4.2. Классификация подвижного состава и требования, предъявляемые к туристским автобусам.
Согласно «Положению об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», автобус представляет собой автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8. Автобусы предназначены для перевозки пассажиров по установленному маршруту с посадкой и высадкой на предусмотренных остановках или по маршрутам, определяемым заказчиком — юридическим или физическим лицом.
По территориальному признаку автобусные перевозки разделяются на городские, пригородные, междугородные и международные. К городским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые в пределах черты города (одного населенного пункта); кпригородным — перевозки, осуществляемые за пределы черты города на расстояние до 50 км включительно; к междугородным — перевозки, осуществляемые за пределы черты города более чем на 50 км; к международным — перевозки, осуществляемые за пределы или из-за пределов Российской Федерации. В связи с этим автобусы бывают городские, пригородные, междугородные и международные.
В зависимости от назначения перевозки автобусы делятся на автобусы общего пользования, туристско-экскурсионные и специальные (школьные; вахтовые; для доставки работников на производственные объекты, удаленные от общих линий городского пассажирского транспорта, и т.п.). Эти автобусы различаются по вместимости, уровню комфорта, внутреннему оборудованию салонов, внешнему виду. Например, в Москве для перевозки школьников по экскурсионным маршрутам с начала 2002 г. стали использоваться автобусы, имеющие особое цветографическое оформление — поверх забавных картинок (цифр и кубиков) на бортах нанесена надпись «Школьный автобус». Ярко-желтая окраска автобусов издалека привлекает внимание водителей и работников ГИБДД, что делает перевозку более безопасной. (Первые 50 таких школьных автобусов отправились по экскурсионным маршрутам 25 января 2002 г., пассажирами их были московские школьницы, носящие имя Татьяна.)
По числу мест автобусы бывают: особо малой вместимости — микроавтобусы (с числом мест 9—11 человек), к которым относятся автобусы марок УАЗ, РАФ, «газель»; малой вместимости (с числом мест 21 — 26 человек); средней вместимости (с числом мест 33 — 34 человека); большой вместимости, рассчитанные на 41—45 человек, и особо большой вместимости, в которых число мест может достигать от 54 — 56 до 80.
К автобусам малой вместимости относятся отечественные машины марок КАВЗ и ПАЗ общего назначения и модификации для северных, горных и южных районов. Севернаямодификация предполагает теплоизоляцию кузова, изолированную от салона кабину водителя, двойное остекление, дополнительное отопление. Горный автобус отличается наличием тормоза-замедлителя, противооткатного устройства и ремней безопасности для водителя и всех пассажиров. Южный вариант автобуса отличается установкой солнцезащитного экрана и теплоизоляцией кузова.
К автотранспортным средствам средней вместимости принадлежат определенные модификации автобусов марок ЛАЗ и МАРЗ (общего назначения и с откидными мягкими сиденьями).
Среди автобусов большой вместимости известны отечественные ЛАЗы, ЛиАЗы, венгерские «икарусы». Для длительных туристских перевозок чаще всего используются зарубежные автобусы марок «Bova», DAF, «Ikarus», MAN, «Mersedes», «Neoplan», «Skania», «Setra», «Volvo», «Vanhool» и др.
В зависимости от количества этажей автобусы бывают одно-, полутора- идвухэтажные. Большинство турфирм предпочитают работать с полутораэтажными автобусами, так как они имеют хороший обзор из-за того, что пол пассажирского салона поднят относительно кабины водителя. Нижнее помещение предназначено для перевозки багажа туристов. Нижние этажи двухэтажных автобусов могут использоваться как пассажирский салон при непродолжительных экскурсиях с целью увеличения вместимости транспортного средства или в качестве буфета, оборудованного небольшими столиками и стульями. Некоторые фирмы устраивают на первом этаже игровые комнаты или видеосалоны для детей. Существуют автобусы, в которых нижний этаж оборудован спальными местами. Следует отметить, что габариты двухэтажных автобусов нередко являются помехой при путешествиях — в некоторых городах из-за низких мостов водителям приходится выбирать объездные пути. В отдельных странах (Великобритания) двухэтажные автобусы применяются в качестве городского вида транспорта, однако в последнее время количество их существенно снизилось.
