7. Машиностроение – основа индустриального и инновационного базиса Хабаровского края. Проблемы и перспективы его развития
Основу индустриального и инновационного базиса края, где формируется качественный трудовой потенциал, создается высокотехнологичная продукция составляет машиностроение. В крае отрасль представлена авиа- и судостроением.
Авиастроение.
Авиационная промышленность Хабаровского края представлена предприятиями: ОАО «КнААПО», а также заводом «Прогресс», выпускающим военные вертолеты и легкие спортивные самолеты. Они полностью входят в разряд отраслей инновационного класса, а их продукция относится к разряду наукоемких.
Основной авиастроения как по России, так и по Хабаровскому краю является несоответствие масштаба и структуры существовавшей в стране авиационной промышленности, ее научно-технического и производственного потенциала объему платежеспособного спроса на продукцию отрасли, - как гражданского, так и военного назначения.
Замедление вследствие указанного структурного несоответствия процессов разработки, производства и сбыта авиационной техники, а во многих случаях и их практическая остановка, привели к неизбежному в таких условиях падению технологического уровня производства и проектирования, устареванию основных производственных фондов и большим кадровым потерям - как в количественном отношении, так и в отношении владения современными конструкторскими и производственными навыками. Аналогичные процессы развивались и в авиационной науке.
Решением названных проблем в авиапромышленном комплексе Хабаровского края будут являться осуществление следующих мероприятий:
· развитие производственного, конструкторского и научно-исследовательского потенциала;
· развитие системы подготовки и переподготовки отраслевых кадров;
· увеличение объема научных исследований, количества создаваемых новых технологий и ускорение их внедрения;
· внедрение и развитие новых технологий проектирования и производства авиатехники, расширение применения композиционных материалов в производстве авиационной техники;
· создание опытных самолетов и двигателей (демонстраторов новых технологий);
· снижение трудоемкости серийно выпускаемой авиатехники в среднесрочной перспективе не менее чем в 1,3-1,6 раза.
Необходима также поддержка продвижения российской авиатехники на рынки:
· развитие лизинга, распространение практики его на поставки по военно-техническому сотрудничеству;
· кредитование экспортных поставок и упрощение таможенного режима;
· организация политико-дипломатической поддержки;
· поддержка систем обеспечения жизненного цикла продукции;
совершенствование нормативной правовой базы с целью расширения участия в реализации перспективных авиационных проектов иностранных партнеров
Судостроение..
Судостроительные предприятия Российского Дальнего Востока представлены пятью заводами Хабаровского края и тремя – Приморского.
Наиболее крупными предприятиями Хабаровского края являются «Амурский судостроительный завод» («АСЗ», г. Комсомольск-на-Амуре), Хабаровский судостроительный завод.
Судостроительные предприятия Хабаровского края, в силу оборонной направленности создавались для производства определенного типа военной продукции. В связи с сокращением оборонных заказов и узостью внутреннего рынка продукции обострились проблемы отрасли, среди которых основными являются:
- менее благоприятные по сравнению с зарубежными верфями условия финансирования реализации проектов по строительству судов, а также более высокий уровень налоговой нагрузки;
- высокий уровень физического и морального износа основных фондов; устаревшие технологии и проектные решения;
- отсутствие, нехватка квалифицированных кадров;
- ориентированность российских судостроительных предприятий на выпуск военной продукции, и соответственно, отсутствие наработанных логистических и иных схем в сфере гражданского судостроения.
Для судостроительных предприятий Хабаровского края важной является проблема высокой конкуренции со стороны Китайских верфей. Без государственной поддержки конкурировать с ними сложно, необходимо помимо этого противозатратная деятельность, позволяющая существенно снизить стоимость судостроения и судоремонта.
Серьезным недостатком основных судостроительных предприятий является расположение их в бассейне реки Амур, где имеются мели и зимний ледостав. С наступлением ледового периода с ноября по май месяц нарушается ритм работы заводов, что вместе с затратами на углубление русла реки приводит к удлинению сроков строительства, и в конечном итоге к удорожанию производства.
Дальнейшее развитие отрасли связано с участием государства в организационных новациях. В 2007 г. создана «Объединенная судостроительная компания» (ОСК). Согласно утвержденной советом директоров концепции судостроения на ДВ, дальневосточное судостроение разделено на четыре зоны. В Хабаровском крае – зона «Амур» в Комсомольске-на-Амуре на базе «АСЗ». Зона будет специализироваться на строительстве гражданских и военных кораблей. Зона «Хабаровск» будет базироваться на Хабаровском судостроительном заводе. Здесь планируется строить малотоннажные суда гражданского и военного назначения. Еще две зоны будут созданы в Приморском крае. «Восток» - ориентируется на строительство океанских буровых платформ, «Звезда» - на производстве газовозов.
- Раздел – Региональная экономика
- 1. Общая характеристика Хабаровского края
- 2. Понятие и сущность экономического потенциала Хабаровского края
- 3. Угледобывающая отрасль Хабаровского края. Состояние, проблемы, перспективы развития
- 4. Добыча металлических руд в Хабаровском крае. Состояние отрасли проблемы и перспективы ее развития
- 5. Металлургический комплекс Хабаровского края, современное состояние и проблемы развития
- 6. Состояние, проблемы и перспективы развития нефтепереработки в Хабаровском крае
- 7. Машиностроение – основа индустриального и инновационного базиса Хабаровского края. Проблемы и перспективы его развития
- 8. Лесопромышленный комплекс Хабаровского края.
- 9. Рыбопромышленный комплекс Хабаровского края
- 10. Пищевая промышленность Хабаровского края
- 11. Тепло- и электроэнергетика в Хабаровском крае, проблемы и перспективы развития отрасли
- 12. Железнодорожный транспорт Хабаровского края, современное состояние и перспективы развития
- 13. Водный транспорт (речной, морской) Хабаровского края. Состояние, проблемы и перспективы развития
- 14. Автомобильный транспорт Хабаровского края, современное состояние и перспективы развития
- 15. Строительный комплекс Хабаровского края. Состояние, проблемы и перспективы развития
- 16. Внешнеэкономическая деятельность Хабаровского края. Характеристика экспортно-импортного потенциала региона
- 17. Инвестиционная деятельность в Хабаровском крае, проблемы привлечения иностранного капитала в экономику региона
- 18. Инновационный потенциал Хабаровского края, современное состояние и перспективы развития
- 19. Малый бизнес и его роль в социально-экономическом развитии Хабаровского края
- 20. Демографические тенденции Хабаровского края
- 21. Рынок труда Хабаровского края, состояние и проблемы на рынке труда в регионе
- 22. Экология Хабаровского края. Региональные экологические проблемы