Часть первая. Туризм - феномен XX века Глава 2. История развития транспорта
Транспортные компании и организации - одна из пяти главных движущих сил современного международного туристского рынка. Основными видами транспорта в туризме в настоящее время являются: авиация, автобусы и автомобили, теплоходы морские и речные, железнодорожные поезда. Самыми ранними видами транспорта были: упряжки, лодки и колесные повозки. Автобусный транспорт. Почтовые кареты, изобретенные в Венгрии в XV в., стали предшественниками автобусов. Первые автобусы были изобретены в Англии в 1830 г. Они предназначались для перевозки небольших групп пассажиров, приводились в движение паровым двигателем и назывались омнибусами. Корни этого слова уходят в латинский язык, где оно означало "транспорт для всех". В 1885 г. в Германии был сооружен восьмиместный автобус с одноцилиндровым двигателем мощностью 6 лошадиных сил. К 1915 г. автобус стал доступным общественным городским транспортом во многих городах мира. В США первый автобус классической конструкции был построен в 1922 г. В послевоенные годы автобусостроение стало активно развиваться и превратилось в мощную самостоятельную индустрию. Для автобусов стали использоваться дизельные и бензиновые двигатели мощностью от 200 лошадиных сил и более. Автобусы изготавливались большой вместимости - до 50 человек. В Англии была изобретена конструкция двухэтажного автобуса. К 1980 г. в мире эксплуатировалось более 3 млн автобусов. Появились автобусные фирмы-гиганты. Так, компания "Greyhound" (США) владела более чем 12 тыс. однотипных комфортабельных пассажирских и туристских автобусов. Водный транспорт. Начало морского туризма можно отнести к середине XIX в. Первые сообщения о специально организованных рейсах морских пассажирских судов с целью отдыха относятся к 1835 г., когда в Англии были объявлены регулярные прогулочные рейсы между северными островами Британии и Исландии. В 1837 г. была основана судовладельческая компания "Р&О". Наряду с морскими путешествиями активно развивались и речные маршруты. В 1843 г. Томас Кук организовал лодочные экскурсии по Темзе; одновременно на другом континенте "Америкэн Экспресс" выполняла экскурсии по Миссисипи. Обострившаяся в начале XX в. конкуренция вынуждала судовладельцев постоянно улучшать условия проживания на судне, отделку кают и всю систему обслуживания пассажиров в рейсе, что быстро превратило суда в высококомфортабельные плавучие гостиницы. В 1907 г. на воду были спущены трансатлантические лайнеры "Сириус", "Лузитания", "Мавритания" водоизмещением по 30 тыс. тонн и скоростью 26 узлов в час; в 1912 г. - "Титаник", 52 тыс. тонн; в 1914 г. - "Император" и "Фатерланд", по 50 тыс. тонн, которые пересекали океан практически за неделю. Начала совершать регулярные рейсы "Куин Мери", водоизмещение которой равнялось 80 тыс. тонн, а скорость составляла 30 узлов в час. История советского морского туризма начинается с 1957 г., когда Всесоюзное акционерное общество "Интурист" начало осуществлять на арендуемых пассажирских судах "Победа" и "Грузия" морские путешествия из Одессы в Ленинград, вокруг Европы, а на "Петре Великом" - по Черному морю для туристов из соцстран. В 1960 г. был организован первый круиз с советскими туристами на "Адмирале Нахимове" вдоль Крымско-Кавказского побережья; в 1962 г. - на теплоходе "Григорий Орджоникидзе" вдоль Дальневосточного побережья продолжительностью 20 суток. В этот же период морской туризм начал развиваться на Балтике. Железнодорожный транспорт. Появление железных дорог произвело настоящую революцию в путешествиях. Обширные сети железных дорог Северной Америки и Европы сделали железнодорожные станции центрами близлежащих районов. Лошадь (как самое распространенное средство передвижения до 1830 г.) не могла сравниться с "железным конем" в скорости и стоимости перевозок. Успех железных дорог был моментальным и распространялся повсюду. Пионером и крупнейшей фирмой в мире, имеющей более чем вековую историю и профессионально занимающейся железнодорожным туризмом до сего времени, является компания "International Company of Wagons-Lit", основанная братьями Пульман в 1872 г. в США. В 1884 г. была основана компания "International Company of Wagon Lit and Grand Express of Europe" для сообщения между столицами европейских стран. С конца XIX и в начале XX в. эта компания построила и ввела в эксплуатацию практически все классные именные маршруты, значительная часть которых существует и в наше время: "Orient Express" (1883 г.), "Trans-siberien" (1898 г.), "Train Bleu" (1922 г.), "Golden Arrow" (1926 г.). Это был "золотой век" для "Вагон-Лит". Маршруты поездов соединили Париж со Стамбулом, Москву с Владивостоком и т. д. В 1918 г. Россией было национализировано более 160 классных вагонов, принадлежавших компании. После второй мировой войны компания реорганизовалась