71. Анализ техники бега на различные дистанции (по выбору).
Бег на короткие дистанции (спринт) является одним из наиболее популярных видов легкой атлетики. С целью анализа техники бега его условно разделяют на 4 части: старт, стартовый разбег, бег по дистанции, финиширование.
Старт. В спринте применяется низкий старт, позволяющий быстрее начать бег и достичь максимальной скорости на коротком отрезке. Для ускорения в начале бега используются стартовые колодки, обеспечивающие твердую опору для отталкивания и постоянные углы наклона опорных площадок. Их расположение определяется в процессе тренировки и зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, его роста, длины конечностей, уровня развития скоростно-силовых качеств.
Существует несколько вариантов низкого старта. Наиболее распространен так называемый обычный старт, при котором передняя стартовая колодка устанавливается на расстоянии 1-1,5 стопы (35-50 см) от стартовой линии, а задняя – на таком же расстоянии от передней колодки. При сближенном старте задняя колодка приближается к стартовой линии и ставится ближе к передней колодке (на расстоянии длины стопы и меньше). При растянутом старте передняя колодка отставляется от стартовой линии назад и находится на расстоянии длины стопы и меньше от задней колодки. Изменяется при этом и угол наклона опорных площадок: с приближением колодок к стартовой линии он уменьшается, при удалении – увеличивается.
Перед сигналом к началу бега различают две предварительные команды: «На старт!» и «Внимание!».
По команде «На старт!» бегун приседает перед колодками, опираясь руками о дорожку впереди стартовой линии. По команде «Внимание!» нужно плавно подать туловище слегка вперед, одновременно поднимая таз несколько выше уровня плеч. Стопы должны быть плотно прижаты к колодкам, колени слегка сдвинуты, а пятки чуть развернуты в стороны.
Стартовый разбег. Задача стартового разбега – как можно быстрее пре-одолеть инерцию покоя и создать максимально возможное ускорение тела бегуна. Услышав сигнал, бегун устремляется вперед, отрывая руки от дорожки и одновременно отталкиваясь от колодки сзади стоящей ногой, которая выполняет активное движение вперед.
Одновременно с нарастанием скорости и уменьшением величины уско-рения наклон тела уменьшается, а техника бега постепенно приближается к технике бега на дистанции. При этом скорость в стартовом разбеге увеличивается за счет возрастания длины шагов, сокращения времени опоры при практически неизменном времени шагов. Выпрямление туловища и переход к бегу по дистанции у спортсменов высокой квалификации происходит на 25-30 метре (13-15 беговых шагов), когда достигается 90-95 % максимальной скорости бега. Во время бега по дистанции руки, согнутые в локтях, быстро движутся вперед и назад-наружу. В момент вертикали рука при движении назад вы-прямляется в локтевом суставе и, вновь сгибаясь, движется вперед.
хотя финиш включает в себя конечное усилие, которое бегун прилагает на последних метрах дистанции, чтобы поддержать имеющуюся скорость бега. Для этого ему необходимо сохранить длину и, особенно, частоту шагов, а также сосредоточить внимание на интенсивных движениях рук.
72. Методика обучения технике метания гранаты в Задача 1. Создать у занимающихся представление о технике метания гранаты
Задача 2. Научить держанию и выбрасыванию гранаты
а) Научить держать гранату Рассказать и продемонстрировать способы держания снаряда
б) И.п. – стойка ноги врозь. Броски гранаты вниз и вперед за счет движения кисти. То же, в шаге – левая впереди Выполнять захлестывающее движение кистью. При правильном движении кистью граната ударяется дном о землю (лучше – песок)
в) И.п. – то же. Метание набив-ного мяча, ядра, гранаты из-за головы двумя руками, затем одной Регулировать вес снарядов. Вы-полнять броски вначале только движением рук, затем сочетая пружинистые движения ног, туловища, рук
г) Стоя левым боком в направ-лении броска, вес тела на пра-вой. Метание снаряда одной рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений Движение руки при броске должно быть локтем вперед, за которым следует кисть, заканчивающая бросок хлестообразным движением без опускания локтя
Задача 3. Научить технике финального усилия
