§ 1. Эволюция рыночных технологий
Рост уровня жизни, личного располагаемого дохода, уровня образования повышает интерес человека к путешествию и возможности совершать его как внутри своей страны, так и за ее пределами, а более высокое качество туристского продукта делает туризм для многих привлекательным. Новые информационные технологии и эффективные коммуникации обеспечат стремительное развитие рынка международного туризма. Крупные капиталовложения в новые технологии и рынок телекоммуникаций приведут к вертикальной, горизонтальной и диагональной интеграции. Большое значение в туризме приобретут глобальные компьютерные сети. Повысится эффективность маркетинга в туризме. Потребитель сможет получать необходимую информацию о турпродукте из специальных телевизионных программ, спонсируемых турфирмами. Набрав код на пульте дистанционного управления телевизором, соединенного с телефонной сетью, потребитель сможет познакомиться с перечнем национальных и зарубежных туристских центров, туров, круизов, автопутешествий, получит инструкцию, как забронировать поездку. Турфирма продемонстрирует цветной фильм по стране или региону, даст пояснительную информацию о выбранном маршруте, поможет сделать бронирование как для туриста-индивидуала, так и для туристской группы, независимо от расстояния, а также снимет со счета клиента предоплату или полную стоимость поездки. В некоторых странах уже есть автоматические киоски бронирования. Упрощение процесса бронирования будет способствовать росту рынка туризма. Все секторы индустрии туризма испытывают влияние новых технологий. Торговля. Характер международной торговли становится более либеральным, хотя и продолжает испытывать влияние сдерживающих факторов, вызванных переговорами (с 1986 по 1994 г.) ГАТТ1 в Уругвае. Международная торговля сохраняет практику существенного развития в условиях, когда все большее число стран активно участвует как в экспорте, так и в импорте турпродукта. Устанавливается и заключается больше региональных соглашений, аналогичных соглашению о свободе торговли в Северной Америке (NAFTA), что, в свою очередь, поддерживает международный туризм. Расширяются международные сети туроператоров. Транспортная инфраструктура. Ожидаемый рост развития туризма создаст проблемы в транспортной инфраструктуре. Например, увеличение количества туристских поездок может стать причиной перегрузок авиатранспорта, что явится основным препятствием для полного осуществления потенциальных возможностей взлетно-посадочных средств. Ожидается реконструкция транспортной инфраструктуры во всех регионах мира, что потребует новых инвестиций в больших объемах. Совершенствование транспортной инфраструктуры и системы электронных данных обеспечит быстрое и прямое сообщение между регионами, сделает туристские маршруты более разнообразными и менее дорогостоящими. Безопасность поездок. С развитием туризма особую значимость приобретает его безопасность. Главным эффективным средством обеспечения безопасности туристов должна стать скоординированная работа правительств всех стран и туристских организаторов в этом направлении. Ресурсы рынка. Возрастет потребность в дискреционном туризме (туризме по собственному выбору). Предполагаемое увеличение количества поездок по тарифам, приближенным к реальным, обусловят две важные тенденции: 1) рост доли каникулярных поездок, в частности за рубеж; 2) рост повторяемости каникулярного периода. Эти тенденции вызовут потребность в новом, более разнообразном и привлекательном туристском продукте. Традиционный турпродукт (например, отдых на пляже, обзорная экскурсия по городу) останется на туристском рынке основным выбором, сопровождаемым медленным ростом цен. Сегмент рынка. Развитие международных отношений приведет к увеличению числа сегментов рынка туризма, ориентированных на определенные потребности с учетом демографических и социальных изменений, образа жизни и интересов разных групп населения. Предвидится расширение таких сегментов туристского рынка, как: внутрирегиональный туризм в странах Азии, Европы, ближнего Востока и в других регионах; - поездки на дальние расстояния; - поездки в каникулярное время и с целью отдыха; - привлекательный (т. е. удовлетворяющий двум или более элементам, связанным с окружающей средой) туризм; - кратковременный отдых, организуемый с использованием - средств расслабления и отдыха вне дома.
