Железнодорожные перевозки
Россия обладает самой протяженной сетью железных дорог в мире. Наличие густой сети железных дорог, особенно в европейской части страны, позволяет организовывать разнообразные по географии, форме и содержанию маршруты железнодорожных туров. Железные дороги преимущественно расположены в европейской части страны, менее развита Восточная часть (Сибирь и Дальний Восток). Всего в России насчитывается 17 железных дорог, каждая из которых возглавляется управлением: 1) Октябрьская (управление в Санкт-Петербурге); 2) Северная (Ярославль); 3) Горьковская (Н. Новгород); 4) Московская (Москва); 5) Куйбышевская (Самара); 6) Приволжская (Саратов); 7) Юго-Восточная (Воронеж); 8) Северо-Кавказская (Ростов-на-Дону); 9) Уральская (Екатеринбург); 10) Южно-Уральская (Челябинск); 11) Красноярская (Красноярск); 12) Восточно-Сибирская (Иркутск); 13) Забайкальская (Чита); 14) Дальневосточная (Хабаровск); 15) Байкало-Амурская (Тында); 16) Западно-Сибирская (Новосибирск); 17) Кемеровская (Кемерово). Среди большинства российских туроператоров сегодня бытует мнение, что железнодорожный транспорт изжил себя и будущее принадлежит исключительно авиации и автобусам. Если обратиться к цифрам и сравнить показатели 1985 и 1995 гг., это мнение подтверждается: раньше 70 % туристов пользовались услугами железной дороги, 15 % - «Аэрофлотом», а в 1997 г. доля железнодорожных перевозок снизилась до 35 %. Снижению туристского потока на железнодорожном транспорте есть ряд объективных причин: - значительное уменьшение числа предоставляемых туристских поездов со стороны Министерства путей сообщения; - низкое качество обслуживания туристов в пути следования; - высокие тарифы и пр. Министерство путей сообщения (МПС) - это главный орган в России, ответственный за управление железнодорожным сообщением, единственный владелец всех железных дорог в России (монополист). В структуру МПС входят главные управления и управления по отдельным отраслям железнодорожного транспорта. Главное пассажирское управление МПС занимается вопросами обеспечения перевозок как пассажиров, так и туристов. В управлении железных дорог имеются пассажирские службы, а в отделениях дорог - пассажирские отделы или секторы. Главное управление вагонного хозяйства МПС занимается обслуживанием пассажиров и туристов в поездах. Этому управлению подчинены резервы проводников, конторы обслуживания пассажиров и вагонные депо. Главное управление движения МПС занимается вопросами организации следования поездов по графику. Главное врачебно-санитарное управление - санитарным состоянием вокзалов, пассажирских вагонов и т. д. В режиме внутреннего туризма железнодорожный транспорт конкурентоспособен при реализации познавательного туризма, поездках выходного дня, экскурсиях. Этот вид транспорта (наряду с автомобильным) является основным в приграничных туристских перевозках: в Финляндию, Польшу, Словакию, Китай, Монголию, а также в республики СНГ. Преобладание пассажиров из стран СНГ объясняется тем, что железная дорога - это основной путь в Россию из этих государств.
