренировках расширяется капиллярная сеть в мышцах, что улучшению их кислородом, повышению работоспособности.
Возрастные границы проявления максимальной мышечной работоспособности изменяются в диапазоне от 18 до 35 и более лет. Например, в легкоатлетическом спринте максимальный результат спортсмены показывают в возрасте 19-22 года, в стайерском беге – 27-32 года, в фигурном катании – 16-22 года. Однако, в практике мирового спорта есть исключения, которые, однако, не являются закономерными. Иранский штангист М.Намдью свой лучший результат показал в возрасте 42 года, а болгарский спортсмен Н.Сулейманов при собственном весе 56 кг толкнул штангу весом 160 кг, в двоеборье показал 285 кг. Оба результата - рекорды мира для взрослых. Н. Сулейманов добился такого успеха в 16 лет!
Все-таки практика мирового тяжелоатлетического спорта показывает, что начинать специализированные тренировки с юными силачами целесообразно в 13-14 лет. При перенапряжениях опорно-двигательного аппарата наблюдаются патологические изменения в скелетных мышцах, нарушается кровообращение в капиллярах. Главное условие профилактики подобных нарушений - постепенное увеличение нагрузки.
Адаптация сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке.
В условиях тренировочных и соревновательных нагрузок сердечно-сосудистая система наиболее полно отражает функциональное состояние спортсмена. Хорошо адаптированное к физической нагрузке сердце позволяет спортсмену с наибольшей эффективностью выполнять тренировочную нагрузку. В то же время болезненные отклонения в сердечной деятельности резко ограничивают резервы адаптации. Аналогичное явление можно наблюдать после напряженных тренировок без достаточного отдыха.
У отдельных подростков и юношей нередко наблюдаются относительно малые размеры сердца. Будучи здоровыми в обычной жизни, такие спортсмены приспосабливаются к физическим нагрузкам с большими тратами энергии, они менее работоспособны.
Следует отметить, что рост тренированности у юных спортсменов сопровождается менее выраженным, чем у взрослых, снижением ЧСС, увеличением систолического объема крови как в условиях мышечной работы, так и в спокойном состоянии. Например, у 13-14-летних бегунов на средние дистанции в конце подготовительного периода систолический объем крови составляет в спокойном состоянии 64,3 мл. у 16-17-летних –81,1 мл.
Детский организм более выраженно реагирует на физическую нагрузку, он более чувствителен, чем организм взрослого спортсмена, к гипоксическим условиям. Низкие анаэробные возможности юных спортсменов обусловлены тем, что сердечно-сосудистая система находится в стадии развития. В этом возрасте органы и ткани хуже, чем у взрослых спортсменов, усваивают кислород. Например, усвоение одного литра кислорода организмом у ребенка обеспечивается кровотоком в 21-22 литра, у взрослых спортсменов – 15-16 литров. Относительное выравнивание функциональных возможностей системы кровообращения (особенно – в видах спорта на выносливость) наступает к 20 годам и позже.
Изменения в системе дыхания под влиянием регулярных тренировочных занятий.
Систематические занятия физическими упражнениями стимулируют повышение функциональных возможностей системы дыхания. С ростом тренированности увеличивается легочная вентиляция, жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Такие изменения более важны у юных спортсменов, занимающихся плаванием, греблей, другими циклическими видами спорта аэробного характера. В сравнении с незанимающимися спортом функциональные возможности системы дыхания у спортсменов выше. Так ЖЕЛ у пловцов к 16 годам достигает 5500-5700 см3, у представителей циклических видов спорта – 4500-5000 см3. Это намного выше, чем у незанимающихся спортом. Показатель ЖЕЛ не всегда достоверно характеризует уровень функциональных возможностей системы дыхания. Более информативным является жизненный индекс: соотношение ЖЕЛ и вес тела испытуемого. У тренированных этот показатель превышает 60 см3/кг.
При физической нагрузке максимальная вентиляция легких (МВЛ) возрастает за счет частоты дыхания. В процессе тренировочных занятий МВЛ быстро прогрессирует и уже в 9-летнем возрасте она может достичь 50-60 л/мин, а к 15 годам – 140-150 л/мин.
При организации тренировочных занятий с юными спортсменами необходимо учитывать то обстоятельство, что относительно узкие бронхиальные просветы у детей и подростков при мышечной работе повышают сопротивление воздушному потоку в легких. Энерготраты на работу дыхательных мышц у них выше, чем у взрослых.
Способность к усвоению кислорода из вдыхаемого воздуха у детей и подростков в процессе мышечной деятельности ниже, чем у взрослых. Один литр кислорода усваивается из 30 литров вдыхаемого воздуха, у взрослых из 23 24 литров. Однако, в процессе регулярных многолетних тренировок юных спортсменов повышается способность организма противостоять гипоксическим условиям.
Следует отметить, что в процессе занятий многими видами спорта внешнее дыхание не достигает своих предельных показателей. Это можно достичь в условиях произвольного учащения дыхания в течение 15-30 сек. Относительно невысокий процент усвоения кислорода из вдыхаемого воздуха в процессе тренировочных занятий юных спортсменов обусловливает более частые и длительные интервалы отдыха, чем у взрослых. Это необходимо учитывать в процессе тренировочных занятий. В целом низкие анаэробные возможности юных спортсменов хуже, чем у взрослых. Это обусловлено незаконченным формированием систем дыхания и кровообращения.
- План проведения лекционных занятий
- Вопросы к экзамену
- Рекомендуемая литература.
- 2. Организационные основы юношеского спорта.
- 3. Система соревнований юных спортсменов.
- Контрольные вопросы
- Задание для самостоятельной работы
- Литература
- Контрольные вопросы
- Задание для самостоятельной работы
- Литература
- Лекция № 3. Педагогические основы юношеского спорта
- Контрольные вопросы
- Задание для самостоятельной работы
- Литература
- Лекция № 4. Адаптация организма юных спортсменов к физическим нагрузкам
- 4. Основные направления современной системы подготовки юных спортсменов.
- Контрольные вопросы
- Литература
- IV этап – спортивного совершенствования.
- Контрольные вопросы
- Задание для самостоятельной работы
- Литература
- Контрольные вопросы
- Задание для самостоятельной работы
- Литература