§ 3. Прямое и косвенное влияние развития туризма на экономику региона
Туризм оказывает существенное влияние на экономику и развитие региона, способствуя притоку валюты в страну, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры и т. д. Для получения максимальной выгоды от туризма каждое государство разрабатывает туристскую политику, которая является одним из видов социально-экономической политики государства. Туристская политика государства - это совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функционирование сферы туризма для достижения конкретных целей сохранения и развития социально-экономического комплекса. Основные направления туристской политики России: - защита прав путешествующих; - защита интересов производителей отечественного турпро-дукта; - всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма, которая может проявляться в форме: а) прямых инвестиций в формирование туристской инфраструктуры; б) научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального турпродукта на мировом рынке; в) налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций. Туристская политика государства базируется на стратегии и тактике. Туристская стратегия - выработка общей концепции развития и целевых программ, для реализации которых требуется время и большие финансовые ресурсы. Туристская тактика - конкретные меры и приемы достижения поставленной цели в конкретных условиях. Например, Указом Президента РФ от 22 декабря 1995 г. № 1284 была одобрена концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации, которую можно считать примером стратегии России в области туризма. Главная цель концепции - создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для обслуживания российских и зарубежных граждан, а также значительный вклад в развитие экономики страны. Для реализации этой цели предлагается целый ряд мер (туристская тактика), среди которых: создание нормативно-правовой базы развития туризма, соответствующей международной практике; формирование экономических механизмов стимулирования развития иностранного и внутреннего туризма, привлечения инвестиций в эту сферу; введение жесткой системы сертификации и лицензирования туристской деятельности и т. п. Итак, любое государство, развивающее туризм, стремится достичь от него максимальной экономической эффективности. Экономическая эффективность туризма означает получение выигрыша (экономического эффекта) от организации туризма в масштабах государства, туристского обслуживания населения региона, производственно-обслуживающей деятельности туристской фирмы. Туризм как торговлю услугами на мировом рынке можно назвать невидимым экспортом, вносящим соответствующий вклад в платежный баланс страны. Положительным явлением считается тот факт, когда сумма ввоза туристами валюты превышает сумму вывоза валюты. В настоящий период, когда российский рубль падает по отношению к доллару и другим валютам, доллар в России обретает значительно большую покупательную способность, чем где-либо еще. Это, несомненно, должно привлекать иностранных туристов и повышать туристский экспорт, что, в свою очередь, способствует увеличению валового национального продукта (ВНП). Усилия по привлечению иностранных туристов в Россию имеют некоторое влияние на ситуацию платежного баланса. Например, гостинично-туристская отрасль в Москве дает столичному бюджету около 10 % доходов. Фирмы, обслуживающие туристов из-за рубежа, стимулируют продажу сопутствующих товаров, материально помогая национальной экономике. Ситуация баланса платежей оказывает прямое влияние на ВНП России, величина которого определяется по формуле:
BHП = C + I + G + (x - m)