Автотранспортные средства могут классифицироваться в зависимости от вида применяемого топлива. Сейчас большинство автомобилей, предназначенных для пассажирских перевозок, работают на бензине, дизельном топливе или природном газе (сжиженном или сжатом). Однако в последнее время за рубежом и в нашей стране стали появляться автобусы, работающие на электрических батареях, - электромобили (электробусы).
Необходимо соблюдать правила эксплуатации автотранспортных средств. Например, в России на горных маршрутах допускается использование автобусов с пробегом не более 300 тыс. км с начала их эксплуатации, при этом высота рисунка протектора шин должна быть не менее 3 мм. Автобусы, используемые на горных маршрутах, должны быть оборудованы передними противотуманными фарами и вспомогательными фарами заднего хода.
Для лучшего обзора и сведения к минимуму «мертвых зон» автобусы самых современных моделей оборудуются дополнительными зеркалами и видеокамерами заднего обзора, а также ультрафиолетовыми датчиками для определения расстояния до препятствия сзади (это существенно облегчает маневрирование и парковку). В недалеком будущем туристские автобусы предполагается оснастить устройствами, оповещающими водителей о совершении обгона другим транспортным средством, а также устройством, предотвращающим засыпание водителя за рулем.
Для обеспечения безопасности перевозок регламентируются сроки эксплуатации автотранспортных средств, предназначенных для массовых перевозок туристов. В большинстве европейских государств срок эксплуатации туристских автобусов не должен превышать 8 — 10 лет. Кроме того, в настоящее время Комитет по технической адаптации ЕС выдвинул предложение по оснащению автобусов, предназначенных для туристских путешествий, ремнями безопасности и энергопоглощающими сиденьями.
Ужесточаются требования и по экологической безопасности автотранспортных средств. Достаточно сказать, что нормы ЕС, касающиеся вредных выбросов выхлопных газов, за последние 20 лет уменьшились более чем в 20 раз. В стандарте «Зеленый автомобиль», принятом Европейской конференцией министров транспорта, строго нормируется содержание окиси углерода (СО), окиси азота (NO), углеводородов (СН) и твердых частиц в отработанных газах, а также уровень шума двигателей. Такая политика в области ужесточения экологических стандартов способствует разработке более совершенных конструкций двигателей для автотранспортных средств, а также поиску новых видов топлива — биологического, газового (в том числе водорода, диметилового эфира и др.).
Для автобусов, работающих на регулярных маршрутах, дополнительным обязательным требованием является наличие трафарета — таблички с указанием начального и конечного пунктов маршрута.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Транспортное обслуживание в туризме
- Содержание
- Тема 1. Транспортное обслуживание туристов
- Тема 2.
