§ 4. Современное состояние международной туристской деятельности
За послевоенные годы международный туризм приобрел широкие масштабы. Международные туристские связи стали составной частью общего процесса интернационализации социально-экономических отношений. К настоящему времени во многих странах сформировалась и довольно стабильно развивается индустрия туризма. Индустрия туризма многогранна. Множество предприятий, фирм и организаций участвует в обслуживании туристов. Среди туристских организаций выделяются туроператоры, занимающиеся производством туристского продукта, а затем реализующие его через туристские агентства, представляющие собой обширную сеть розничной торговли. Возникновение бизнеса туроператоров связано с тем, что при увеличивающихся возможностях предложения гостинично-рес-торанного обслуживания, а также в связи со строительством новых крупных туристских и курортных центров турист, купив тур, включающий только размещение и питание, не имеет возможности отдохнуть полноценно. Очевидно, что более значительные суммы денег расходуются туристами на досугово-развлекательные мероприятия. Кроме того, туристы не прочь заняться спортом, получить дополнительные курортные, бытовые и другие услуги. Вовлечение организаций, предприятий и фирм, предоставляющих такие услуги, в сферу туристского обслуживания, комплектация разнообразных тематических туров со специальным набором услуг - одна из основных задач туристского предпринимательства. В международном туризме действует множество туроператоров. В настоящее время такие фирмы представлены на рынке в виде мелких, средних предприятий, а также в виде крупных корпораций. В настоящее время наблюдается активное проникновение капитала отдельных компаний на зарубежные туристские рынки. А с введением единого рынка Европы, предусматривающего свободное движение капиталов, этот процесс пойдет еще интенсивнее. Особенно высок процент иностранного участия в туристских фирмах Голландии, Бельгии, Австрии, Испании. Напротив, французские, итальянские и английские компании демонстрируют нежелание пускать на свой рынок "чужих". Наиболее широко распространили свое влияние немецкие туроператоры, контролируя ряд крупнейших фирм за пределами своей страны. К примеру, концерн "ТУИ" имеет дочерние компании "Терра райзен" в Австрии и "Амбасадор туре" в Испании, совместное предприятие с австрийской национальной авиакомпанией - бюро путешествий "Туропа". Концерну принадлежит 40 % акций в компании "Арке райцеп" (Нидерланды) и 46 % во французской "Хорус туре". Оборот "ТУИ" в настоящее время достиг свыше 5 млрд немецких марок. Второй крупнейший концерн Германии - "НУР-туристик" (оборот свыше 3 млрд немецких марок) - владеет одноименными дочерними фирмами в Голландии, Австрии, Бельгии и имеет 25 % акций испанской фирмы "Ибероджет". Среди других известнейших туроператоров можно назвать: "Америкэн Экспресс", "Карлсон" (США); "Томсон туропе-рейшн", "Оунерс эброад групп", "Айртурс", Туристское агентство Кука (Великобритания); "Нувель Фронтьерз", "Клуб Медиттеран", "Вояж" (Франция); скандинавские компании: "Спайс", "Нордиск"; швейцарские: "Интерхоум", "Куони" и многие другие. Наравне с туроператорами в развитых туристских странах действует множество турагентств, охватывая большой потребительский рынок, составляя друг другу рыночную конкуренцию. В настоящее время среднее соотношение количества турагентств к количеству жителей в наиболее развитых туристских странах колеблется в районе показателя 1/10000. Это довольно высокий показатель: на 1 тыс. жителей - одно туристское бюро. Например, в Великобритании этот показатель составляет примерно 1:10 тыс., в США - 1:14 тыс., в Бельгии - 1:10 тыс., в Нидерландах - 1:13,5 тыс. Такой показатель признан оптимальным, так как, с одной стороны, достаточно широкая сеть турагенств делает рынок туристских продаж рынком потребителей, а с другой стороны, конкуренция, достаточно жесткая, все же не принимает слишком сложные формы. Еще одной характерной особенностью туристского рынка на современном этапе является концентрация производства путем укрупнения отдельных производственных единиц и сосредоточения в рамках монополистического объединения большого числа предприятий. Примером концентрации производства в туризме является возникновение гостиничных цепей. Образование гостиничных цепей играет свою определенную роль, оно позволяет продвигать на мировой рынок гостиничных услуг высокие стандарты обслуживания, а также способствует поддержке гостиничного обслуживания туристов. Большое количество международных гостиничных цепей принадлежит США. Например, цепи класса люкс: "Hyatt", "Hilt-n", "West Inn", и цепи среднего класса: "H-liday Inn", "Marri-tt", "Sherat-n", "Ramada". Кроме американских гостиничных цепей в мире известны такие цепи, как "Ассог" (Франция), "Transth-usc F-rt" (Великобритания), "Club Meditrans" (Франция), "Gi-np S-l" (Испания). Концентрация производства в туристской индустрии способствовала применению электронно-вычислительной техники и внедрению автоматизации в управление. Сегодня автоматизированные системы используются при бронировании гостиничных номеров, авиационных и железнодорожных билетов, прокате автомобилей и других услуг, необходимых во время путешествия. Использование автоматизированных систем управления привело к снижению себестоимости за счет сокращения административных и управленческих расходов, а также упрощения процедуры бронирования. За последние десятилетия наблюдались значительные изменения в туристской отрасли мира. Так, например, в 1950 г. было отмечено 25,3 млн прибытий в мире, а в 1995 г. - уже 600 млн прибытий. К настоящему времени туризм получил значительное развитие во всем мире. Правда, в различных регионах его рост был неодинаковым. Динамика развития мирового туризма по регионам мира в 1996-1998 гг. представлена в табл. 1.2.