где С - расходы потребителей; I - инвестиции; G - расходы правительства; х - экспорт; m - импорт. Естественно, что если импорт превышает экспорт, то ВНП будет иметь меньшее значение. Поэтому для российской экономики выгоднее привлекать больше туристов в нашу страну и поощрять их тратить здесь больше денег, чем отправлять российских граждан путешествовать за границу. Прямое влияние туризма на экономику страны или региона - это результат доходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Прямое влияние понимается как результат вклада денег туристами в туристские предприятия, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест. Расходы туристов повышают доход туристского региона, что в свою очередь ведет к цепочке "расходы - доходы - расходы" и т. д. до тех пор, пока эти связи не замыкают цепочку. Таким образом, влияние первичного дохода вследствие туристских расходов сложно переоценить, так как с ним связаны последующие циклы туристских расходов. Кроме прямого влияния туристских расходов на развитие региона существует также косвенное влияние, или "эффект мультипликатора"1, который вступает в силу по мере циркуляции туристских расходов в регионе. Действие мультипликатора дохода от туризма можно продемонстрировать на следующем условном примере. Группа иностранных туристов, путешествуя по Валдаю, тратит на покупку товаров и услуг определенную сумму. Доход турпредприятий - это их выручка от продажи туристам услуг и товаров. Доход ре-гиона - это налоги, полученные с этой выручки и оставляемые в распоряжении региона. Деньги туристов начинают полностью работать на экономику региона, когда туристская фирма покупает местные (региональные) товары и услуги. Продавцы этих товаров и услуг, получив деньги от туристов, выплачивают из них заработную плату своим работникам, которые, в свою очередь, тратят их на покупку товаров, оплату услуг и т. д. Однако если работники, получив зарплату, тратят ее на приобретение импортных товаров или отдых за рубежом, то цикл замыкается и происходит утечка денежных средств из региона. Сочетание прямого и косвенного влияния схемы расходов туристов определяет влияние на местную экономику в целом. Обычно не весь доход, полученный в каждом цикле расходов туристов, бывает потрачен. Некоторая часть его откладывается, а другая тратится за пределами данного региона. Чем больше доля дохода, потраченная в пределах региона, тем больше эффект мультипликатора. Способность удерживать турдоход в пределах региона зависит от экономической замкнутости района и самостоятельности местной экономики. Если местная экономика способна производить товары и услуги, которые пользуются спросом у туристов, то эффект мультипликатора будет очень значителен. Чем больше товаров импортируется из других регионов, тем меньше эффект мультипликатора. Из вышесказанного можно сделать вывод: эффект мультипликатора - это количество раз, которое деньги, вложенные туристами в местную экономику, были фактически потрачены в принимающем регионе. Этот коэффициент можно назвать также коэффициентом доходов, так как потраченные туристами деньги прямо или косвенно становятся доходами местного населения. Теоретически эффект мультипликатора в туризме неоспорим, но на практике возникают трудности с его учетом. Западная экономическая наука по проблемам туризма только начинает разрабатывать методику учета и расчета вклада отрасли в экономику страны. Помимо эффекта мультипликатора есть сопутствующие экономические явления. Растущие затраты туристов вызывают необходимость в дополнительной рабочей силе, что выражается коэффициентом занятости. По мере расширения туристского региона совершенствуется его инфраструктура, идет строительство новых зданий и сооружений. Следовательно, можно рассчитать коэффициент дохода. Рассмотрим эти коэффициенты более подробно. Коэффициент занятости. Количество имеющихся и вновь создаваемых рабочих мест - один из важнейших показателей вклада отрасли в экономику. Наиболее исследованная категория занятых в туризме - в гостиничном и курортно-санаторном хозяйстве. Косвенная же занятость, создаваемая туризмом в настоящее время, может быть оценена очень приблизительно. Коэффициент занятости различен по регионам и зависит от их экономической базы. Если коэффициент занятости для страны составляет 1,13, это означает, что страна может обеспечить трудоустройство дополнительно 0,13 человек на каждого напрямую работающего в обслуживании экспортного туристского спроса. А если данный коэффициент составляет, предположим, 2,63, то страна обеспечивает рабочими местами приблизительно 1,63 человека на каждого уже работающего в индустрии. В