logo
Квартальнов В

Железнодорожные перевозки

Россия обладает самой протяженной сетью железных дорог в мире. Наличие густой сети железных дорог, особенно в европейской части страны, позволяет организовывать разнообразные по географии, форме и содержанию маршруты железнодорожных туров. Железные дороги преимущественно расположены в европейской части страны, менее развита Восточная часть (Сибирь и Дальний Восток). Всего в России насчитывается 17 железных дорог, каждая из которых возглавляется управлением: 1) Октябрьская (управление в Санкт-Петербурге); 2) Северная (Ярославль); 3) Горьковская (Н. Новгород); 4) Московская (Москва); 5) Куйбышевская (Самара); 6) Приволжская (Саратов); 7) Юго-Восточная (Воронеж); 8) Северо-Кавказская (Ростов-на-Дону); 9) Уральская (Екатеринбург); 10) Южно-Уральская (Челябинск); 11) Красноярская (Красноярск); 12) Восточно-Сибирская (Иркутск); 13) Забайкальская (Чита); 14) Дальневосточная (Хабаровск); 15) Байкало-Амурская (Тында); 16) Западно-Сибирская (Новосибирск); 17) Кемеровская (Кемерово). Среди большинства российских туроператоров сегодня бытует мнение, что железнодорожный транспорт изжил себя и будущее принадлежит исключительно авиации и автобусам. Если обратиться к цифрам и сравнить показатели 1985 и 1995 гг., это мнение подтверждается: раньше 70 % туристов пользовались услугами железной дороги, 15 % - «Аэрофлотом», а в 1997 г. доля железнодорожных перевозок снизилась до 35 %. Снижению туристского потока на железнодорожном транспорте есть ряд объективных причин: - значительное уменьшение числа предоставляемых туристских поездов со стороны Министерства путей сообщения; - низкое качество обслуживания туристов в пути следования; - высокие тарифы и пр. Министерство путей сообщения (МПС) - это главный орган в России, ответственный за управление железнодорожным сообщением, единственный владелец всех железных дорог в России (монополист). В структуру МПС входят главные управления и управления по отдельным отраслям железнодорожного транспорта. Главное пассажирское управление МПС занимается вопросами обеспечения перевозок как пассажиров, так и туристов. В управлении железных дорог имеются пассажирские службы, а в отделениях дорог - пассажирские отделы или секторы. Главное управление вагонного хозяйства МПС занимается обслуживанием пассажиров и туристов в поездах. Этому управлению подчинены резервы проводников, конторы обслуживания пассажиров и вагонные депо. Главное управление движения МПС занимается вопросами организации следования поездов по графику. Главное врачебно-санитарное управление - санитарным состоянием вокзалов, пассажирских вагонов и т. д. В режиме внутреннего туризма железнодорожный транспорт конкурентоспособен при реализации познавательного туризма, поездках выходного дня, экскурсиях. Этот вид транспорта (наряду с автомобильным) является основным в приграничных туристских перевозках: в Финляндию, Польшу, Словакию, Китай, Монголию, а также в республики СНГ. Преобладание пассажиров из стран СНГ объясняется тем, что железная дорога - это основной путь в Россию из этих государств.