и стала называться "International Company of Wagon Lit & Tourism". Она вновь восстановила свои маршруты и стала создавать свою туристскую индустрию, связанную с туристскими железнодорожными маршрутами, - занялась строительством отелей, ресторанов, созданием туристских агентств. Россия имеет самую большую в мире систему железных дорог, которым уже более полутора столетий. В 1913 г. общая эксплуатационная длина железных дорог России составляла 71,7 тыс. км и по протяженности занимала второе место в мире, после США. Первая значительная железная дорога Петербург -Москва вступила в эксплуатацию в 1851 г., до нее в 1837 г. была открыта железная дорога Петербург - Павловск (27 км). В 1864 г. открылась железная дорога Москва - Нижний Новгород. Основные железные дороги строились в центральных и южных районах Европейской части России. На рубеже XIX-XX вв. была проложена Транссибирская магистраль (от Челябинска до Владивостока). Однако к середине XX в. интенсивность железнодорожных перевозок в мире резко сокращается из-за увеличения числа автомобилей и развития авиаперевозок. Автомобильный транспорт. Начало XX в. связано с возникновением и развитием принципиально нового вида транспорта - автомобильного. Так, в 1904 г. в Англии было всего 8465 автомашин, а в 1914 г. их число достигло 132 315. Автомобили взошли на туристскую сцену США, когда в 1908 г. Генри Форд представил свою известную модель "Т". Этот относительно дешевый автомобиль революционизировал путешествия в стране, создал спрос на хорошие дороги. В 1920 г. сеть дорог стала доступной, что привело к доминированию ходовых автомобилей в туристской индустрии. Сегодня автомобиль используется в 84 % всех международных поездок. Автотуристы стали причиной появления первых туристских площадок (1920-е годы), которые впоследствии превратились в мотели. Авиационный транспорт. О полете человек мечтал еще с глубокой древности. Одно из свидетельств тому - легенда о Дедале и его сыне Икаре, поднявшихся в небо на крыльях из перьев, скрепленных воском. Неудачность попыток оторваться от земли с помощью искусственных крыльев не останавливала человека. Он пытался осуществить полет, прыгнув с высоты. Но каждый эксперимент кончался увечьем или гибелью испытателя. Неизвестный изобретатель предпринял полет на крыльях из слюды и кожи (документальное свидетельство об этом относится к 1695 г.), но подняться в воздух он, конечно, не смог. Научный подход к решению проблем полета стал возможен со становлением в XVIII в. фабричного производства, с интенсивным развитием науки и техники. Разработки великого русского ученого М. В. Ломоносова в области воздушной среды впоследствии легли в основу аэродинамики. Создание летательного аппарата легче воздуха известило об открытии эры воздухоплавания. Простота конструкции воздушных шаров способствовала началу практических работ в этой области. Первый полет на воздушном шаре выполнен в Москве в 1805 г. В 1852 г. состоялся первый полет на аэростате с паровым двигателем, построенном французом А. Жиффаром. В начале XIX в. английский ученый и изобретатель Д. Кэйли построил и испытал модель планера, который до начала XX в. оставался единственным типом летательного аппарата тяжелее воздуха. В России возможность полета на планере впервые обосновал Н. А. Арендт в 70-80-е годы XIX века. Разработка идеи летательного аппарата тяжелее воздуха с неподвижным крылом, развитие техники, вызванное становлением капитализма в России, способствовали появлению проектов самолетов. Артиллерийский офицер Н. А. Телешов первый в России и один из первых в мире предложил применить на самолете реактивный двигатель (1867 г.). Практически проект был невыполним, но представлял интерес как прообраз современных многоместных пассажирских самолетов. Модели первых самолетов с неподвижным крылом сконструировал русский изобретатель Д. Ф. Можайский. В 1882 г. первый в мире самолет поднялся в воздух. В 1910 г. совершил полет самолет конструкции инженера А. С. Кудашева. Вскоре поднялись в воздух самолеты конструкции Я.М. Гаккеля,И.И. Сикорского и др. Несмотря на значительный успех русских ученых, авиаторов, царское правительство не уделяло должного внимания развитию собственного воздушного флота. Русские летчики летали на самолетах, купленных за границей. Регулярные воздушные перевозки впервые появились в Германии. Это был маршрут "Берлин - Лейпциг - Веймар", а перевозчик позднее стал известен как "Lufthansa". Создание гражданской авиации России началось после Октябрьской революции. В 1921 г. был подписан декрет "О воздушных передвижениях в воздушном пространстве над территорией РСФСР и ее территориальными водами". Начали развиваться первые транспортные перелеты, международные авиационные связи. Скорость, комфорт и относительная безопасность сделали авиапутешествия лидирующим видом транспорта в туристских перевозках.
