logo
Fizkultura

39. Формирование и совершенствование двигательного навыка.

Произвольные двигательные действия человека являются результатом работы функциональной системы, в которую входят:

а) психический двигательный образ (модель) движений тела потребных для решения двигательной задачи;

б) условные и безусловные рефлексы (реакции организма на раздражения, поступающие из внутренней и внешней среды).

На первой стадии формирования нового двигательного акта его образ в сфере сознания несовершенен. По мере практических попыток выполнения двигательной задачи происходит его пополнение и уточнение. Особенно успешно это происходит в случае посторонней помощи, когда исполнителю указываются ошибки и недостатки движений, демонстрируется образец решения двигательной задачи.

По мере повторных попыток образующиеся в нервной системе координационные механизмы управления исполнительными органами (связи отдельных нервных клеток и мышц) закрепляются, происходит овладение двигательным действием. В дальнейшем для его выполнения отпадает необходимость в детальном контроле всех элементов движений. Появляется автоматизм в действиях (часть координационных связей выпадает из сферы контроля со стороны сознания) – процесс формирования двигательного навыка завершен.

Совершенствование двигательного навыка в целях повышения эффективности двигательных действий – трудоемкий процесс, в ходе которого устраняются нерациональные и формируются новые элементы техники движений, повышается надежность их выполнения в разных условиях внешней среды. Это процесс дальнейшего уточнения и закрепления в сознании улучшенного варианта базового двигательного образа, упрочение старых и вновь образованных координационных механизмов.