а) Стоя левым боком в сторону метания: левая стопа повернута внутрь под углом 40-45, а тяжесть тела перенесена на правую (развернутую под углом 90 по направлению метания); правая рука оттянута назад, левая впереди согнута – имитация «захвата» гранаты. То же, с помощью партнера, который держит занимающегося правой рукой за кисть метающей руки, а левой помогает правому плечу и локтю выйти вперед-вверх б) И.п. – то же. Выход в по-ложение «натянутого лука» с помощью партнера, который держит занимающегося правой рукой за кисть метающей руки, а левой подталкивает его под лопатку вперед. То же, но с преодолением сопротивления партнера, который удерживает кисть метающей руки Следить за тем, чтобы не было раннего поворота бедра внутрь при разгибании правой ноги и «ухода» левого плеча в сторону. Сопротивление партнера заставляет «тянуть» снаряд ногами, грудью и рукой (локтем вперед!) в нужном направлении
в) Стоя левым боком в направле-нии метания: вес тела на согнутой правой ноге, повернутой носком вправо наружу, выпрямленная ле-вая приподнята над землей – мета-ние гранаты с места С постановкой левой ноги вперед производить бросок под заданным углом, соблюдая вышеописанную (см. «а») последовательность дви-жений. Обратить внимание на то, что движение правой ноги начина-ется поворотом бедра влево, а ее выпрямление вперед-вверх проис-ходит в момент постановки левой
г) Стоя левым боком в сторону метания (расстояние между стопами 70-90 см): правая нога под прямым углом к направлению метания, левая – 40-45º (тяжесть тела на левой); правая рука с гранатой над плечом, левая перед грудью. Произвести замах рукой со снарядом назад и перенести вес тела на согнутую правую ногу, одновременно повернуть туловище направо. Выпрямляя правую ногу и поворачивая туловище влево, произвести бросок гранаты вперед-вверх
Задача 4. Научить технике метания гранаты с бросковых шагов
а) Стоя на левой, лицом в сторону метания, рука с гранатой над пле-чом, - имитация отведения гранаты на первых двух бросковых шагах в ходьбе и медленном беге
б) Из и.п. – левым боком в сторону метания, левая стопа повернута внутрь под углом 45º, тяжесть тела на правой. Перенести вес тела на левую и, оставляя плечи сзади, сделать скрестный шаг правой, ставя ее на заранее начерченную линию. После этого возвратиться в и.п. То же, но с поднятой правой ногой скрестно перед левой, выполнить легкий прыжок с левой на правую Длина скрестного шага 1-2 ступни и зависит от подвижности в тазо-бедренном суставе. Правая нога ставится на внешний свод стопы (касается дорожки раньше наруж-ным краем пятки). Следить за от-сутствием вертикальных колебаний тела и за «скручиванием» туловища вправо
в) То же упражнение, но в и.п. за-нимающийся приподнимает левую ногу и начинает движение с актив-ной ее постановки на землю. К мо-менту касания грунта левой ногой следует быстро вынести правую вперед и, приземляясь, оставить на ней тяжесть тела. То же, но после скрестного шага, левая нога ставится в исходное для броска положение, сначала без поворота, а затем с поворотом тела в направлении броска со «взятием снаряда на себя»
г) Метание гранаты с четырех бросковых шагов в ходьбе, а затем медленном беге Следить, чтобы туловище на пер-вых двух бросковых шагах было вертикально, а отведение гранаты проходило свободно, без замедле-ния движения. На третьем (скрест-ном) шаге акцентированно свести бедра, затем активно выполнить финальное усилие
Задача 5. Научить метанию гранаты в целом
а) Пробегание предвари-тельной части разбега и выполнение бросковых шагов с имитацией фи-нального усилия Длина укороченного (4-6 беговых шагов) и полного (8-12 беговых шагов) разбега устанавливается путем пробегания от контрольной отметки в обратном направлении. Повторными пробежками уточняется предварительная часть разбега. С учетом четырех бросковых шагов и пятого тормозящего определяется длина разбега в целом
б) Метание гранаты с уко-роченного (4-6 беговых шагов) разбега. То же, но увеличивая длину и ско-рость предварительной части разбега постепенно, добавляя по 2 беговых шага Добиваться точного попадания левой ногой на контрольную отметку. Особое внимание обращать на безостановочный переход от разбега к броску. Следить за закреплением ритма бросковых шагов, а при его ухудшении уменьшить длину и скорость предварительной части разбегацелом.
- Определение лёгкой атлетики, содержание и классификация легкоатлетических упражнений.
- 2.Основные факторы определяющие скорость спортсмена в беге и ходьбе.
- Основные факторы:
- 3.Методика обучения движения ног при спортивной ходьбе
- 4.Оздоровительное, образовательное, воспитательное и прикладное значение занятий лёгкой атлетики.