- От автора
- Часть первая. Туризм - феномен XX века
- Глава 1. История развития туризма
- § 1. Первые путешественники
- § 2. Географические открытия русских мореплавателей и путешественников
- § 3. Первые достопримечательности
- § 4. Первые турагентства
- § 5. Первые организованные экскурсии
- § 6. Первые предприятия размещения
- Часть первая. Туризм - феномен XX века Глава 2. История развития транспорта
- Глава 3. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности
- § 1. Путешествие
- § 2. Туризм
- § 3. Рекреация
- § 4. Потребители туристского продукта
- § 5. Основные понятия туризма по российскому законодательству
- Глава 4. Влияние индустрии туризма на экономику страны
- Глава 5. Виды туристских организаций § 1. Международные организации
- Всемирная туристская организация вто (World Tourism Organization - wto)
- Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association - iata)
- Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organization - icao)
- § 2. Региональные организации Организация экономического сотрудничества и развития - оэср (Organization for Economic Cooperation and Development - oecd)
- Азиатско-Тихоокеанская туристская ассоциация (Pacific Asia Travel Association - pata)
- § 3. Национальные организации
- Российская ассоциация туристских агентств (patа)
- Всероссийское народное туристское общество (внто)
- Российская гостиничная ассоциация (рга)
- Ассоциация гостиниц и туристских организаций "Мостуротель"
- § 4. Современное состояние международной туристской деятельности
- Глава 6. Основные сегменты индустрии туризма в России § 1. Индустрия транспорта
- Авиаперевозки
- Железнодорожные перевозки
- Автобусные и автомобильные перевозки
- Водные перевозки
- § 2. Туроператорская и турагентская деятельность
- § 3. Индустрия гостиничного дела, питания и развлечений
- Международные гостиничные цепи в России
- Предприятия питания
- Индустрия развлечений
- Часть вторая. Мотивация туризма и путешествий
- Глава 7. Мотивационные аспекты в туризме
- § 1. Классификация аспектов
- § 2. Этапы принятия решения о покупке туристского продукта
- § 3. Основные факторы туристской мотивации
- § 4. Барьеры к путешествию
- Глава 8. Культура как фактор туристской мотивации § 1. Культурный, или познавательный, туризм
- § 2. Роль элементов культуры в формировании туристского интереса
- § 3. Охрана и использование культурно-исторического и природного наследия в туризме
- Глава 9. Социопсихологические аспекты туризма § 1. Влияние туризма на жизнь общества
- § 2. Типология туристов
- § 3. Внешние факторы, определяющие туристскую активность
- § 4. Место туристского назначения и его роль в мотивации туристского путешествия
- Часть третья. Туризм как сектор экономики
- Глава 10. Экономические основы туристской деятельности § 1. Сущность и экономическое содержание туризма
- § 2. Экономические и финансовые показатели
- § 3. Прямое и косвенное влияние развития туризма на экономику региона
- § 4. Положительные и отрицательные аспекты туристской деятельности
- Глава 11. Функционирование экономических законов в туризме § 1. Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений
- § 2. Туристский спрос и туристское предложение
- § 3. Экономические закономерности туристского рынка
- Глава 12. Особенности механизма функционирования туристского рынка § 1. Цена и ценообразование
- § 2. Организация финансовых отношений
- § 3. Особенности страхования
- Часть четвертая. Маркетинг в туризме
- Глава 13. Сущность и особенности маркетинга в туризме § 1. Специфика и комплексный характер туристского маркетинга
- § 2. Виды и цели маркетинговых исследований
- § 3. Этапы проведения маркетинга
- § 4. Источники информации
- § 5. Методы сбора информации
- Глава 14. Маркетинг рынка потребителей туристских услуг § 1. Основные факторы, влияющие на туристский спрос
- § 2. Особенности психологии поведения потребителей туристских услуг
- § 3. Сегментация туристского рынка
- § 4. Определение целевых рынков
- Глава 15. Элементы маркетинговой стратегии туристских предприятий России
- § 1. Планирование и разработка туристского продукта
- § 2. Стратегии установления цены на туристский продукт
- § 3. Каналы распространения
- § 4. Методы стимулирования спроса
- Часть пятая. Эволюционное развитие туристского рынка
- Глава 16. Оценка потенциала роста мирового рынка туризма
- § 1. Эволюция рыночных технологий
- § 2. Окружающая среда и ее влияние на развитие туристского рынка
- § 3. Перспективы развития видов туристской деятельности
- § 4. Поставщики в туризме: тенденции и прогнозы
- Глава 17. Перспективы развития мирового туристского рынка § 1. Прогнозы развития международного туризма
- § 2. Влияние социодемографических изменений на развитие мирового рынка туризма
- § 3. Материальное благосостояние и отдых
- § 4. Вклад туризма в сохранение мира
- Глава 18. Защита прав и интересов туристов в Российской Федерации § 1. Российское законодательство в области защиты прав и интересов туристов
- § 2. Анализ жалоб потребителей в туризме
- § 3. Права и интересы потребителей в туризме: разрешение конфликтов