Рекомендуемая литература.
Аулик И.В. Как определить тренированность спортсмена. – М.: ФиС, 1977.
Гипенрейтер Б.С. Восстановительные процессы при спортивной деятельности. – М.: ФиС, 1966.
Дубровский В.И. Реабилитация в спорте. – М.: ФиС, 1990.
Дубровский В.И. Спортивная медицина. – М.: Владос, 2000.
Коц Я.М. Физиология мышечной деятельности. – М.: ФиС, 1982.
Ланда Б.Х. Исследование физического развития и физической работоспособности. – М.: Советский спорт, 2004.
Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1978
Набатникова М.Я. Управление подготовкой юных спортсменов. – М.: ФиС, 1982
Озолин Н. Молодому коллеге. – М.: ФиС, 1988
Платонов В.Н. Система подготовки в Олимпийском спорте. – Киев, 2004.
Тер-ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. – М.: ФиС, 1978
Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. – М.: ФиС, 1987.
Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.: ФиС, 1974.
Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. – М.: Физкультура и спорт, 1990.
Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. – М.: ФиС, 1974
Хрущев С.В. Врачебный контроль в процессе физического воспитания школьников. – М.: Медицина, 1977.
Лекция № 1. Теоретические основы юношеского спорта
Становление теории и методики юношеского спорта.
Теория и методика юношеского спорта – совокупность знаний о содержании, формах построения и условиях спортивной подготовки детей, подростков, юношей и девушек, о закономерностях тренировочного процесса. При разработке теории и методики юношеского спорта учитываются возрастные особенности развития организма детей школьного возраста. Средства, методы, организационные формы занятий, присущие каждому этому этапу многолетней подготовки.
На основе многолетних научных исследований, с учетом передового опыта сформировалась научная и учебная дисциплина – теория и методика юношеского спорта. Педагогические и медико-биологические основы этой дисциплины заложены П.Ф. Лесгафтом, Н.А. Семашко, В.В. Гориневским. В более поздние сроки значительный вклад в разработку теоретических и методических основ юношеского спорта внесли А.Д. Новиков, Н.Г. Озолин, Р.А. Мотылянская, М.Я. Набатникова, В.П. Филин, Н.А. Фомин.
Научно-исследовательская и методическая работа в области юношеского спорта особенно активизировалась в начале пятидесятых годов XX в. В центральном научно-исследовательском институте физической культуры (ЦНИИФК) начали проводить исследования по проблемам юношеского спорта. В 1962 году была проведена I Всесоюзная конференция по проблемам юношеского спорта; в последующие годы такие конференции стали традиционными. В 60-е годы сотрудники ЦНИИФКа стали проводить научные исследования по проблеме юных спортсменов.
В 60-е годы внимание многих исследователей привлекла проблема развития выносливости у юных спортсменов. В эти годы в издательстве «Физкультура и спорт» опубликован сборник «Выносливость у юных спортсменов». Позже диапазон научных поисков исследователей был расширен. Результатом этих поисков был опубликованный в 1969 году сборник «Новое в методике воспитания физических качеств у юных спортсменов».
В 70-е годы во Всесоюзном научно-исследовательском институте физической культуры (ВНИИФК) был открыт отдел по теории и методике юношеского спорта. В 1974 году в издательстве «Физкультура и спорт» опубликована монография В.П. Филина «Воспитание физических качеств у юных спортсменов». Можно сказать, что к середине 70-х годов в нашей стране окончательно сформировалась теория и методика юношеского спорта.
В конце 70-х годов были разработаны вопросы рационального построения многолетней подготовки юных спортсменов. На основе анализа спортивных биографий чемпионов и рекордсменов мира были определены оптимальные возрастные границы высших спортивных достижений, выделены возрастные границы этапов многолетней подготовки в различных видах спорта.
На Всесоюзном научном конгрессе «Спорт в современном обществе» (1980) по проблемам юношеского спорта выступили более 40 докладчиков из СССР, Германии, Болгарии, Чехословакии, Великобритании, Италии и других стран.
В настоящее время особую актуальность приобретают исследования возрастных медико-биологических и психологических аспектов юношеского спорта в условиях возросших тренировочных и соревновательных нагрузок. Проблема адаптации организма юных спортсменов в процессе спортивной тренировки по-прежнему актуальна.
- План проведения лекционных занятий
- Вопросы к экзамену
- Рекомендуемая литература.
- 2. Организационные основы юношеского спорта.
- 3. Система соревнований юных спортсменов.
- Контрольные вопросы
- Задание для самостоятельной работы
- Литература
- Контрольные вопросы
- Задание для самостоятельной работы
- Литература
- Лекция № 3. Педагогические основы юношеского спорта
- Контрольные вопросы
- Задание для самостоятельной работы
- Литература
- Лекция № 4. Адаптация организма юных спортсменов к физическим нагрузкам
- 4. Основные направления современной системы подготовки юных спортсменов.
- Контрольные вопросы
- Литература
- IV этап – спортивного совершенствования.
- Контрольные вопросы
- Задание для самостоятельной работы
- Литература
- Контрольные вопросы
- Задание для самостоятельной работы
- Литература