Таблица 1.2.
Динамика развития мирового туризма по регионам в 1996-1998 гг.
Регион | Турприбытия, млн чел. | Изменения в % | Поступления от туризма, млрд долл. США | Изменения в% | ||||||||
1996 | 1997 | 1998 | 96/97 | 97/98 | 1996 | 1997 | 1998 | 96/97 | 97/98 | |||
Африка | 21,5 | 23,2 | 24,9 | 7,4 | 7,5 | 8,3 | 9,0 | 9,6 | 4,5 | 5,9 | ||
Америка | 115,4 | 118,5 | 120,2 | 5,4 | 1,4 | 112,7 | 118,8 | 121,2 | 5,8 | 2,1 | ||
Восточная Азия и Тихоокеанский регион | 87,5 | 88,0 | 86,9 | 1,0 | -1,2 | 81,3 | 76,6 | 73,7 | 1,1 | -3,8 | ||
Европа | 350,2 | 361,5 | 372,5 | 3,6 | 3,0 | 216,5 | 218,2 | 226,1 | 5,8 | 3,6 | ||
Ближний Восток | 14,1 | 14,8 | 15,6 | 6,1 | 5,3 | 7,7 | 9,1 | 9,7 | 10,5 | 6,4 | ||
Южная Азия | 4,3 | 4,8 | 5,1 | 5,1 | 5,0 | 3,9 | 4,3 | 4,4 | 6,5 | 2,8 | ||
Всего в мире | 594,1 | 610,7 | 625,2 | 3,8 | 2,4 | 435,1 | 435,9 | 444,7 | 1,0 | 2,0 |
Несмотря на кризис, мировой туризм продолжает устойчиво развиваться. В международном туризме существуют две тенденции: его подверженность влиянию внешних экономических и политических факторов и способность к быстрому восстановлению своих объемов в неблагоприятной обстановке. Согласно данным за 1998 г., наиболее сильно экономический кризис сказался на туризме в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе: международные туристские прибытия здесь снизились на 1,2 %, а доходы сократились на 4 %. Сократились потоки как делового туризма, так и туризма с целью отдыха в связи с беспорядками на местных валютных биржах и политическими проблемами, охватившими некоторые страны. Нестабильность на мировых финансовых рынках привела к некоторым изменениям в отпускных привычках туристов: увеличилось число поздних бронирований, а расходы во время отдыха уменьшились. По туристским прибытиям самым быстро развивающимся регионом мира стала Африка, где рост числа прибытий составил 7,5 %. Резкое увеличение туристских показателей преимущественно объясняется ростом потоков туристов - любителей природы в Южную Африку и европейских посетителей в Северную Африку. На Ближнем Востоке отмечен самый высокий рост поступлений от туризма - 6,4 %. Туристская индустрия Европы развивается в унисон с общей тенденцией экономического роста в регионе. Здесь отмечен рост турприбытий на 3,6 %. На туристские показатели повлияли некоторые события мирового масштаба, в частности проведение чемпионата мира по футболу во Франции и выставка Экспо'98 в Португалии. Показатели туризма в регионе Северной и Южной Америки увеличились только на 1,4 %. Это объясняется в первую очередь снижением туристского потока в США, на долю которого приходится 3/4 всего объема туризма в регионе. Итак, в результате анализа современного состояния мировой туристской индустрии можно сделать следующие выводы: - несмотря на политический и экономический кризис, в туристском секторе отмечается рост показателей туристской деятельности; - наблюдается большая конкуренция среди регионов в привлечении туристов; - происходит активное продвижение капиталов отдельных туристских компаний на зарубежные рынки; - происходит концентрация товаров и производства услуг в туризме; - в туризме активно используется компьютерная техника. В связи с этим можно наметить основные черты развития туризма в предстоящее первое десятилетие XXI века: - дальнейший рост показателей международной туристской деятельности; - постоянное влияние экономической и политической ситуации в мире на туризм; - определяющими факторами туризма станут социодемогра-фические изменения, электронная информация и коммуникационные системы; - поляризация деятельности туристских операторов, занятых как глобальным, так и средним и малым бизнесом; - одним из самых популярных регионов пребывания, видимо, станет Южная и Юго-Восточная Азия. В рамках этого потока будет усиливаться роль международного туристского сектора России как центра транзитного обслуживания туристов из Западной Европы, а также сегмента выездного туризма из России в указанные регионы.