целом же коэффициент занятости страны изменяется прямо пропорционально численности населения или общему количеству трудоустроенного населения. По мере роста населения в стране возрастает и значение коэффициента занятости. Коэффициент дохода. Занятость предполагает доход, который стимулирует экономику региона в процессе его развития. Значительность этого стимулирования зависит от некоторых факторов. Если использовать в качестве примера отель, то его администрации необходимо выбрать один из двух способов распределения прибыли: потратить прибыль на товары и услуги или отложить часть прибыли. Экономисты называют эти способы маржинальной склонностью к потреблению (МСП) или маржинальной склонностью к сбережению (МСС) - оттоком денег из местной экономики. Отток маржинальных (дополнительных) фондов из местной экономики может производиться двумя путями: они могут быть отложены или могут быть использованы на приобретение импортных товаров. В любом случае данные действия способствуют оттоку фондов и не стимулируют местную экономику. Основным объективным фактором, определяющим уровень потребления, является доход, поэтому объемы потребления прямо пропорциональны величине доходов. Субъективная склонность к потреблению может быть средней и предельной (маржинальной). Средняя склонность к потреблению людей или туристских предприятий выражается отношением потребляемой части дохода ко всему доходу. Предельная склонность к потреблению выражается отношением изменения в потреблении к тому изменению в доходе, которое его вызвало. Но и человек, и предприятие не только потребляют, но и сберегают. Сбережения - это часть дохода, которая не потребляется. Склонность к сбережению бывает средней и предельной (маржинальной). Средняя склонность к сбережению выражается отношением сберегаемой части дохода ко всему доходу. Предельная склонность к сбережению выражается отношением любого изменения в сбережениях к тому изменению в доходе, которое его вызвало. Если валовой доход туристского предприятия распадается на потребление и сбережение, то прирост потребления плюс прирост сбережения всегда равны приросту дохода. В этих условиях сумма маржинальной склонности к потреблению и маржинальной склонности к сбережению равна единице:
МСС + МСП = 1; МСП = 1 - МСС; МСС = 1 - МСП
Чтобы понять суть коэффициента дохода (КД), надо приблизительно рассчитать, какая доля денег туристов, получаемая туристским регионом, тратится и какая доля откладывается (утечка). Коэффициент дохода можно рассчитать по формуле:
Рассмотрим это на примере. Предположим, что общие затраты туристов в регионе составили $1000, а маржинальная склонность к потреблению равна 1/2. Схема расходов проходит 7 этапов в год: $1000 + [1/2 х 1000] + [(1/2)2 х 1000] + [(1/2)3 х1000] + + [(1/2)4 х 1000] + [(1/2)5 х1000] + [(1/2)6 х 1000] + + [(1/2)' х 1000] = $1000 + 500 + 250 + 125 + 62,5 + 31,25 + + 15,63 + 7,81 "$2000. Произведем вычисления:
1 / (1 - 1/12) х $1000 = 2 х $1000 = $2000
Таким образом, первоначальная сумма в $1000 туристских расходов оборачивается $2000 дохода принимающего туристского региона. Утечка денежных средств. Утечка - это комбинация сбережений (деньги, которые не предоставляются в заем) и импорта (деньги, которые тратятся на туристские потребности за пределами принимающего государства). Если тратятся деньги за рубежом на импортные товары, то очевидно, что это не стимулирует местную экономику. И аналогично, если деньги отложены в форме сбережений, которые не отдаются в заем в течение года, то они опять же не стимулируют экономику. Таким образом, для получения максимальной экономической прибыли от туристских расходов необходимо вкладывать как можно больше туристских фондов в местную экономику путем покупки национальных товаров и услуг, так как замораживание денежных средств или приобретение импорта в больших объемах не способствует развитию принимающей страны. В России сейчас утечка достаточно велика, так как из-за упадка производственной сферы отелям, транспортным предприятиям и прочим поставщикам туристской отрасли приходится закупать оборудование и некоторые услуги у зарубежных производителей.
