logo
Раздел

13. Водный транспорт (речной, морской) Хабаровского края. Состояние, проблемы и перспективы развития

Водный транспорт обеспечивает выход грузо- и пассажиропотоков края через сеть водных путей в южном направлении в северо-восточные провинции КНР, а в северном - в Татарский пролив и страны АТР. Кроме того, водным транспортом осуществляется основные объемы перевозок социально-значимых грузов в северные районы края. Постоянно действующая морская железнодорожно-автомобильная переправа Ванино - Холмск связывает материк и остров Сахалин. Крупнейшими морскими портами являются международные порты Ванино, Де-Кастри, Советская Гавань, речными – порты в г.Хабаровск и г.Комсомольск-на-Амуре.

Суммарная протяженность используемых водных путей составляет около 3 тыс. км. Главная речная магистраль края — река Амур. Он судоходен на всем протяжении. Пассажирская навигация начинается в мае и заканчивается в октябре. Основной маршрут связывает Хабаровск с Николаевском-на-Амуре. Здесь ходят комфортабельные быстроходные суда на подводных крыльях типа «Метеор». Также судоходны реки Уссури, Амгунь и Тунгуска. На пригородных маршрутах Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре популярны теплоходы "Москва", которые доставляют пассажиров (в основном дачников, рыбаков и охотников) на левый берег реки.

Пять морских портов Хабаровского края - Ванино, Советская Гавань, Мыс Лазарева, Де-Кастри и Николаевск-на-Амуре входят в состав общей транспортной системы Дальнего Востока, а уровень технической оснащенности позволяет принимать и перерабатывать самые разнообразные виды грузов.

Ванинский морской торговый порт круглогодичного действия, являющийся современным технически оснащенным предприятием, специализирующийся на переработке практически всех видов грузов. Ванинский порт – транспортный узел, связывающий воедино железнодорожный, морской и автомобильный пути сообщения. Через Ванино поставляются каботажные грузы о. Сахалин, в другие северо-восточные регионы России и грузы внешней торговли в большинство стран азиатско-тихоокеанского региона. Географическое расположение порта открывает ближайший выход к морю грузам, идущим с запада по Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожным магистралям.

Порт Советская Гавань расположен в глубоководной бухте Эгге, акватория морского порта включает в себя пространство залива кроме бухт Северная, Бяуде, Западная и акватории рыбного порта. Порт расположен в удобном географическом положении, акватории порта достигают 28 м и более, имеющиеся причалы позволяют заходить в акваторию судам дедвейтом до 50 тыс. т, а в перспективе до 300 тыс. т.

Через порт Де-Кастри проложены нефте- и газопроводы от сахалинского шельфа до Комсомольска-на-Амуре. В настоящее время ведется проработка варианта существенного увеличения грузооборота порта путем подведения новой трубы нефтепровода к порту и строительства плавучего причала, который сможет принимать под загрузку танкеры грузоподъемностью до 100 тыс. тонн. Мощность нефтяного экспортного терминала предполагается расширить до 12 млн. тонн в год. Но в этом случае проблема будет заключаться в том, что свободное плавание здесь ограничено. Спресованный лед с торосами тянется от портового пункта на 70 миль на юг. Обеспечить круглогодичную навигацию можно лишь с помощью ледоколов. В перспективе намечается открыть постоянно действующий маршрут Де-Кастри - порты Юго-Восточной Азии.

Морской порт Мыс Лазарева - это специализированный (лесной) порт, который доступен для судов с осадкой до 4 м. Порт располагает 4 крытыми складами, а также имеются открытые площади с грунтовым покрытием для хранения 15 тыс. куб. м леса. Лес перегружается портовыми кранами. Наличие складских площадей в зоне работы портальных кранов позволяет заранее накапливать лес на причалах. Объем грузооборота составляет около 300 тыс. т в год. Конструкция нефтепирса представляет собой три отдельно стоящих ряжа в плане 10x12, соединенных между собой мостиками.

Порт Николаевск-на-Амуре расположен на левом берегу Амура в 23 милях выше устья. Является морским и речным портом Дальнего Востока, находится в 977 км от г. Хабаровска и 582 км от железнодорожной станции Комсомольск-на-Амуре. Функционирует только в период летней навигации, которая длится 5,5 месяцев.