12. Железнодорожный транспорт Хабаровского края, современное состояние и перспективы развития
Железнодорожный транспорт является основным в транспортной системе края, он способствует функционированию и развитию его экономики и играет ключевую роль в обеспечении потребностей населения в перевозках.
Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества; он является важным инструментом для достижения социальных и экономических целей в регионе. Транспорт – не только отрасль, перемещающая грузы и людей, а, в первую очередь, межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования. Поэтому развитие транспортной отрасли для региона имеет очень важное значение, в особенности для Дальневосточного. Его экономико-географическое положение характеризуется транспортной удаленностью от центральной России, что значительно влияет на экономическое развитие, в частности повышенные транспортные затраты увеличивают себестоимость воспроизводимой здесь продукции. Недостаточная развитость транспортной инфраструктуры формирует социальную напряженность в обществе, которая проявляется в увеличении стоимости жизни населения, увеличении безработицы, сдерживают развитие культуры и образования в труднодоступных районах.
Транспортный комплекс Хабаровского края представлен всеми видами транспорта и занимает ключевые позиции в единой транспортной системе Дальнего Востока. По объемам грузооборота и пассажирооборота транспортный комплекс Хабаровского края находится на первом месте в ДФО.
Таблица 1 - Перевозки (отправление) грузов по видам транспорта общего пользования (тыс.т)
2004
2005
2006
2007
2008
Транспорт всего
29817,0
30591,1
32970,3
28357,9
27595,1
в том числе:
железнодорожный
18142,0
20019,0
19819,0
21541,0
20730,0
автомобильный[1]
4229,3
3098,1
4388,3
3297,4
2958,0
морской[2]
4677,7
5228,9
6095,7
106,7
148,8
внутренний водный
2758,8
2236,2
2657,4
3403,8
3753,3
воздушный
9,2
8,9
9,9
9,0
5,0
Таблица 2- Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования (млн. пассажиро- км)
2004
2005
2006
2007
2008
Транспорт всего
5631,7
5776,3
6230,4
6558,7
5272,9
в том числе:
железнодорожный
1995,3
1903,6
1876,2
1888,7
1889,6
автобусный
1133,8
1532,9
1769,4
1791,1
1582,9
трамвайный
160,3
110,2
96,4
99,1
106,8
троллейбусный
56,8
37,6
36,0
37,8
50,5
внутренний водный
55,9
58,9
54,5
54,6
49,1
воздушный
2229,6
2133,1
2397,9
2687,4
1594,0
По территории Хабаровского края пролегаю две железнодорожные магистрали – Транссиб и БАМ.
Транссиб – двухпутная, полностью электрифицированная железнодорожная линия, протяженностью около 10 тыс. км, технические возможности которой позволяют освоить объемы перевозок грузов до 100 млн. тонн в год, в том числе международного транзита в контейнерах на уровне 200-300 тыс. TEU из стран Азиатско-тихоокеанского региона в Европу и Центральную Азию.
Кроме того, перевозки по Транссибирской магистрали по сравнению с морскими имеют ряд объективных преимуществ:
- возможность двукратного сокращения времени следования грузов: как показывает опыт контейнерных перевозок, время прохождения контейнерного поезда следованием из Китая в Финляндию через Транссибирскую магистраль может составлять менее 10 суток, при этом обычное время следования морским путем составляет 28 суток;
- низкий уровень политических рисков, т.к. до 90% маршрута проходит по территории Российской Федерации – государства с устойчивой демократической системой государственной власти, стабильным политических климатом и уверенно растущей экономикой;
- сокращение до минимума числа перевалок груза, что сокращает расходы грузовладельцев и предотвращает риск случайного повреждения грузов при перевалке.
Транссибирская магистраль включена в качестве приоритетного маршрута в сообщении между Европой и Азией в проекты международных организаций ЕЭК ООН, ЭСКАТО ООН, ОСЖД.
Байкало-Амурская магистраль (БАМ) пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской обл., Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю.
Роль БАМа определяется развитием мирохозяйственных связей, а значение сопоставимо с крупнейшими транспортными структурами Европы и Азии. Магистраль способствует включению России в динамично развивающиеся АТР.
Значение БАМа определяется также тем, что вдоль магистрали расположены запасы природных ископаемых, половина из которых вывозится по железнодорожному направлению Тайшет-Тында-Комсомольск-Советская Гавань. Более 70% объемов вывоза грузов составляют уголь, руда и лесные грузы.
В ближайшие годы на базе Эльгинского месторождения предполагается строительство разреза мощностью 30 млн. т. в год с обогатительной фабрикой, позволяющей довести отправление угольного концентрата и промпродукта на экспорт до 22 млн. т. Эльга – крупное неразработанное месторождение жирных коксующихся углей. Лицензированные запасы составляют 2,2 млрд. т., а в прилегающих к месторождению областях находится еще до 40 млрд. т различных марок углей. Начато (и временно приостановлено) строительство 315-килиметрового участка железной дороги от станции Улак Байкало-Амурской магистрали до Эльги.
