logo
Квартальнов В

§ 2. Экономические и финансовые показатели

Становление и развитие туризма как отрасли характеризуются системой определенных экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону. Система показателей развития туризма для региона (страны) включает: - объем туристского потока; - среднюю величину туристских расходов в сутки; - состояние и развитие материально-технической базы;  - показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы; - показатели развития международного туризма. Туристский поток - это постоянное прибытие в страну туристов. Объемы туристских потоков характеризуются следующими показателями: общее число туристов; число туродней; средняя продолжительность пребывания туристов в стране (регионе). Для расчета числа туродней необходимо умножить число посетителей на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе). Информация о туроднях важна при планировании общественной инфраструктуры и материально-технической базы туризма. Таким образом, туродни (Д) - это наиболее важная информация для специалистов, работающих в туризме:

Д = Ч x tcp

где Ч - число туристов; tcp - среднее число дней, проведенных в регионе одним туристом. Когда получены эти данные, нетрудно оценить предполагаемые расходы каждого туриста за сутки. Но данные о расходах получатся в лучшем случае приблизительные и должны использоваться с осторожностью. Статистика по данному показателю обычно скрыта, а количество денег, потраченное во время отдыха, часто забывается туристом. Тем не менее местным властям и широкой общественности суммарные расходы путешественников в туристском регионе представляются наиболее понятными и впечатляющими данными. Величина суммарных туристских расходов (Pj;) в данном регионе определяется следующим образом:

Р = Д х Рср

где Рср - средние расходы туриста за сутки.  Однако туристский поток - явление неравномерное. Поэтому были выведены коэффициенты неравномерности туристского потока (Кн), которые рассчитываются тремя способами:

1)    2)    3) 

где Dmax, Dmin - число туродней в месяце максимального и минимального туристского потока соответственно, чел.-дней; Dгод, Dсм - годовое и среднемесячное число туродней соответственно, чел.-дней. Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе). К ним относятся: коечный фонд гостиниц и других средств размещения; число мест на предприятиях питания, обслуживающих туристов; число мест на предприятиях развлечений (аквапарки, театры и т. д.), отведенных для туристов, и т. п. Мощность коечного фонда определяется по формуле

Мк = Kг x 365 + Kc x tc

где Мк - мощность коечного фонда, ед.; Kг - число койко-мест круглогодичного использования; Kc - число койко-местсезонного использования; tc - число дней сезонного использования. Так, в Санкт-Петербурге база размещения туристов насчитывает в настоящее время 142 объекта (включая курорты) общей вместимостью 38,2 тыс. мест. По подсчетам специалистов, число койко-мест круглогодичного использования составляет 15,1 тыс., число койко-мест сезонного использования -36,9 тыс., а число дней "высокого сезона" приблизительно составляет 60 дней. Следовательно, мощность коечного фонда Санкт-Петербурге равна 7,7255 млн. Показатели финансово-экономической деятельности турфирмы включают: - объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма; - показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и пр.); - показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств); - себестоимость услуг туризма; - прибыль; - рентабельность; - финансовые показатели (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.). Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма: - число туристов, посетивших зарубежные страны (определяется по числу пересечений государственной границы); - число туродней по иностранным туристам; - суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок. Все вышеперечисленные показатели имеют определенное влияние на регион, в котором развивается туристская отрасль. Развитие туризма и увеличение объема услуг туризма требуют взвешенного подхода, так как очень высоки социальные последствия принимаемых решений.