- От автора
- Часть первая. Туризм - феномен XX века
- Глава 1. История развития туризма
- § 1. Первые путешественники
- § 2. Географические открытия русских мореплавателей и путешественников
- § 3. Первые достопримечательности
- § 4. Первые турагентства
- § 5. Первые организованные экскурсии
- § 6. Первые предприятия размещения
- Часть первая. Туризм - феномен XX века Глава 2. История развития транспорта
- Глава 3. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности
- § 1. Путешествие
- § 2. Туризм
- § 3. Рекреация
- § 4. Потребители туристского продукта
- § 5. Основные понятия туризма по российскому законодательству
- Глава 4. Влияние индустрии туризма на экономику страны
- Глава 5. Виды туристских организаций § 1. Международные организации
- Всемирная туристская организация вто (World Tourism Organization - wto)
- Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association - iata)
- Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organization - icao)
- § 2. Региональные организации Организация экономического сотрудничества и развития - оэср (Organization for Economic Cooperation and Development - oecd)
- Азиатско-Тихоокеанская туристская ассоциация (Pacific Asia Travel Association - pata)
- § 3. Национальные организации
- Российская ассоциация туристских агентств (patа)
- Всероссийское народное туристское общество (внто)
- Российская гостиничная ассоциация (рга)
- Ассоциация гостиниц и туристских организаций "Мостуротель"
- § 4. Современное состояние международной туристской деятельности
- Глава 6. Основные сегменты индустрии туризма в России § 1. Индустрия транспорта
- Авиаперевозки
- Железнодорожные перевозки
- Автобусные и автомобильные перевозки
- Водные перевозки
- § 2. Туроператорская и турагентская деятельность
- § 3. Индустрия гостиничного дела, питания и развлечений
- Международные гостиничные цепи в России
- Предприятия питания
- Индустрия развлечений
- Часть вторая. Мотивация туризма и путешествий
- Глава 7. Мотивационные аспекты в туризме
- § 1. Классификация аспектов
- § 2. Этапы принятия решения о покупке туристского продукта
- § 3. Основные факторы туристской мотивации
- § 4. Барьеры к путешествию
- Глава 8. Культура как фактор туристской мотивации § 1. Культурный, или познавательный, туризм
- § 2. Роль элементов культуры в формировании туристского интереса
- § 3. Охрана и использование культурно-исторического и природного наследия в туризме
- Глава 9. Социопсихологические аспекты туризма § 1. Влияние туризма на жизнь общества
- § 2. Типология туристов
- § 3. Внешние факторы, определяющие туристскую активность
- § 4. Место туристского назначения и его роль в мотивации туристского путешествия
- Часть третья. Туризм как сектор экономики
- Глава 10. Экономические основы туристской деятельности § 1. Сущность и экономическое содержание туризма
- § 2. Экономические и финансовые показатели
- § 3. Прямое и косвенное влияние развития туризма на экономику региона
- § 4. Положительные и отрицательные аспекты туристской деятельности
- Глава 11. Функционирование экономических законов в туризме § 1. Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений
- § 2. Туристский спрос и туристское предложение
- § 3. Экономические закономерности туристского рынка
- Глава 12. Особенности механизма функционирования туристского рынка § 1. Цена и ценообразование
- § 2. Организация финансовых отношений
- § 3. Особенности страхования
- Часть четвертая. Маркетинг в туризме
- Глава 13. Сущность и особенности маркетинга в туризме § 1. Специфика и комплексный характер туристского маркетинга
- § 2. Виды и цели маркетинговых исследований
- § 3. Этапы проведения маркетинга
- § 4. Источники информации
- § 5. Методы сбора информации
- Глава 14. Маркетинг рынка потребителей туристских услуг § 1. Основные факторы, влияющие на туристский спрос
- § 2. Особенности психологии поведения потребителей туристских услуг
- § 3. Сегментация туристского рынка
- § 4. Определение целевых рынков
- Глава 15. Элементы маркетинговой стратегии туристских предприятий России
- § 1. Планирование и разработка туристского продукта
- § 2. Стратегии установления цены на туристский продукт
- § 3. Каналы распространения
- § 4. Методы стимулирования спроса
- Часть пятая. Эволюционное развитие туристского рынка
- Глава 16. Оценка потенциала роста мирового рынка туризма
- § 1. Эволюция рыночных технологий
- § 2. Окружающая среда и ее влияние на развитие туристского рынка
- § 3. Перспективы развития видов туристской деятельности
- § 4. Поставщики в туризме: тенденции и прогнозы
- Глава 17. Перспективы развития мирового туристского рынка § 1. Прогнозы развития международного туризма
- § 2. Влияние социодемографических изменений на развитие мирового рынка туризма
- § 3. Материальное благосостояние и отдых
- § 4. Вклад туризма в сохранение мира
- Глава 18. Защита прав и интересов туристов в Российской Федерации § 1. Российское законодательство в области защиты прав и интересов туристов
- § 2. Анализ жалоб потребителей в туризме
- § 3. Права и интересы потребителей в туризме: разрешение конфликтов