- Тема 3. Обслуживание туристов железнодорожным транспортом
- Тема 4. Обслуживание туристов автомобильным транспортом
- 1.1.Использование транспортных средств при туристических путешествиях
- 1.2.Состояние транспортной системы обслуживания туристов
- 1.3.Классификация транспортных путешествий и транспортных средств
- Тема 2. Перевозка туристов воздушным транспортом
- 2.1. Правовые основы регулирования перевозок пассажиров воздушным транспортом
- 2.2. Договор о воздушной перевозке пассажиров
- 2.3. Авиационные тарифы. Виды и типы тарифов
- Обозначение тарифов
- 2.4. Технология обслуживания авиапассажиров
- 2.5. Регистрация пассажиров на воздушный рейс
- 2.6. Таможенный досмотр
- 2.7. Санитарно-эпидемиологический контроль
- 2.8. Паспортно-визовый контроль
- 2.9. Специальный контроль безопасности полетов
- 2.10. Посадка пассажиров на борт воздушного судна
- 2.11. Обслуживание пассажиров в аэропорту назначения
- 2.12. Особенности обслуживания отдельных категорий пассажиров
- Обслуживание пассажиров категории vip
- Особенности перевозки детей
- Перевозка беременных женщин
- Перевозка больных и инвалидов
- Перевозка слепых и глухих пассажиров
- Перевозка пассажиров нестандартной комплекции
- 2.13. Общие правила перевозки багажа
- Бесплатный багаж
- Платный багаж
- Предметы, разрешенные к перевозке в ограниченном количестве
- Упаковка багажа
- Получение багажа
- Задержка и утеря багажа
- Хранение и реализация багажа
- Ответственность при перевозке багажа
- Претензии и иски
- 2.14. Особенности перевозки отдельных групп предметов и вещей
- Оптика и аппаратура
- Оружие и боеприпасы
- Животные и птицы
- Багаж в салоне самолета
- Негабаритный багаж
- Несопровождаемый багаж
- 2.15. Чартерные авиарейсы
- Виды чартерных рейсов
- Основные сведения, которые должны быть отражены в контракт-договоре чартера
- Расходы, не связанные с выполнением чартерной перевозки
- Расходы, связанные с задержкой вылета.
- Расторжение договора.
- Освобождение от ответственност
- Консолидаторы
- Проблемы, связанные с реализацией чартерных рейсов
- 2.16. Сервис для авиапассажиров
- Основные виды сервиса
- Технические составляющие сервиса.
- Социальные составляющие сервиса.
- Сервис для детей.
- Развлекательный сервис на борту
- Сервис в аэропортах
- Питание на борту воздушного судна
- Курение на борту самолета
- Тема 3. Обслуживание туристов железнодорожным транспортом
- 3.1. Правовые основы перевозок пассажиров железнодорожным транспортом
- 3.2. Классификация подвижного состава
- 3.3. Перевозочные документы
- 3.4. Тарифы. Льготы. Сборы.
- 3.5. Правила перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте
- 3.6. Перевозка ручной клади, багажа и грузобагажа
- 3.7. Сервис для пассажиров
- Требования к персоналу, обслуживающему пассажирские вагоны
- Новые виды пассажирских вагонов
- Расширение услуг, предоставляемых пассажирам на железнодорожном транспорте
- 3.8. Особенности обслуживания организованных групп туристов на железнодорожном транспорте
- Тема 4. Обслуживание туристов автомобильным транспортом
- 4.1. Правовые основы перевозки пассажиров автомобильным транспортом
- 4.2. Классификация подвижного состава и требования, предъявляемые к туристским автобусам.
- 4.3. Организация перевозок пассажиров в автобусах, предоставляемых по договорам или отдельным заказам
- 4.4. Обеспечение безопасности пассажиров при перевозках автобусами во внутреннем сообщении
- 4.5. Организация перевозок туристов автомобильным транспортом на международных маршрутах
- 4.6. Документы, необходимые при реализации международных автоперевозок
- Тема 5. Обслуживание туристов водным транспортом
- 5.1. Правовые основы регулирования перевозок пассажиров водным транспортом
- 5.2. Обслуживание туристов на морских, круизных судах
- 5.3. Обслуживание туристов на речных, круизных судах
- Тема 6. Доходы, прибыль, рентабельность и налоги на транспорте
- 6.1. Экономические показатели и их особенности на различных видахтранспорта
- Группы экономических показателей
- 6.2. Расчет себестоимости перевозок пассажиров, багажа и почты по железной дороге
- Тема 7. Правовые основы транспортного обеспечения туров
- 7.1. Договорные отношения с туристами.
- 7.2. Договорные отношения с автоперевозчиками
- 7.3. Договорные отношения с железной дорогой
- Тема 8. Тарифы транспортных услуг
- 8.1. Тарифы на авиационные перевозки туристов
- 8.2. Тарифы на железнодорожные перевозки
- 8.3. О тарифах на услуги водного транспорта
- Тема 9. Международное - правовое регулирование отношений в области туризма
- Рекомендуемая литература
- 100% Гарантия качества.
- Дружить