- От автора
- Часть первая. Туризм - феномен XX века
- Глава 1. История развития туризма
- § 1. Первые путешественники
- § 2. Географические открытия русских мореплавателей и путешественников
- § 3. Первые достопримечательности
- § 4. Первые турагентства
- § 5. Первые организованные экскурсии
- § 6. Первые предприятия размещения
- Часть первая. Туризм - феномен XX века Глава 2. История развития транспорта
- Глава 3. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности
- § 1. Путешествие
- § 2. Туризм
- § 3. Рекреация
- § 4. Потребители туристского продукта
- § 5. Основные понятия туризма по российскому законодательству
- Глава 4. Влияние индустрии туризма на экономику страны
- Глава 5. Виды туристских организаций § 1. Международные организации
- Всемирная туристская организация вто (World Tourism Organization - wto)
- Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association - iata)
- Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organization - icao)
- § 2. Региональные организации Организация экономического сотрудничества и развития - оэср (Organization for Economic Cooperation and Development - oecd)
- Азиатско-Тихоокеанская туристская ассоциация (Pacific Asia Travel Association - pata)
- § 3. Национальные организации
- Российская ассоциация туристских агентств (patа)
- Всероссийское народное туристское общество (внто)
- Российская гостиничная ассоциация (рга)
- Ассоциация гостиниц и туристских организаций "Мостуротель"
- § 4. Современное состояние международной туристской деятельности
- Глава 6. Основные сегменты индустрии туризма в России § 1. Индустрия транспорта
- Авиаперевозки
- Железнодорожные перевозки
- Автобусные и автомобильные перевозки
- Водные перевозки
- § 2. Туроператорская и турагентская деятельность
- § 3. Индустрия гостиничного дела, питания и развлечений
- Международные гостиничные цепи в России
- Предприятия питания
- Индустрия развлечений
- Часть вторая. Мотивация туризма и путешествий
- Глава 7. Мотивационные аспекты в туризме
- § 1. Классификация аспектов
- § 2. Этапы принятия решения о покупке туристского продукта
- § 3. Основные факторы туристской мотивации
- § 4. Барьеры к путешествию
- Глава 8. Культура как фактор туристской мотивации § 1. Культурный, или познавательный, туризм
- § 2. Роль элементов культуры в формировании туристского интереса
- § 3. Охрана и использование культурно-исторического и природного наследия в туризме
- Глава 9. Социопсихологические аспекты туризма § 1. Влияние туризма на жизнь общества
- § 2. Типология туристов
- § 3. Внешние факторы, определяющие туристскую активность
- § 4. Место туристского назначения и его роль в мотивации туристского путешествия
- Часть третья. Туризм как сектор экономики
- Глава 10. Экономические основы туристской деятельности § 1. Сущность и экономическое содержание туризма
- § 2. Экономические и финансовые показатели
- § 3. Прямое и косвенное влияние развития туризма на экономику региона
- § 4. Положительные и отрицательные аспекты туристской деятельности
- Глава 11. Функционирование экономических законов в туризме § 1. Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений
- § 2. Туристский спрос и туристское предложение
- § 3. Экономические закономерности туристского рынка
- Глава 12. Особенности механизма функционирования туристского рынка § 1. Цена и ценообразование
- § 2. Организация финансовых отношений
- § 3. Особенности страхования
- Часть четвертая. Маркетинг в туризме
- Глава 13. Сущность и особенности маркетинга в туризме § 1. Специфика и комплексный характер туристского маркетинга
- § 2. Виды и цели маркетинговых исследований
- § 3. Этапы проведения маркетинга
- § 4. Источники информации
- § 5. Методы сбора информации
- Глава 14. Маркетинг рынка потребителей туристских услуг § 1. Основные факторы, влияющие на туристский спрос
- § 2. Особенности психологии поведения потребителей туристских услуг
- § 3. Сегментация туристского рынка
- § 4. Определение целевых рынков
- Глава 15. Элементы маркетинговой стратегии туристских предприятий России
- § 1. Планирование и разработка туристского продукта
- § 2. Стратегии установления цены на туристский продукт
- § 3. Каналы распространения
- § 4. Методы стимулирования спроса
- Часть пятая. Эволюционное развитие туристского рынка
- Глава 16. Оценка потенциала роста мирового рынка туризма
- § 1. Эволюция рыночных технологий
- § 2. Окружающая среда и ее влияние на развитие туристского рынка
- § 3. Перспективы развития видов туристской деятельности
- § 4. Поставщики в туризме: тенденции и прогнозы
- Глава 17. Перспективы развития мирового туристского рынка § 1. Прогнозы развития международного туризма
- § 2. Влияние социодемографических изменений на развитие мирового рынка туризма
- § 3. Материальное благосостояние и отдых
- § 4. Вклад туризма в сохранение мира
- Глава 18. Защита прав и интересов туристов в Российской Федерации § 1. Российское законодательство в области защиты прав и интересов туристов
- § 2. Анализ жалоб потребителей в туризме
- § 3. Права и интересы потребителей в туризме: разрешение конфликтов