- 5.Путь движения оцмт во время бега и ходьбы. Влияние его на спортивный результат.
- 6.Методика обучения согласованному движению таза и ног в спортивной ходьбе.
- 7.Возникновение лёгкой атлетики как вида спорта в Древнем мире.
- 8.Использование легкоатлетических упражнений в тренировочном процессе и в своём виде спорта.
- 9.Методика обучения движению рук и туловища в спортивной ходьбе.
- 10.Выступление белорусских атлетов на Олимпийских играх.
- 11.Сходства и различия между ходьбой и бегом.
- 12.Методика обучения спортивной ходьбы в целом.
- 13.Лёгкая атлетика на современных олимпийских играх.
- 14. Фазовая структура техники легкоатлетических метаний
- 15.Методика обучения технике прыжка в высоту способом «фосбери-флоп» в целом.
- 16.Лёгкая атлетика в дореволюционной России.
- 17. Факторы влияющие на дальность полёта снаряда.
- 18.Методика обучения технике бега по повороту.
- 19.Основные этапы становления лёгкой атлетики в ссср.
- 20.Общая характеристика легкоатлетических метаний.
- 21. Методика обучения технике бега по повороту.
- 21.Выступление советских легкоатлетов на Олимпийских играх.
- 23. Разбег и отталкивание, как действия создающие предпосылки для перехода через планку в прыжках в высоту.
- 24.Методика обучения техники низкого и высокого старта.
- 25.Методы безопасности при занятий лёгкой атлетикой.
- 26.Аэродинамические силы, действующие на снаряд в полёте.
- 27.Методика обучения технике финиширования в беге.
- 28.Судейство соревнований по бегу и спортивной ходьбе.
- 29.Основные факторы, определяющие спортивный результата в прыжках и их характеристики.
- 30. Методика обучения технике бега по пересечённой местности.
- 31.Характеристика и классификация общеразвивающих и специальных упражнений ( в видах лёгкой атлетики).
- 32. Анализ техники прыжка в высоту способом «перешагивание».
- 34.Фазовая структура бега (периоды, фазы, моменты).
- 35.Эвалюция техники прыжков в высоту
- 37.Фазовая структура бега (периоды, фазы, моменты).
- 40.Взаимодействие внутренних и внешних сил при беге и ходьбе
- II. Отталкивание
- III. Полет
- IV. Приземление
- Задача 5. Научить метанию гранаты в целом
- 3. Дайте характеристику основных частей техники легкоатлетических прыжков.
- I. Разбег
- II. Отталкивание
- III. Полет
- IV. Приземление
- 46. Основы техники легкоатлетических метаний
- 47.Методика обучения технике спортивной ходьбы.
- 48.Основы техники легкоатлетических метаний.
- 49.Правила соревнований по легкоатлетическим прыжкам.
- 50.Краткая историческая справка развития техники метаний.
- 51.Методика обучения технике перехода через планку и приземлению прыжках в высоту способом «перешагивание».
- 52. Анализ техники метания гранаты (фазовая структура).
- 53.Движение прыгуна в полёте и их значение.
- 58.Основные способы прыжков в высоту и их характеристика.
- 59.Последовательность обучения технике легкоатлетических упражнений.
- 60.Методика обучения технике разбега и отталкивания в прыжке в высоту способом «фосбери-флоп».
- 61.Анализ техники прыжка в высоту способом «фосбери-флоп».
- 62.Краткая историческая справка развития спортивной ходьбы.
- 63.Методика обучения взаимосвязи движения рук, ног и туловища при беге и спортивной ходьбе.
- 64.Правила соревнований по легкоатлетическим метаниям.
- 65. Краткая историческая справка развития бега на средние дистанции.
- 66. Движения частей тела при спортивной ходьбе.
- 67. Организация и правила проведения соревнований по бегу.
- 68.Основные отличия спортивной ходьбы от обычной.
- 69.Методика обучения технике маховых движений в беге и прыжках.
- 70.Последовательность решения задач в обучении прыжка в дину с разбега способом «согнув ноги».
- 71. Анализ техники бега на различные дистанции (по выбору).
- 73. Организация и проведение занятий оздоровительной ходьбой и бегом для лиц разного пола и возраста.
- 74.Характеристика основных методов обучения, используемых в лёгкой атлетике.
- 75.Методика обучения технике прыжка в высоту способом « перешагивание» в целом.