- От автора
- Часть первая. Туризм - феномен XX века
- Глава 1. История развития туризма
- § 1. Первые путешественники
- § 2. Географические открытия русских мореплавателей и путешественников
- § 3. Первые достопримечательности
- § 4. Первые турагентства
- § 5. Первые организованные экскурсии
- § 6. Первые предприятия размещения
- Часть первая. Туризм - феномен XX века Глава 2. История развития транспорта
- Глава 3. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности
- § 1. Путешествие
- § 2. Туризм
- § 3. Рекреация
- § 4. Потребители туристского продукта
- § 5. Основные понятия туризма по российскому законодательству
- Глава 4. Влияние индустрии туризма на экономику страны
- Глава 5. Виды туристских организаций § 1. Международные организации
- Всемирная туристская организация вто (World Tourism Organization - wto)
- Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association - iata)
- Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organization - icao)
- § 2. Региональные организации Организация экономического сотрудничества и развития - оэср (Organization for Economic Cooperation and Development - oecd)
- Азиатско-Тихоокеанская туристская ассоциация (Pacific Asia Travel Association - pata)
- § 3. Национальные организации
- Российская ассоциация туристских агентств (patа)
- Всероссийское народное туристское общество (внто)
- Российская гостиничная ассоциация (рга)
- Ассоциация гостиниц и туристских организаций "Мостуротель"
- § 4. Современное состояние международной туристской деятельности
- Глава 6. Основные сегменты индустрии туризма в России § 1. Индустрия транспорта
- Авиаперевозки
- Железнодорожные перевозки
- Автобусные и автомобильные перевозки
- Водные перевозки
- § 2. Туроператорская и турагентская деятельность
- § 3. Индустрия гостиничного дела, питания и развлечений
- Международные гостиничные цепи в России
- Предприятия питания
- Индустрия развлечений
- Часть вторая. Мотивация туризма и путешествий
- Глава 7. Мотивационные аспекты в туризме
- § 1. Классификация аспектов
- § 2. Этапы принятия решения о покупке туристского продукта
- § 3. Основные факторы туристской мотивации
- § 4. Барьеры к путешествию
- Глава 8. Культура как фактор туристской мотивации § 1. Культурный, или познавательный, туризм
- § 2. Роль элементов культуры в формировании туристского интереса
- § 3. Охрана и использование культурно-исторического и природного наследия в туризме
- Глава 9. Социопсихологические аспекты туризма § 1. Влияние туризма на жизнь общества
- § 2. Типология туристов
- § 3. Внешние факторы, определяющие туристскую активность
- § 4. Место туристского назначения и его роль в мотивации туристского путешествия
- Часть третья. Туризм как сектор экономики
- Глава 10. Экономические основы туристской деятельности § 1. Сущность и экономическое содержание туризма
- § 2. Экономические и финансовые показатели
- § 3. Прямое и косвенное влияние развития туризма на экономику региона
- § 4. Положительные и отрицательные аспекты туристской деятельности
- Глава 11. Функционирование экономических законов в туризме § 1. Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений
- § 2. Туристский спрос и туристское предложение
- § 3. Экономические закономерности туристского рынка
- Глава 12. Особенности механизма функционирования туристского рынка § 1. Цена и ценообразование
- § 2. Организация финансовых отношений
- § 3. Особенности страхования
- Часть четвертая. Маркетинг в туризме
- Глава 13. Сущность и особенности маркетинга в туризме § 1. Специфика и комплексный характер туристского маркетинга
- § 2. Виды и цели маркетинговых исследований
- § 3. Этапы проведения маркетинга
- § 4. Источники информации
- § 5. Методы сбора информации
- Глава 14. Маркетинг рынка потребителей туристских услуг § 1. Основные факторы, влияющие на туристский спрос
- § 2. Особенности психологии поведения потребителей туристских услуг
- § 3. Сегментация туристского рынка
- § 4. Определение целевых рынков
- Глава 15. Элементы маркетинговой стратегии туристских предприятий России
- § 1. Планирование и разработка туристского продукта
- § 2. Стратегии установления цены на туристский продукт
- § 3. Каналы распространения
- § 4. Методы стимулирования спроса
- Часть пятая. Эволюционное развитие туристского рынка
- Глава 16. Оценка потенциала роста мирового рынка туризма
- § 1. Эволюция рыночных технологий
- § 2. Окружающая среда и ее влияние на развитие туристского рынка
- § 3. Перспективы развития видов туристской деятельности
- § 4. Поставщики в туризме: тенденции и прогнозы
- Глава 17. Перспективы развития мирового туристского рынка § 1. Прогнозы развития международного туризма
- § 2. Влияние социодемографических изменений на развитие мирового рынка туризма
- § 3. Материальное благосостояние и отдых
- § 4. Вклад туризма в сохранение мира
- Глава 18. Защита прав и интересов туристов в Российской Федерации § 1. Российское законодательство в области защиты прав и интересов туристов
- § 2. Анализ жалоб потребителей в туризме
- § 3. Права и интересы потребителей в туризме: разрешение конфликтов