- От автора
- Часть первая. Туризм - феномен XX века
- Глава 1. История развития туризма
- § 1. Первые путешественники
- § 2. Географические открытия русских мореплавателей и путешественников
- § 3. Первые достопримечательности
- § 4. Первые турагентства
- § 5. Первые организованные экскурсии
- § 6. Первые предприятия размещения
- Часть первая. Туризм - феномен XX века Глава 2. История развития транспорта
- Глава 3. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности
- § 1. Путешествие
- § 2. Туризм
- § 3. Рекреация
- § 4. Потребители туристского продукта
- § 5. Основные понятия туризма по российскому законодательству
- Глава 4. Влияние индустрии туризма на экономику страны
- Глава 5. Виды туристских организаций § 1. Международные организации
- Всемирная туристская организация вто (World Tourism Organization - wto)
- Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association - iata)
- Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organization - icao)
- § 2. Региональные организации Организация экономического сотрудничества и развития - оэср (Organization for Economic Cooperation and Development - oecd)
- Азиатско-Тихоокеанская туристская ассоциация (Pacific Asia Travel Association - pata)
- § 3. Национальные организации
- Российская ассоциация туристских агентств (patа)
- Всероссийское народное туристское общество (внто)
- Российская гостиничная ассоциация (рга)
- Ассоциация гостиниц и туристских организаций "Мостуротель"
- § 4. Современное состояние международной туристской деятельности
- Глава 6. Основные сегменты индустрии туризма в России § 1. Индустрия транспорта
- Авиаперевозки
- Железнодорожные перевозки
- Автобусные и автомобильные перевозки
- Водные перевозки
- § 2. Туроператорская и турагентская деятельность
- § 3. Индустрия гостиничного дела, питания и развлечений
- Международные гостиничные цепи в России
- Предприятия питания
- Индустрия развлечений
- Часть вторая. Мотивация туризма и путешествий
- Глава 7. Мотивационные аспекты в туризме
- § 1. Классификация аспектов
- § 2. Этапы принятия решения о покупке туристского продукта
- § 3. Основные факторы туристской мотивации
- § 4. Барьеры к путешествию
- Глава 8. Культура как фактор туристской мотивации § 1. Культурный, или познавательный, туризм
- § 2. Роль элементов культуры в формировании туристского интереса
- § 3. Охрана и использование культурно-исторического и природного наследия в туризме
- Глава 9. Социопсихологические аспекты туризма § 1. Влияние туризма на жизнь общества
- § 2. Типология туристов
- § 3. Внешние факторы, определяющие туристскую активность
- § 4. Место туристского назначения и его роль в мотивации туристского путешествия
- Часть третья. Туризм как сектор экономики
- Глава 10. Экономические основы туристской деятельности § 1. Сущность и экономическое содержание туризма
- § 2. Экономические и финансовые показатели
- § 3. Прямое и косвенное влияние развития туризма на экономику региона
- § 4. Положительные и отрицательные аспекты туристской деятельности
- Глава 11. Функционирование экономических законов в туризме § 1. Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений
- § 2. Туристский спрос и туристское предложение
- § 3. Экономические закономерности туристского рынка
- Глава 12. Особенности механизма функционирования туристского рынка § 1. Цена и ценообразование
- § 2. Организация финансовых отношений
- § 3. Особенности страхования
- Часть четвертая. Маркетинг в туризме
- Глава 13. Сущность и особенности маркетинга в туризме § 1. Специфика и комплексный характер туристского маркетинга
- § 2. Виды и цели маркетинговых исследований
- § 3. Этапы проведения маркетинга
- § 4. Источники информации
- § 5. Методы сбора информации
- Глава 14. Маркетинг рынка потребителей туристских услуг § 1. Основные факторы, влияющие на туристский спрос
- § 2. Особенности психологии поведения потребителей туристских услуг
- § 3. Сегментация туристского рынка
- § 4. Определение целевых рынков
- Глава 15. Элементы маркетинговой стратегии туристских предприятий России
- § 1. Планирование и разработка туристского продукта
- § 2. Стратегии установления цены на туристский продукт
- § 3. Каналы распространения
- § 4. Методы стимулирования спроса
- Часть пятая. Эволюционное развитие туристского рынка
- Глава 16. Оценка потенциала роста мирового рынка туризма
- § 1. Эволюция рыночных технологий
- § 2. Окружающая среда и ее влияние на развитие туристского рынка
- § 3. Перспективы развития видов туристской деятельности
- § 4. Поставщики в туризме: тенденции и прогнозы
- Глава 17. Перспективы развития мирового туристского рынка § 1. Прогнозы развития международного туризма
- § 2. Влияние социодемографических изменений на развитие мирового рынка туризма
- § 3. Материальное благосостояние и отдых
- § 4. Вклад туризма в сохранение мира
- Глава 18. Защита прав и интересов туристов в Российской Федерации § 1. Российское законодательство в области защиты прав и интересов туристов
- § 2. Анализ жалоб потребителей в туризме
- § 3. Права и интересы потребителей в туризме: разрешение конфликтов