Удско-Селемджинский железорудный район, площадью около 5000 км.2, удален от БАМа на 180-260 км. Мощность рудных залежей 40-80 м, протяженность рудных тел от нескольких сотен метров до 4-6 км. Прогнозные ресурсы оцениваются в 10-12 млрд. тонн со средним содержанием железа 32-43 %. Руды по составу - магнетитовые, магнетит – гематитовые, сидерит – магнетитовые. Значительная часть руд связана с гематитом, что потребует сложных методов обогащения, в том числе полного измельчения руды. Здесь же расположены крупнейший на востоке страны бассейн агроруд.
Куранахское месторождение титаномагнетитов и ильменита находится на северо-западе Амурской области. Лицензируемая территория Куранахского рудного поля 85 км2, добыча на месторождении ведётся открытым способом. На месторождении ведется строительство обогатительной фабрики по производству титаномагнетита и ильменита. Производственные мощности уже проектируемого предприятия составят 900 тысяч тонн в год титаномагнетитового концентрата, с перспективами роста в несколько раз.
Месторождение магнетит-ильменитовых руд Большой Сейим расположено в Тындинском районе Амурской области. Лицензионный участок покрывает площадь в 26 км2 и распространяется на глубину в 1000 метров, по условиям лицензионного соглашения геологоразведочные работы должны быть закончены к декабрю 2010 года, а производство должно было начаться к декабрю 2012 г. с минимальной мощностью в 2 млн. т руды в год.
Чинейское месторождение медно-сульфидных и ванадийсодержащих титаномагнетитовых руд находится в Каларском районе Читинской области. Запасы месторождения оцениваются в 1,5 млрд. т. руды и 30,3 млрд. т двуокиси титана. Удоканское медное месторождение с запасами 18-20 млн. т. меди.
Значительный интерес представляют железорудные месторождения ЕАО (Мало-Хинганский железорудный район, Кимканское, Сутарское, Костеньгинское железорудные месторождения) и Гаринского месторождений железных руд Амурской области, общие запасы которых оцениваются в 3,4 млрд.т.
Перспективы развития ж/д транспорта:
1. Переустройство участка железнодорожной линии Известковая – Чегдомын, попадающего в зону влияния водохранилища Бурейской ГЭС. Благодаря Федеральному агентству железнодорожного транспорта, решившему вопросы финансирования и хода строительства, уже в октябре на вновь построенном участке планируется открыть движение поездов.
2. Развитие Ванино – Советско-Гаванского транспортного узла и увеличение пропускной и провозной способности линии Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань и всего БАМа. Дальнейшее развитие портов Ванино и Советская Гавань требует от ОАО «Российские железные дороги» проведения реконструкции участка Оунэ – Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань. Развитие Ванино – Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла как точки экономического роста, обусловленного участием частных инвесторов, потребует наращивания пропускных и провозных железнодорожных мощностей Северного широтного хода. Прогнозируемый грузооборот этого транспортного узла составит к 2020 году более 60 млн. тонн в год.
3. Формирование системного подхода к развитию Транссибирских контейнерных перевозок на железных дорогах, морских участках, в портах с участием экспедиторских ассоциаций Европы, России, Республики Корея, Японии, Австрии, а также экспедиторских компаний; выработку и применение конкурентоспособных тарифов для перевозки внешнеторговых и транзитных грузов с учетом направлений грузопотоков и условий перевозок грузов по альтернативным маршрутам; дальнейшее совершенствование технологии и организации перевозок транзитных и внешнеторговых грузов по Транссибирскому маршруту (ТСМ).
- Раздел – Региональная экономика
- 1. Общая характеристика Хабаровского края
- 2. Понятие и сущность экономического потенциала Хабаровского края
- 3. Угледобывающая отрасль Хабаровского края. Состояние, проблемы, перспективы развития
- 4. Добыча металлических руд в Хабаровском крае. Состояние отрасли проблемы и перспективы ее развития
- 5. Металлургический комплекс Хабаровского края, современное состояние и проблемы развития
- 6. Состояние, проблемы и перспективы развития нефтепереработки в Хабаровском крае
- 7. Машиностроение – основа индустриального и инновационного базиса Хабаровского края. Проблемы и перспективы его развития
- 8. Лесопромышленный комплекс Хабаровского края.
- 9. Рыбопромышленный комплекс Хабаровского края
- 10. Пищевая промышленность Хабаровского края
- 11. Тепло- и электроэнергетика в Хабаровском крае, проблемы и перспективы развития отрасли
- 12. Железнодорожный транспорт Хабаровского края, современное состояние и перспективы развития
- 13. Водный транспорт (речной, морской) Хабаровского края. Состояние, проблемы и перспективы развития
- 14. Автомобильный транспорт Хабаровского края, современное состояние и перспективы развития
- 15. Строительный комплекс Хабаровского края. Состояние, проблемы и перспективы развития
- 16. Внешнеэкономическая деятельность Хабаровского края. Характеристика экспортно-импортного потенциала региона
- 17. Инвестиционная деятельность в Хабаровском крае, проблемы привлечения иностранного капитала в экономику региона
- 18. Инновационный потенциал Хабаровского края, современное состояние и перспективы развития
- 19. Малый бизнес и его роль в социально-экономическом развитии Хабаровского края
- 20. Демографические тенденции Хабаровского края
- 21. Рынок труда Хабаровского края, состояние и проблемы на рынке труда в регионе
- 22. Экология Хабаровского края. Региональные экологические проблемы